Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Племена И Роды Азербайджана | Azərbaycan Tayfaları


Recommended Posts

А как можно привести сочинения 11-14 вв. о кызылбашских племенах?

А разве они возникли в кызылбашские времена, они позднее стали кызылбашскими. Вы ж пишите, например, "таких-то привел Тимур из Средней Азии", вот поэтому и прошу дать ссылки на историков не 18-19 вв., а более раннего периода.

Link to comment
Share on other sites

То что кызылбаши в подавляющем своем большинстве прибыли во времена Шах Исмаила из Анатолии и были Анатолийскими огузскими племенами, это не вызывает сомнений в исторической науке, это же азы Сефевидской истории. Странно что у нас таких элементарных вещей не знают на массовом уровне, вместо этого нашим детям пудрят мозги в школах со всякими маннейцами-шманнейцами, олбано-шумерами, травя детей идиотизмами и исколечья их мозг такими советскими глупостьями, вместо собственной настоящей истории которая не менее достойная чем какая то там манна да шманна с олбанами не имеющая к нам никакого отношения.

По азам сефевидском истории, изветсно что кызылбашские племена это тюрки  Азербайджана и восточной Анатолии, ну а сейчас почему то они все стали только из Анатолии.

Link to comment
Share on other sites

Вы думаете в 19 веке, они могли помнить свое происхождение? 

sm_yes.gif Конечно, я "не думаю", это источники подтверждают:
 
 
... жители персии разделяются на оседлых (тат или таджик) и кочующих (иляты), как уже выше было сказано; но разделение это ложно во многих местах, потому-что часть номадов обитают в селениях, а другие упражняются в разных ремеслах по городам. впрочем, заметить должен, что это случается только с илятами тогда, когда потеря скота или другие случайные обстоятельства принуждают их прибегать к этим средствам; окончив ученичество, они по большой части возвращаются в свои племена, где ремесло, в котором они усовершенствовались, дает им более выгоды и независимости. иляты считают себя гораздо выше таджиков; каждое племя имеет свое предание и свою родословную, доходящую часто до самых отдаленных времен.
 
 
 

 

 

 

 

Есть же ведь источники 17, 16 века, те же сефевидские, тот же Мунши.

А что есть там противоречиющим здесь сказанному? rolleyes.gif  

Сам Искандар Мунши Тюркман, как видно из имено, был из племени Тюркман (Аггоюнлу) и те жили в Анатолии в Диярбекире, а в Азербайджан массово переехали начиная с Узун Гасана, и заселились в [Южном] Азербайджане и в Тебризе, и потому в дальнейшем из них назначались губернаторы Азербайджана.

Link to comment
Share on other sites

А разве они возникли в кызылбашские времена, они позднее стали кызылбашскими. Вы ж пишите, например, "таких-то привел Тимур из Средней Азии", вот поэтому и прошу дать ссылки на историков не 18-19 вв., а более раннего периода.

 

Я не говорил о Средней Азии, я говорил о Сирии. Известно и подтверждается разными источниками то что Амир Тимур привез с собой из Анатолии/Сирии огуз-туркменских племен и те рассыпались по Азербайджану. Например, грузинский князь и историк Багратиони (середина 18-го века) пишет что Дулкадирли и Шамшадилли были поселены Амир Тимуров, соответственно в Дербенте и в Картли. Другие же племена были помилованы Амир Тимуром по просьбе предка Шах Исмаила - Ходжа Али (был шейхом в годах 1392-1429) и расселились в окрестностьях Ардебила и других частях [Южного] Азербайджана:

 

 

Walther Hınz, Sah smâil hakkında kaleme alınan nadir bir
vekâyinamede sunların kaydedildigini söyler:
 
“Timur, Hoca Ali’den daha ne gibi bir hizmette bulunabilecegini sordu. Seyh, bir seye ihtiyacı olmadıgı, bütün ihtiyaçlarının halk tarafından temin edilmekte oldugu, cevabını verdi. Buna mukabil, Anadolu’dan sürükleyip getirdigi Türk esirlerini serbest bırakmasını istedi. (Bu esirlerin sayısı 30.000 gösterilmis ise de bunun mübalaga oldugu süphesizdir. Fakat her halde az da degildirler.) Timur’un emriyle bu esirler hemen Seyh’e teslim edildiler. Seyh de bunları serbest bıraktı. Bu esirler de, sükran borcu olarak Safevî tarikatına baglandılar. Bunlardan bir çogu vatanlarına döndüler, kalanların yerlesmesi için Hoca Ali, Erdebil’de bir mahalle ayırdı. XVII. yüzyılda bile, bu Anadolu Türkleri’nin torunları Sûfiyân-ı Rum yani Anadolu Sûfîleri ismini tasıyorlardı.”
 
Edited by Takalo
Link to comment
Share on other sites

 

То что они из Сирии ничего плохого, просто все дело в том что, Сюмер именно Анатолию и Сирию делате чуть ли не как оснвоной родиной будущих кызылбашских племен.

 

Это не он делает, а так и есть, просто у нас история наших племен и родов не исследуются (для наших историков есть более важные дела, как исследование олбано-шумероФФ) и потому об этом мало знают. Любой источник по истории ранних Сефевидов подтвердит вам это, почти все эти племена пришли из Анатолии и Сирии.

Link to comment
Share on other sites

А разве они возникли в кызылбашские времена, они позднее стали кызылбашскими. 

 

По крайней мере, имена племен: Дулкадирли, Текели, Устаджлу, Шамлу и Румлу мы встречаем в источниках впервые в Анатолийско-Сирийском регионе. Это 5 из 7-и кызылбашских племен создавших Сефевидскую державу. Кроме них были Каджары чья правящая династия также из Сирии, и наконец Авшары которые слишком огромная племя что бы их можно было бы отнести к какому то региону, Авшары уже отдельная тема, их было везде, легче было выявить где их не было на Ближнем Востоке? :)

Link to comment
Share on other sites

По азам сефевидском истории, изветсно что кызылбашские племена это тюрки  Азербайджана и восточной Анатолии, ну а сейчас почему то они все стали только из Анатолии.

Это не сейчас так стало, это всегда так и было, просто, говорю же, у нас историки заняты всякими олбанами да шумерами, им пофиг на национальную историю Азербайджанских тюрков, потому и такие элементарные факты нашей истории не известны широкой публике. 

Link to comment
Share on other sites

Мы увидим от Вас хоть одну ссылку на источники 13-16 веков? 

 

Нет таких источников просто. Наиболее объемные информативные источники по родо-племенной структуре огузов Ближнего Востока существуют в османских архивах и те начинаются со времен Сулеймана Кануни. До этого очень мало и все отрывочно. 
 
Вы просто скажите, в чем вы не согласны? Я тут ничего от себя не пишу, понимаю что кажется странным наверно, и не верится, но это результат того что наши горе-историки вместо того что бы изучать и учит нашим детям нашу собственную историю, в том числе о наших племенах и родах от которых и мы состоим и появились, вместо этого эти наши горе историки все эти годы были заняты доказанием тюркскости то олбанов, то шумеров, то каких то других древних ближне-восточных цивилизаций. Весь мир смеется над нами из-за этого, мы плюнув на свою историю занимаемся фричеством и наших детей травим вот этими глупостьями про олбанов да шумеров.
Link to comment
Share on other sites

 

Нет таких источников просто. Наиболее объемные информативные источники по родо-племенной структуре огузов Ближнего Востока существуют в османских архивах и те начинаются со времен Сулеймана Кануни. До этого очень мало и все отрывочно. 
 
Вы просто скажите, в чем вы не согласны? Я тут ничего от себя не пишу, понимаю что кажется странным наверно, и не верится, но это результат того что наши горе-историки вместо того что бы изучать и учит нашим детям нашу собственную историю, в том числе о наших племенах и родах от которых и мы состоим и появились, вместо этого эти наши горе историки все эти годы были заняты доказанием тюркскости то олбанов, то шумеров, то каких то других древних ближне-восточных цивилизаций. Весь мир смеется над нами из-за этого, мы плюнув на свою историю занимаемся фричеством и наших детей травим вот этими глупостьями про олбанов да шумеров.

 

Объясняю. Я на примере наших придурковатых соседей-армян прекрасно осведомлен, как источники отстоящие от описываемых ими событий на сотни лет могут перевирать информацию. Вы ж прекрасно знаете о тюрках в Азербайджане в эпоху Сельджукидов. Но ведь эти данные не укладываются в вашу картину. 

Link to comment
Share on other sites

По крайней мере, имена племен: Дулкадирли, Текели, Устаджлу, Шамлу и Румлу мы встречаем в источниках впервые в Анатолийско-Сирийском регионе. Это 5 из 7-и кызылбашских племен создавших Сефевидскую державу. Кроме них были Каджары чья правящая династия также из Сирии, и наконец Авшары которые слишком огромная племя что бы их можно было бы отнести к какому то региону, Авшары уже отдельная тема, их было везде, легче было выявить где их не было на Ближнем Востоке? smile.png

В каких источниках?

Link to comment
Share on other sites

 Вы ж прекрасно знаете о тюрках в Азербайджане в эпоху Сельджукидов. Но ведь эти данные не укладываются в вашу картину. 

 

Что например по-вашему не укладывается? Будьте проще, я не профессор истории, а вы не студент на экзамене, мы просто беседуем о нашей истории, можно быть по проще и плюньте на всяких армян и подобных им кто читает, не думайте о них, пишите просто и ясно какая часть понятно, какая часть не понятно, что знаю, постараюсь обяснить, что не знаю, найдем вместе. ;)

Link to comment
Share on other sites

Что например по-вашему не укладывается? Будьте проще, я не профессор истории, а вы не студент на экзамене, мы просто беседуем о нашей истории, можно быть по проще и плюньте на всяких армян и подобных им кто читает, не думайте о них, пишите просто и ясно какая часть понятно, какая часть не понятно, что знаю, постараюсь обяснить, что не знаю, найдем вместе. wink.png

Ну вот смотрите. При Исмаиле все эти племена кызылбашей начали воевать со всеми подряд как настоящие пассионарии. А куда же делись те, кто до них жил в Аране, Ширване и т.п.?

Link to comment
Share on other sites

Ну вот смотрите. При Исмаиле все эти племена кызылбашей начали воевать со всеми подряд как настоящие пассионарии. А куда же делись те, кто до них жил в Аране, Ширване и т.п.?

 

Понятно. Изначально, во времена Сельджукских походов, на территорию Азербайджана и "Ирана" тюрков переселилось очень много, это были ново-завоеванные земли и орды кочевников переежало один за другим и сами Сельджукские правители боялись племен, т.к. на самом деле прямо подчиненных султану огузов было не так уж и много, большинство были каждый сам за себя и султана мало слушались, части чисто формально, и потому все это переселение происходило хаотично и массово. Далее за завоеванием христианских провинций к западу от Азербайджана постепенно племена переезжали туда, но Азербайджан по прежнему оставался базой, опорой. Источники тех времен подтверждают что территория Азербайджана и "Ирана" был заселен огромным числом огуз-туркменских плелемен:
 

 

Арран. Благословенное место, полное благ: оно было зимним местопребыванием царей /л. 192а/. В населенной части мира (нет) стольких построек (имарет), как имеется в Арране. Ни в каком другом месте нет такого количества тюрок: говорят, там есть сто тысяч тюркских всадников.

Длина и ширина Аррана приблизительно 30 на 40 фарсангов; говорят, длина Куры до (впадения) Аракса находится в пределах Аррана.

Его товары: шелк, рис, бараны, быки и лошади в большом количестве /л. 192б/

 

'Аджа'иб ад-дунйа (Чудеса мира), XIII в

 

 

 

МУКАН. Жители произносят это имя как Муган. Слово это неарабское.Мукан — область, в которой много сел и пастбищ. Она заселена туркменами, которые пасут здесь свои стада, и туркмены составляют здесь большинство населения. Мукан находится в Азербайджане. VIII, 200    Якут аль-Хамави (1179-1229), «Муджам аль-булдан»

 

 

 

 

«[urmiya və Üşnü] – Bu iki şəhər Azərbaycandadır, bir-birinə yaxındırlar; çoxlu yaxşıca ot, çəmənliklər və otlaqlar var; axar sular; bağların sayı-sanı yoxdur. Bu böyük vilayətdir; Çox sayda Türk o ölkədə yurd salıb; onlar – cəsur insanlardır.»
 ______________________________________________________
 “Əcaib əd-Dünya”, 1220-1221/1230-1231-ci illər

 

 

 

 

 

Hindistanda yazılmış və Qaraqoyunluların tarixindən bəhs edən "Tarixi-Türkməniyyə" və "Tarixi sultan Qütbşahi" əsərlərində Qaraqoyunluların 599 (1202-1203) cu ildə Qara Yusifin 7-ci ulu babası Oğuz nəslindən olan Törə bəyin rəhbərliyi altında 30 min çadırdan ibarət kütlə halında Türküstandan İrana və Şərqi Anadoluya gəlməsi və onların burada daim gürcülərə və tatarlara qarşı mübarizə aparması göstərilir. Faruq Sümer bu mə"lumatın doğru olduğunu güman edir. O, öz fikrini Monqol istilasına qədərki dövrdə Qaraqoyunlulara aid heç bir mə"lumatın olmaması ilə əsaslandırır. F.Kırzıoğlu isə bu mə"lumatdakı 599 rəqəminin hicri tarixi olmadığı qənaətinə gəlir. O, belə güman edir ki, bu tarix həmin dövrdə Ön Asiyada geniş yayılmış "İskəndər təqviminə" əsaslanmışdır. Çünki 1202-1203-cü illərdən az sonra Anadoluda "Gürcülərə qarşı savaşa" və "tatarlara qarşı müqavimətə" imkan və lüzum yox idi.
 
 
 

 

 
 

 

 

С татар-монгольскими походами многие огузы из Средней Азии вытесняются ими и начинается вторая массовая волна огуз-туркменских переселений, но тут татар-монголы сами продолжают походы на запад и достигают наш регион и в результате вступают в борьбу с огузами и многие огуз-туркмены вытесняются татар-монголами и те огузы вытесненные ими переежают из Азербайджана и "Ирана" кто то в сторону западной Анатолии, кто то в сторону Мамлюков, те владели Сирией до южных регионов современной Турции. Мамлюки враждовали и были противниками Хулагуидов (наши татар-монголы), и так Мамлюки принимают наших огузов и дают им приграничный регион, а это как раз территория современной Сирии и некоторых южных регионов современной Турции. Вот тут и наши племена останавливаются и Мамлюки пользуются ими в качества приграничных воинов для удержания Хулагуидов. Вот из-за чего Сирия в средневековье была одной из главнейших огуз-туркменских очагов во всем мусульманском Востоке. 
Далее со времен Амир Тимура в связи с его походами и переорганизацией баланса сил в регионе, им переселяется в Азербайджан некоторые племена из Сирии и Анатолии. Это были главным образом племена Дулкадирского бейлика, часть переселились в будущую Шамшадильскую провинцию, часть в Дербент. 
Далее период Кара-Коюнли и Ак-коюнлу. Эти племена в основном сформировались в Восточной Анатолии и далее часть переехала вместе со своими кочевыми ордами в Азербайджан.
Далее эпоха Шах Исмаила и в связи с его Анатолийской компанией происходит последняя значимая переселение огуз-туркменов из Анатолии и Сирии в Азербайджан и "Иран". 
 

 

 

Qısa olaraq bu qədər.

Edited by Takalo
Link to comment
Share on other sites

Опять, я ж написал четко: куда делись те, кто жил в Азербайджане до кызылбашей?

 

Я же писал выше, часть тутошных тюрков во времена татар-монгольских походов были вытесненны в Анатолию и Сирию, их приняли Мамлюки, они остались там несколько веков и далее со времен Амир Тимура а главным образом во времена Шах Исмаила часть их переехали обратно в Азербайджан.

Link to comment
Share on other sites

Я же писал выше, часть тутошных тюрков во времена татар-монгольских походов были вытесненны в Анатолию и Сирию, их приняли Мамлюки, они остались там несколько веков и далее со времен Амир Тимура а главным образом во времена Шах Исмаила часть их переехали обратно в Азербайджан.

Я спрашиваю те, кто жил здесь в тот момент, когда шах исмаил здесь устанавливать свою власть начал, не кызылбаши, а прочие, они куда делись, после того, как он всех победил?

Link to comment
Share on other sites

Я спрашиваю те, кто жил здесь в тот момент, когда шах исмаил здесь устанавливать свою власть начал, не кызылбаши, а прочие, они куда делись, после того, как он всех победил?

 

Стали подданными разумеется. Тех кого не убили.

Link to comment
Share on other sites

Я спрашиваю те, кто жил здесь в тот момент, когда шах исмаил здесь устанавливать свою власть начал, не кызылбаши, а прочие, они куда делись, после того, как он всех победил?

Они продолжали жить... И их некто не трогал... и "насильно" не "ассимилировал"...

Если бы тюрки-огузы... были "оккупантами" и имели "цель"...

То сегодня не было бы... не только армян... грузинов... талышов... лезгинов и татов-горских евреев... в Азербайджане!!!

Они есть и это факт... который потверждает этот факт, что в Азербайджане нету "национальной проблемы" ...

Сегодня Азербайджан... яваш-яваш... снова на Востоке утверждает... Я есть Государство!!!

Link to comment
Share on other sites

036e17a4cb84.jpg

 

Здесь опять же неточности, к Сефевидам перешли племмена проживавшие в восточной часи Анатолии, которая на тот момнет не была в составе османов, а пок карте Узлькадары, Баяты, Текели, Шамлу, Устаджлу, все османской части Анатолии.

 

Теперь посмотрим на иные сведения, Текели это огузское Теке, они проживали от Мерва до Средиземного моря, Каджары это бывшие Джелаиры и Сулдузы, они проживали в Южном Азербайджане, Афшары проживали от Хорасана до Анатолии, в Южном Азербайджане в том числе, Баяты проижвали от Мерва до Сирии, в Южном Азербайджане в том числеТуркманы, это тюрки Аггоюнлу, которые после падения Аггоюнлу были объединены в племенной союз Туркман, и послеены были в Южном Азербайджане, Иранке и восточной части Анатолии.

Чисто относительно анатолийско-сирийскими были, Шамлу и Румлу, потомки пересленных монголо-татарами тюрков из Азербайджана, и возвращенных Тамерланом, так что при Сефевидах, они уже не проживали в Анатолии и Сирии, чисто анатолийским были лишь Зулькадары.

Карта хорошая, но ошибка Сюмера втом что, он напрочь забывает что все эти племена были расселены на огромных прсотранствах от Хорезма до Средиземноморья, и только их некоторые роды и колена были в Анатолии, но он почему то именно с ними связывает объединение Сефевидов, напрочь забывая что большая часть тюрков кызылбашей, проживала в Южном Азербайджане, и уже составило ядро кызылбашей, в то время когда анатолийские племена еще только стали преходит на сторону Сефевидов.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Türkman tayfası
 
 
 
Türkmanlar




I Şah Təhmasib dövrü (1524 – 1576)

Səfəvi dövrü, Türk oymaqları tarixində Türkmanın xüsusi bir mənası var. Türkman orada Ağqoyunlu elinin özəlliklə iki önəmli oymağı olan Mosullu və Pörnəklərin Səfəvi xidmətindəki qollarını ifadə etməkdədir. Yəni Türkman, Səfəvi oymaqları arasındakı Mosullu və Pörnək oymaqlarının adıdır. Adı keçən oymaqların bu ad ilə anılmaları da Ağqoyunluların Türkmən olmalarından irəli gəlir. Ancaq adı keçən oymaqlara bu adın verilməsini qeyri-dəqiq bulmaq və bunu qəribə bir təbir olaraq qarşılamaq yerindədir. Çünki digər oymaqlar da Türkmən köklü olub, heç olmazsa bir qismi, bunu bilir və bu adla anılırdılar. Hər halda bunların Ağqoyunlu və ya bunun kimi uyğun bir ad ilə anılmaları düşünülmədi.

Şah İsmayılın anası ilə ata nənəsinin Ağqoyunlu xanədanına mənsub olduğunu əvvəlcə qeyd etmişdik. Şah İsmayıl da Mosullu bəylərindən birinin qızı ilə evlənmiş (Taclu Xanım) və bu izdivacdan Təhmasib ilə Bəhram mirzələr doğulmuşdu. Təhmasib də yenə Mosullu bəylərindən İsa Bəyin qızı ilə evlənmişdi. Sultan Məhəmməd və İsmayıl mirzələrin anaları da məhz adı keçən İsa Bəyin qızıdır. Ağqoyunlu və Qaraqoyunlu uluslarına mənsub oymaqlar ancaq Səfəvi dövlətinin quruluşundan sonra bu dövlətin xidmətinə girdilər. Hicri 913-cü (1506-7 = Luy ili) ildə Diyarbəkir hakimi Mosullu Əmir Bəyin başında bulunduğu topluluq ilə Şah İsmayılın xidmətinə girdiyindən və Səfəvi hökmdarının bundan son dərəcədə məmnun qaldığından əvvəlcə bəhs edilmişdi. Əmir Xanın İbrahim və Əli Bəy adlı qardaşları ilə Məsum, Məhəmmədi və Mərcümək (Mərcimək) adlı oğullarını tanıyırıq. Bunlardan İbrahim Sultan hicri 933-də (1527) Bağdad valisi, Əli Bəyin oğlu Noxud Sultan da (əsl adı Zülfüqar) Kəlxur valisi idilər. Hicri 934-də (1528) Noxud Sultan, əmisi İbrahim Sultanı və Mərcümək Sultan da daxil olmaq üzrə, əmisi oğullarından əksərini öldürüb Bağdadı ələ keçirdi. Bunu xəbər alan Şah Təhmasib, Xorasan səfərindən vaz keçərək sürətlə Bağdad üzərinə yürüdü və şəhəri yandırıcı bir isti altında mühasirəyə aldı. Təhmasib mühasirənin uğursuzluqla sonuclanacağından qayğılanmağa başladığı bir sırada Noxud Sultan, Bəktaş Bəyin oğulları və Uzun Həsən Bəyin ünlü sərkərdələrindən Sufi Xəlil Bəyin nəvələri, Əli və Əhməd Bəylər tərəfindən aradan götürüldü. Mərcümək Sultanın Yadigar Məhəmməd Tarxan adlı bir oğlunu tanıyırıq ki, Savə valisi ikən hicri 969-da (1561) vəfat etmişdir. Bunun oğlu Əbül-Məsum Sultanı da Təhmasibin ölümündə mərkəz əmirləri arasında görürük. Hicri 972-ci (1564-1565) ildə əmirlər arasında bulunan, 975-də (1567-1568) Gilan səfərinə qatılan və Təhmasibin ölümü əsnasında Reyin Huvar qəsəbəsində oturan Əmir Xan da Məhəmmədi Bəyin oğlu, Yadigar Məhəmmədin əmisi oğlu idi. 

Təhmasib hicri 939-cu (1532-1533) ildə qaynı Türkman Musa Sultanı Təbriz valisi təyin etdi. Vəzir-i əzəm İbrahim Paşa Musa Sultanın Osmanlı xidmətinə girməyi düşündüyünü xəbər almışdı; ancaq Təbriz üzərinə yürüdüyündə Musa Sultanın şəhəri boşaldıb Əcəm İraqına yönəldiyini eşitdi. Musa Sultana dair başqa bir xəbərə rast gəlinmədiyinə görə onun bu illərdə öldüyü anlaşılır. Eyni ildə Ənük Oğlu Mahmud Bəy, Təhmasibin eşik ağası başı idi. Hicri 947-də (1540-1541) yenə bu oymaqdan Əhməd adlı bir əmir görməkdəyik. Bu əmir qardaşı Əli Bəy ilə birlikdə hicri 935-də (1528-1529) Noxud Sultanı öldürən Ağqoyunlu əmirlərindən məşhur Sufi Xəlil Bəyin nəvəsi Əhməd Bəydən başqası olmasa gərəkdir. Təhmasib hicri 936-da (1529-1530) Noxud Sultanın öldürülməsində əsl rolu oynayan Əli Bəyə əmirlik vermişdi. Qanuninin hicri 955-dəki (1548-1549) ikinci səfəri əsnasında Türkman əmirlərindən Əli Qulu Bəyin iki min nəfərlik bir gücə rəhbərlik etməsi onun böyük əmirlərdən biri olduğunu göstərir. Bu əmirin yuxarıda adı keçən Əli Bəy ilə eyni şəxs olduğuna dair heç bir dəlilə sahib deyilik. Bu sırada Mosullu Əmir Xan oğlu Məhəmmədi Bəy Şirvanda dirlik sahibi idi. Adı keçən bəyin hicri 960-cı (1553) ildə həyatda olduğunu bilirik. Yenə eyni boydan Heydər Bəy 975-də (1567-1568) Savə valiliyində bulunurdu.

Təhmasibin ölümü əsnasında mövqe sahibi beş Türkman əmiri vardı ki, bunlardır: Mosullu Məhəmmədi Bəy oğlu Əmir Xan, Pörnək Şah Qulu Xan (İsfahan), Söhrab Xəlifə oğlu Süleyman Xəlifə (Xorasanda Tun və Təbəs valisi), Heydər Sultan (Cabuq Tarxan oğlu?, Qum valisi), Yadigar oğlu Əbül-Məsum Sultan.




II Şah İsmayıl və Sultan Məhəmməd Xudabəndə dövrü (1576 – 1587)

Əmir Xanın Azərbaycan bəylərbəyisi təyin edilməsi ilə bu oymağın çox mühüm bir qismi adı keçən bölgədə yerləşdi Ancaq Osmanlı fəthi və Əmir Xanın öldürülməsi kimi səbəblərdən onlar buranı tərk etmək məcburiyyətində qaldılar. Türkman oymağının digər bölükləri də Əcəm İraqında Qum, Kaşan və Savə yörələrində yaşayırdılar. Bəhs edilən olaylar dolayısı ilə Azərbaycanı tərk etmək məcburiyyətində qalanlar bunlara qatıldıqları kimi, Murtaza Qulu Xanın ölümü üzərinə (hicri 995=1587) Xorasan və Astarabad dolaylarında oturanlar da Əcəm İraqına, boydaşlarının yanına gəldilər. 




I Şah Abbas dövrü (1587 – 1629)

Səfəvilərin xidmətində bulunan oymaqlar arasındakı Türkman boyunun Ağqoyunlu dövlətinin dayandığı iki böyük oymaq olan Mosullu və Pörnəklərdən meydana gəldiyi daha öncə bir neçə dəfə bildirilmişdi. Şah Abbasın hökmdarlığının ilk illərində, Şah Budaq Sultan, Şah Qulu Sultan, Süleyman Xəlifə (Ustalu Mürşid Qulu Xanın kürəkəni), Dəli oğlu Heydər Bəy, Məhəmməd Bəy, İmam Qulu Bəy, Bistam Ağa, Təhmasib Qulu, Söhrab Xəlifə, Murtaza Qulu Xanın oğlu Məhəmməd Qulu Xan, Əli Bəy, Şah Bəndə Xan, Bayandurdan Murad Bəy, Pir Budaq Xan kimi bir çox əmirlər vardı. Abbas, bu əqrəbalarını da zamanla aradan götürdü. Belə ki, 1628-ci ildə bu boydan ancaq iki nəfər əmirlik mövqeyində bulunurdu. Bunlardan biri Təbriz bəylərbəyisi Şah Bəndə Xan oğlu Pir Budaq Xan, digəri də Qapanat (Qafan) valisi Ördəkli Həsən Sultan idi. Ördəkli obasının adına daha öncə rast gəlinə bilmir.

Türkmanlar üçün qeydə dəyər bir məqam da onlardan digər oymaqlara nəzərən daha çox təhsilli əmirlərin çıxmış olmasıdır. Bunun bir deyil, bir neçə səbəbi olmalıdır. Sadıq Bəy Avşardan öyrəndiyimizə görə, bu əmirlər təhsil görmüş olub Türkcə və Farsca şeir yazmaqda idilər: Əmir Xanın oğlu Sultan Mahmud Xan, Məhəmməd Mömin Bəy, Məhəmməd Saleh Mirzə, Qasım Bəy (Haləti təxəllüslü), Mahmud Bəy (Salim təxəllüslü), Susəni Bəy, Abbas Bəy, Piri Bəy (əslən Dögər boyundan), Məvali. Bu əmirlər ilə Türkman əsilzadəsi, aralarındakı oxuma-yazma bilənlər baxımından Səfəvi Qızılbaş boylarının ən başında yer almaqdadır. 
Şah Abbas zamanında doğrudan doğruya Bayandur, yəni Ağqoyunlu xanədanından bəzi əmirlərin varlığı görünməkdədir. Şahların bunlara bir şey etməmələrinə heyrət edilə bilər. Bu əmirlərdən biri Məhəmməd Zaman Sultan idi. Məhəmməd Zaman Sultanın ailəsi Yəzdli idi. Özü hərb sənətindən anlamaqla yanaşı, təhsilli, şeirə aşina, dindar bir əmir olub, Abbasın nədimləri arasında yer almışdı; hicri 1017-ci (1608-1609) ildə vəfat etmişdir. Digər bir Bayandurlu da adı keçənin atası Murad Bəy idi.


Faruk Sümer — «Safevi Devletinin Kuruluşu ve Gelişmesinde Anadolu Türklerinin Rolü»
__________________
Link to comment
Share on other sites

  • 5 years later...
  • 4 months later...
On 10/31/2018 at 11:33 AM, Т. Велибеков said:

Салам.

Как можно найти автора темы ? 

Он неактивен с 2013 г. Есть его знакомые ?

Наверное забанили.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...
В 02.05.2013 в 23:19, Oğuz86 сказал:

орудж-бек баят, 1599-1602 гг.

 

В 02.05.2013 в 23:18, Oğuz86 сказал:

Азербайджан - страна тюрков издавно и тюрки Азербайджана сформировались в результате консолидации множества огуз-туркменских, кыпчакских, татар-монгольских и частично более ранних тюркских племен. Узнаем наши тюркские племена к которым мы принадлежим по происхождению но вместе с тем многие из нас мало а то и вовсе не знают о своих племенных корнях. Так из каких же племен и родов состоят азербайджанские турки?

 

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
В 01.09.2013 в 17:32, thalys сказал:

Извните, но этот Сюмер на серьезного историка что то не тянет.

Каким образом у него Каджар, Текели, Авшар и Устаджлу стали все из Анатолии не понятно.

Особено то что Каджары вдруг стали выходцами из Баятов, это  нонсенс. Дело в том что Шам-Баят это один из родов Каджаров посленных в Сирии, а не наоборот, каджары были расселены от Хорасана до Анатолии.

Также и текели, это огузское племя Теке, они жили от Мерва до Ирака.

слушай дорогой я не историк конечно и не приподаю.70/80 наши плнмена у которых с седеной времен вдруг названия стали при чем вдруг разные,что я не приемлю на корню.Судя по всему человек образованый как минимум.Так вот народ мира имею все разные произношения и как не крути вам известен сей факт.Поехали;

Авшар и Каджар в

Кавшар и Каджар кто проглатил К

Кавжар и Каджар   ж/ш пиши с и

Каджар и Каджар    Ве/Бе 

Текели  и Терекеме/ли к стати река где  сегодня житвут Чехи названа Тюркской.

Теркеме так Тюрков кочевых называли арабы

 я сам Казар и брат мой Хазар

Ка/Ха или ДЖе/Зе

Ты сам талыш скажи знаешь язык предков?Сей известен факт талыши нас зовут Тырк арабы фарси Торк армяни Турк.

Урус бедалага нация рабов и грязных холопов я не в коей мере не с целью оскорбить ибо я не мужчина если вру.Просто оно так и есть.Иногды слышно Древние русы даже укры не понятно разве вся ложь курам на смех.Мы Тюрки когда владыки мира и остаемся Тюрками в эру глобализации.Порой услышишь мол историю можно переврать не спорб обалванить можно одно поколение загнав народ при нищиту и голод.Почему одно а потому что уже второе проявляет в революционом порыве свергнуть власть чужака,да единицы но третье уже как часто проганяют чужака.Историю переврать невозможно и это стоит взять в правило,она живая ведь пишет историю только народ!!!

Урус чуть не забыл их знали как племя ДРЕВЛЯНИ отсюда ДЕРЕВНЯ русская.

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Белый Гунн сказал:

слушай дорогой я не историк конечно и не приподаю.70/80 наши плнмена у которых с седеной времен вдруг названия стали при чем вдруг разные,что я не приемлю на корню.Судя по всему человек образованый как минимум.Так вот народ мира имею все разные произношения и как не крути вам известен сей факт.Поехали;

Авшар и Каджар в

Кавшар и Каджар кто проглатил К

Кавжар и Каджар   ж/ш пиши с и

Каджар и Каджар    Ве/Бе 

Текели  и Терекеме/ли к стати река где  сегодня житвут Чехи названа Тюркской.

Теркеме так Тюрков кочевых называли арабы

 я сам Казар и брат мой Хазар

Ка/Ха или ДЖе/Зе

Ты сам талыш скажи знаешь язык предков?Сей известен факт талыши нас зовут Тырк арабы фарси Торк армяни Турк.

Урус бедалага нация рабов и грязных холопов я не в коей мере не с целью оскорбить ибо я не мужчина если вру.Просто оно так и есть.Иногды слышно Древние русы даже укры не понятно разве вся ложь курам на смех.Мы Тюрки когда владыки мира и остаемся Тюрками в эру глобализации.Порой услышишь мол историю можно переврать не спорб обалванить можно одно поколение загнав народ при нищиту и голод.Почему одно а потому что уже второе проявляет в революционом порыве свергнуть власть чужака,да единицы но третье уже как часто проганяют чужака.Историю переврать невозможно и это стоит взять в правило,она живая ведь пишет историю только народ!!!

Урус чуть не забыл их знали как племя ДРЕВЛЯНИ отсюда ДЕРЕВНЯ русская.

 

Я не талыш, а то что  вы написали, честно сказать,  ничего не понял.

Link to comment
Share on other sites

  • 10 months later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Кому следует воздвигнуть памятник в Баку? - ОПРОС + ВИДЕО
      В городе Баку, где древность сочетается с современностью, важно иметь статуи и памятники на различные темы.
      Интересно, а что об этом думают граждане? Кому, по их мнению, следует поставить памятник в столице?
      Baku TV попытался выяснить это у горожан.
      Оказалось, что граждане также хотели бы увековечить память наших национальных героев и шехидов.
        "Должны быть воздвигнуты памятники всем нашим шехидам. Их должны знать все. Если будут установлены их статуи, гости столицы будут проинформированы о наших шехидах", - сказал один из жителей Баку.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Facepalm
      • 19 replies
    • В АМУ выступили с заявлением по поводу суицида бывшего главного педиатра
      У нас каких-либо новых назначений на руководящие должности не производилось.
      Об этом в ответ на запрос Oxu.Az заявила завотделом по связям с общественностью Азербайджанского медицинского университета (АМУ) Гюнель Асланова.
      • 23 replies
    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Like
      • 11 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Like
      • 86 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
      • 10 replies
    • «Переживаю за свою жизнь и жизнь своих детей...» Женщина из Баку о том, как лишилась глаза после избиения мужа – ВИДЕО
      Проживающая в Баку Анастасия Бектимирова поделилась в своем аккаунте в Инстаграм видео, в котором рассказала о произошедшем с ней домашнем насилии.
        • Downvote
        • Upvote
        • Confused
      • 693 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...