Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Экономическая политика


Recommended Posts

Статья из "Зеркало":

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КУРС КАРДИНАЛЬНОГО УСКОРЕНИЯ
Саттар Сафаров, председатель комиссии ММ по экономической политике, д.э.н., профессор

Президент Азербайджана взял курс на кардинальное ускорение социально-экономического развития страны и повышение уровня жизни народа.
[b]Темпы роста ВВП в 2005 году запланированы на 14,1 процента, 2006-м - 24,9 процента, 2007-м - 30,1 процента[/b]. Это [b]трехкратное увеличение [/b]ВВП и двухкратный рост производимой на душу населения (2264 доллара) продукции. Если сказать, что таких темпов прироста ВВП в Азербайджане не предусматривались и не было никогда, это не преувеличение. Такие высокие темпы имели место лишь в отдельных регионах мира, специальных экономических зонах, таких, как в Шенджене, Шанхае (район Пудун), Китае, в которых прирост продукции в отдельные годы составлял 25 и более процентов. Сегодня в большинстве стран темпы роста ВВП невелики. Среднегодовой темп роста мировой экономики в 1993-2003 гг. составлял 2%. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти - мобилизовать усилия и обеспечить выполнение курса президента страны и сохранить на долгие годы высокие темпы прироста ВВП. Разработана стратегия и утверждены Государственные программы об основных направлениях долгосрочного социально-экономического развития республики и повышения уровня жизни населения. Для реализации курса президента создана соответствующая законодательная база, определены источники их финансирования. Реализуются меры по направлению усилий всей системы и структуры управления, предпринимательской активности, экономического творчества всех слоев населения к выполнению курса президента и обеспечению сохранения на долгие годы высоких темпов прироста ВВП.

Ошибочны мнения тех экономистов, которые считают, что любое вмешательство государства "нарушает равновесие экономики, противоречит принципам рыночной организации экономических процессов". Следует иметь в виду, что в рыночной системе хозяйства государство не уходит от экономики. Изменяются лишь принципы, формы и методы ее воздействия на экономику.

В руках государства сосредоточены мощные инструменты: налогово-бюджетное, денежно-кредитное, тарифное, антимонопольное регулирование; кадровая политика, контроль за профессиональным соответствием менеджеров не только государственных, но и ведущих корпоративных организаций; арбитражные процедуры. Особую роль играет законодательная машина, гарантирующая квалифицированное, без излишних популистских рассуждений, законодательное обеспечение и корректировку установок экономической политики, а также равноправную защиту всем экономическим агентам при осуществлении экономической деятельности.

Государство определяет общие нормы, единые правила функционирования и развития для всех субъектов рыночной экономики. Однако определяя законом правила игры, превращается в главного управляющего и координирующего органа всей хозяйственной системы страны. Для реализации президентского курса государство должно:

- на базе дальнейшего укрепления социально-политической стабильности обеспечить мобилизацию в хозяйственный оборот всех ресурсов экономического и интеллектуального потенциала страны, способствовать (содействовать) переориентации экономики на развитие высокотехнологичных секторов; наряду с развитием нефтяного сектора, как базовой отрасли экономики, обеспечить опережающие темпы роста ненефтяного, особенно несырьевого сектора экономики. Этот сектор может на долгие годы поддержать высокие темпы экономического развития за счет сокращения зависимости экономики республики от экспортных цен на сырье, формируемых на мировых рынках;

- обеспечить сбалансированность социальной и инвестиционной политики, развития производственной и социальной инфраструктуры, добывающих и обрабатывающих сегментов хозяйств регионов;

- используя опыт стран создать в регионах республики "особые", "свободные", "промышленные", "специальные", "экономические" зоны, обеспечить опережающие темпы экономического роста регионов республики;

- максимально стимулировать производственную интеграцию с наиболее высокотехнологичными и конкурентоспособными отраслями экономики развитых стран, привлечение иностранного капитала, в том числе иностранные инвестиции в экономику, особенно в регионах республики;

- на базе вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных, возобновляемых источников энергии, воздействовать повышению эффективности и качественной структуры управления экономикой, способствующей кардинальному ускорению экспортоориентированных и конкурентоспособных производств;

- обеспечить координированное воздействие бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой, процентной, тарифной, антимонопольной политики на опережающие темпы развития ненефтяного сектора экономики, особенно в регионах республики.

Государство, изменяя правила игры в функционировании субъектов рыночных стуруктур, может существенно влиять на развитие экономики. Практика многих стран свидетельствует, что бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, процентной, структурной, инвестиционной и т. д. политикой государство может существенно повлиять на ускорение темпов роста экономики.

Например, США, стремясь оживить национальную экономику, снижали учетные ставки банковских кредитов до уровня инфляции. Это дало толчок развитию экономики этого государства. Применение таких шагов возможно при условии, если для банковской системы стабильное экономическое развитие страны важнее, чем прирост собственной прибыли.

В Азербайджане, во-первых, 75 процентов кредитов являются кратковременными, во-вторых, кредитные проценты (1620 процентов) выше, чем средняя норма прибыли в экономике в целом. В этих условиях банковский сектор не может должным образом повлиять на ускорение темпов экономического роста.

Следует переходить от социально направленного бюджета к бюджету развития (менять социальную ориентацию бюджета, направив ее на создание новых производственных и социальных инфраструктур, увеличение конкурентоспособных и экспортоориентированных производств, создание новых рабочих мест, повышение производства на душу населения и заработной платы и т.д.), переход от унифицированного (единой налоговой ставки по отраслям и регионам республики) к дифференцированному налогообложению (дифференциации ставки налогов по регионам и отраслям республики, стимулировании экономической активности в регионах республики), от краткосрочного к долгосрочному банковскому кредиту (от коротких денег к "длинному"), от "дорогого" к "дешевым деньгам", процентным ставкам кредитов и т.д.



Интересная, "ура-патриотичная" статья. Несколько странных моментов:
1. Темпы роста, указанные автором, ну никак не могут привести к трехкратному росту ВВП. Как известно, для двухкратного роста существует так называемое "правило 70" - делите 70 на темпы роста и результат является количеством лет, необходимых для удвоения национального продукта. Например, если темпы роста 10% (как у нас в среднем с 1998 года), то для удвоения размера экономики необходимо 70/10=7 лет. А с указанными автором темпами роста именно такая картина и вырисовывается.
2. Автор предлагает развивать капитало- и наукоемкие отрасли, я лично уверен, что Азербайджану сам Бог велел концентрироваться на услугах: транспорт, финансы, туризм, и т.п. (хотя одно другого, в данном случае, не исключает). Но дело ещё в том, что развитие капитало- и наукоемких отраслей идёт в разрез с целью создания 600 тыс. рабочих мест: дело в том, что для достижения этой цели необходимо развитие в первую очередь сельского хозяйства как самой трудоемкой сферы производства (что подтверждает опыт Азербайджана - большинство из 110 тыс. созданных за последний год рабочих мест прямо или косвенно завязанны на сельском хозяйстве).
3. Говоря об опыте США, автор упускает из внимания тот факт, что США никогда, повторяю - НИКОГДА, не сталкивались с таким уровнем коррупции и недоверия к правительству как у нас. Даже во времена Аль Капоне... И снижение процентных ставок являлось отражением реальных процессов, происходивших в экономике, и посему приводило к развитию. Насколько я знаю, есть много людей с деньгами (equity financing), которые не вкладывают деньги у нас, а предпочитают вывозить их за рубеж не из-за высоких кредитных ставок, а из-за неблагоприятной инвестиционной ситуации, когда вложив многое рискуешь остаться у разбитого корыта.
4. Проблемы банковского сектора создаются тем самым государством, про потенциально позитивную роль которого так отзывается автор в начале статьи. "Зонтик" протекции над Международным Банком, несовершенство регулятивных норм и механизмов привело к тому, что большинство банков делающих бизнес у нас, являются так называемыми "карманными" банками, то есть банками, в первую очередь ориентированными не на обслуживание населения, а на служение интересам своего дайдая-владельца. Плюс к тому, политическая ситуация и структура владения бизнесом приводит к тому, что население склоняется больше в пользу хранения денег "под матрасом", нежели на счету в банке, даже учитывая довольно-таки высокие процентные ставки на депозиты (по сравнению с теми же США и Европой).
5. Автор приводит для сравнения примеры китайских промышленно-технологических центров. Дело в том, что рост в Китае никогда не был связан с добычей полезных ископаемых. Если посмотреть на структуру нашего ВВП, то станет ясно, насколько мы "завязаны" на нефти и газе. Так, в прошлом году инвестиции в нефтяной сектор (и смежные сектора) составили свыше 3 миллиардов долларов (не хочу лезть в статистику, если хотите - посмотрите реальные цифры на сайте ГосКомСтата, хотя за качество и достоверность указанной там инфорации не ручаюсь:-) - это около 40% нашего ВВП. Прибавьте сюда экспорт нефти, и вы увидите, что наш рост далеко не такой как был в указанных автором примерах, и что параллели проводить довольно-таки сложно. Это - один из случаев, когда рост не обязательно означает "развитие".
6. Автор пишет о том, что определены источники финансирования государственных программ. Меня удивляет, почему до сих пор государство не обнародовало информацию об ожидаемой прибыли от наших нефтяных контрактов, по годам. Хотя бы для АЧГ и БТДж. Говорят, что это будет примерно 100 млрд. долларов по АЧГ и около 0.6 млрд. по БТДж, но почему бы не показать методику вычисления сих чисел?:-) Народ должен знать своих героев! Без так называемого "тайминга" доходов невозможно говорить о долгосрочных стратегиях развития.
7. Говоря о предложениях, автор касается создания особых зон в регионах, а также дифференцированного законодательства. Это, несомненно, хорошая идея, но вот где взять столько толковых налоговиков, чтобы они могли этот процесс контролировать? И что по этому поводу скажет МВФ? Помнится, именно МФИ были инициаторами отмены дифференцированной системы налогообложения по регионам.
8. Наконец, о сути государства. Государство не должно присутствовать в рыночной экономике. Единственная роль государства - это решать рыночные ошибки, регулировать и арбитрировать. Те же денежная политика, фискальная политика и политика обменного курса (кстати, автор забыл указать эту наиважнейшую составляющую гос.политики) являются, по сути, вмешательством государства в экономику, зачастую обусловленным скорее политическими, нежели экономическими интересами. До сих пор мы не приватизировали гос.собственность полностью - мол, "стратегические отрасли должны оставаться под контролем государства". Кто решил, что частники хуже справятся с управлением стратегическими отраслями? Создайте нормальные условия для ведения бизнеса, реально функционирующую и адекватную регулятивную систему - и всё будет, как говориться, тип-топ.

Одним словом, Аллах кёмяйимиз олсун, эзиз Хямвятянлярим!

Link to comment
Share on other sites

Кое-какие данные на этот есть в отчете Всемирного Банка
[url="http://www-wds.worldbank.org/servlet/WDSContentServer/WDSP/IB/2003/05/13/000094946_03043004015981/Rendered/PDF/multi0page.pdf"]http://www-wds.worldbank.org/servlet/WDSCo.../multi0page.pdf[/url]

это PDF фаил и надо смотреть странитцы 16-21.

Link to comment
Share on other sites

[quote name='yani4ar' date='Feb 8 2005, 09:14 '][b]Темпы роста ВВП в 2005 году запланированы на 14,1 процента, 2006-м - 24,9 процента, 2007-м - 30,1 процента[/b]. Это [b]трехкратное увеличение [/b]ВВП и двухкратный рост производимой на душу населения (2264 доллара) продукции. Если сказать, что таких темпов прироста ВВП в Азербайджане не предусматривались и не было никогда, это не преувеличение.
[right][snapback]211684[/snapback][/right][/quote]

Товарищи!!!

Даешь двойное и тройное перевыполнение плана! Догоним и перегоним Америку!

А автору статьи: увеличить ВВП на душу населения в два раза можно двумя способами - увеличить ВВП или же уменьшить собственно кол-во душ населения в два раза. Второе более реально :huhh:

Link to comment
Share on other sites

кое какие данние по нефти :

1. количество нефти добиваемои в стане начнет резко расти с 2008 года когда обшая добича нефти со всех проектов дотигнет примерно 30,000 тонн в год

2. добича достигнет пика в 2012 годы когда страна быдет добивать примерно 55,000-58,000 тонн нефти в год

3. между 2012 и 2014 добича нефти будет стабильна примено на уровне 2012 года

4. с 2014 начинается спад добичи нефти

5. к 2020 добича упадет обратно к уровню 2008 т.е. где то 30,000 тонн

два фактора играют важныю роль при рассмотрении етих данных

а) цена на нефть которую на такую перспективу прогнозировать очен сложно

б) етот прогноз принимает во внимание толко добичу со следуюших месторождении: Old Oil, ACG (phases 1 to 3), New Oil, Early Oil, Shah Deniz Condensate

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Our picks

    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Red Heart
        • Like
      • 10 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Facepalm
        • Downvote
        • Upvote
        • Thanks
        • Red Heart
        • Like
      • 61 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
        • Haha
      • 10 replies
    • «Переживаю за свою жизнь и жизнь своих детей...» Женщина из Баку о том, как лишилась глаза после избиения мужа – ВИДЕО
      Проживающая в Баку Анастасия Бектимирова поделилась в своем аккаунте в Инстаграм видео, в котором рассказала о произошедшем с ней домашнем насилии.
        • Downvote
      • 638 replies
    • Стало известно, чем болен Кадыров. Кто станет новым главой Чечни?
      Рамзан Кадыров смертельно болен, он регулярно переносит серьезные медицинские кризисы, у него панкреонекроз поджелудочной железы, а Кремль ищет замену нынешнему главе Чечни, утверждает «Новая газета Европа». По их данным, именно поэтому Кадыров часто пропадает из виду, запускает пиар-кампании и то теряет, то набирает вес. Можно ли верить этой информации? На что опирается «Новая газета Европа» в своей публикации? Что будет в Кремле и в Чечне, если Кадырову действительно придется уйти? И что известно про Апти Алаудинова, который может стать ему заменой?
      .
        • Like
      • 25 replies
    • Алкоголь в Азербайджане подорожает
      Это может привести к увеличению на рынке нелегальной продукции, поэтому соответствующие структуры должны подойти к этому вопросу очень внимательно, считает эксперт.  
        • Haha
      • 64 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...