Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

torkel

Изобразительное искусство татар.

Recommended Posts

[b]Изобразительное искусство татар.[/b]

[b]Урманче Баки Идрисович[/b]

Раздел: Выставка Хазинэ Урманче Баки Идрисович
Экспозиция галереи «Хазинэ»

Коллекция произведений Баки Урманче (1920-1980-е гг.)
Баки Идрисович Урманче - выдающийся деятель татарской культуры, народный художник России и Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. Постоянная направленность творческих поисков Урманче связана с воплощением в искусстве национальной темы. Произведения мастера вошли в сознание татарского народа как неотъемлемая часть его духовного мира. Значение его для изобразительного искусства так же велико, как С.Сайдашева и С.Садыковой - для музыки, Г. Тукая и М. Джалиля - для литературы, Г. Кариева и Г. Камала - для театра.

Широкий диапазон творчества Урманче включает живопись, скульптуру, театрально-декорационное искусство, рисунок, каллиграфию, гравюру и иллюстрацию. В коллекции Национальной художественной галереи отражены практически все виды искусства, в которых работал Урманче. Собрание раскрывает своеобразие его творческого языка, основные направления духовных поисков мастера.

[attachment=347806:________...________.jpg]

Девушка в жёлтом. 1928 Урманче Баки Идрисович

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Изобразительное искусство татар.[/b]

[b]Урманче Баки Идрисович[/b]

[attachment=347807:________...________.jpg]

Сбор винограда. 1958 Баки Урманче

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Садри Ахун [/b]

[attachment=347808:________...________.jpg]

[attachment=347809:ata_albo...________.jpg]

[attachment=347810:s_akhun_panfilov.jpg]

Генерал Панфилов

[attachment=347811:________...________.jpg]

Садри Ахун Памятник мусе Джалилю

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Раздумье. 1966 Баки Урманче[/b]

[attachment=347817:________...________.jpg]

[b]Купание коней. 1975 Баки Урманче[/b]

[attachment=347818:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]19.12.2008 — открытие выставки творческого объединения «Чингисхан»[/b]

Раздел: Выставка

Хазинэ Василь Ханнанов. Наиль Байбурин Ильдар Ахметвалиев Наиль Латфуллин Рафаэль Муратшин Ринат Харисов Творческая группа татарских художников

Приглашаем Вас в Национальную художественную галерею «Хазинэ» 19 декабря 2008 г. в 16.00 на открытие выставки творческого объединения «Чингисхан».

Творческая группа татарских художников из Уфы «Чингисхан» - яркое и неоднозначное явление в российском искусстве рубежа XX-XXI веков.

Возникшая в постперестроечные годы на волне информационной открытости, группа органично адаптировала к местной почве художественные новации западного концептуализма и деяния современного поп-арта, наполнив их живой энергией этнонационального чувства.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]АЗАТ МИННЕКАЕВ. ПРОЕКТ "МЕТАМОРФОЗА БУБНА"[/b]

[attachment=348033:________...80_1993..jpg]


Великий шаман. 60х80,1993.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]АЗАТ МИННЕКАЕВ. ПРОЕКТ "МЕТАМОРФОЗА БУБНА"[/b]

[attachment=348034:________...0__2002..jpg]

Охота на Гурхана, 80х100, 2002.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]АЗАТ МИННЕКАЕВ. ПРОЕКТ "МЕТАМОРФОЗА БУБНА"[/b]

[attachment=348037:________..._______..jpg]

Хозяйка дождя или заклинательница змей.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]06.05.09

Этническое наследие и его воплощение в профессиональном искусстве, соответствующем новейшим достижениям мировой культуры, становятся все более актуальными в современном художественном процессе. Это объясняется эстетической ценностью данного материала, его высоким потенциалом и важнейшей ролью в духовной культуре татарского народа. Поднимая в своих произведениях огромный пласт этнографического материала, художники глубоко проникают в мифопоэтическое мышление прошлых поколений.

Начало творческого осмысления традиционной культуры в профессиональном изобразительном искусстве было положено в конце XIX – начале XX в. Именно к этому отрезку времени относятся выполненные художником Ш. Тагировым иллюстрации татарского букваря, а также иллюстрации произведений народного татарского поэта Г Тукая и оформление татарских периодических изданий. В иллюстрировании журналов «Яшен», «Ялт-Юлт» и «Ан» наряду с профессиональными художниками заметную роль играли художники самодеятельные, рисунки которых несли признаки наивного искусства. Некоторые авторы, даже незнакомые с основами построения рисунка, создавали неповторимые по своей искренности образы. Встречались также рисунки, в которых была видна уверенная рука мастера, а художник чувствовал линию, играя ею для передачи характеров. Художники тщательно прорисовывали детали быта простого парода и мещан: висящие на стене шамаили, подушки в интерьере комнаты, элементы народного костюма, мебели и т. д., при этом каждая деталь имела значение и помогала передавать сюжет и образ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

Различные тенденции в отражении этнографии проявлялись в искусстве 1920-1930-х гг. Влияние популярных авангардистских течений проявлялось в плакатах Ф. Тагирова, в карикатурах Ш. Мухаметжанова в журнале «Чаян», а также в шамаилях А. Платуновой и графических сериях К Чеботарева, для которых характерен поиск выразительности и интерес к формам художественного примитива. В иллюстрациях А. Коробковой в журналах «Азат хатын» и «Авыл яшьляре», в рисунках Б. Урманче в журнале «Безнен юл» в стилизованной форме даны национальные типажи. А у представителей Ассоциации художников России В. Тимофеева, М. Васильева, П. Родимова и других художников развивалась иная тенденция, ставшая ведущей в 30-е гг., – натурная достоверность и бытописательство.

[attachment=360042:________...________.jpg]

Национальный характер татарского народа ярко выражен в произведениях Б. И. Урманче. Среди них можно отметить такие работы, как «У сепаратора», «Девушка в желтом», «Чаепитие» и др. Художник четко передает действительность через свои внутренние ощущения, через любовь к своему народу и его культурному наследию. На картине «У сепаратора» изображена женщина-татарка в национальном костюме в интерьере крестьянской избы. Красивые ткани-драпировки составляют с ярким нарядом хозяйки в интерьере крестьянской избы целостный красочный ансамбль. В живописном решении использована излюбленная цветовая гамма татарского народа – сочетание желтых, красных, розовых и зеленых тонов, что придает картине оптимистический настрой.

Далее в середине и во второй половине XX в. первоисточником для художников служили этнографические элементы – национальные костюмы, пища, семейный быт, обычаи и обряды, а также национальные праздники и традиции с их универсальной образностью. Обращение к этнографии и фольклору выражало потребность вырваться из плена социалистического реализма, оно стало противовесом искусству «сурового стиля» и было связано с нарастающим процессом этнического самоопределения, особенно в 70 – 90-е гг. В искусстве книжной графики фольклорные темы были разработаны в творчестве художников Ф. Аминова, Т. Хазиахметова, И. Колмогорцевой и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

Иллюстрации Аминова к произведениям Г. Тукая проникнуты идеей национальной самобытности, все признаки которой воспроизведены со скрупулезной тщательностью, а подбор звонких и чистых цветов придает этим иллюсграциям нарядность и привлекательность. В книжной графике И. Колмогоровой и Ф. Хасьяповой в сочетании с природной фантазией художника и традиционной художественной культурой татарского народа во всей красоте предстает национальный костюм татар и достижения народного искусства.

[attachment=360044:________...________.jpg]

В живописи многие пласты материальной и духовной культуры разрабатываются в творчестве Б. И. Урманче. Художественное исполнение его полотна «Сенокос в Салтыке» (1978 г.) напоминает многоцветные орнаментальные композиции национальных тканей и вышивки. В светлых красках отражается жизнерадостность народа и особенности его восточного мировосприятия. Композиционное решение картины близко восточно-мусульманской эстетике, а фигуры словно рассеяны по ковру. В этой картине нет трехмерного пространства, а изображения сделаны обобщенными, поскольку здесь важна не фотографическая точность, а характерный собирательный образ народа.

Тема народной жизни, ее величие и духовная красота, осмысленная в соотнесении с этнографическим материалом в творчестве художников И. Зарипова, И. Рафикова, К. Нафикова и др., вызывает чувство гордости за собственное прошлое и пробуждает в современном сознании уважение к народной культуре. И. Зарипов в своих картинах «Ахат-абый», «Зульфия», «Батыр» и др. настойчиво претворяет все то лучшее, что сохранилось от традиционной культуры родного народа: любовь к яркому сочному цвету, особое природное чувство декоративности, выраженное как в контрасте цветов, так и в тональной гармонии, а также стремление к пластической и ритмической завершенности композиций.

В картине Ф. Зиязова «За самоваром» в обстановке традиционного жилища показано чаепитие по-татарски. Обстановка интерьера и костюмный облик персонажей выполнены в ярко красных, оранжево-золотистых и зеленых тонах. В этой картине все детали точно выверены в этнографическом отношении. Бревенчатый дом заставлен рукотворными вещами: на окнах – желтые занавески, на полу – полосатые половички, стол покрыт скатертью, а на ней лежит нарезанный каравай на тканом полотенце. Справа возле стены на расписном сундуке находится гора подушек, а слева – печка, занавешенная традиционным пологом (чаршау). Все торжественно и театрально.

Тему чаепития также продолжает В. Кочунов в «Портрете бабая», на котором крупным планом показана фигура сидящего за столом мужчины в национальном одеянии. Красные тканые узоры на концах полотенца за спиной бабая перекликаются узорами на белой скатерти. На столе стоит самовар с заварочным чайником, а рядом находятся печеные изделия и белые чашки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

В натюрморте Р. Якуповой «Новый самовар» главным композиционным центром является расписной самовар, расположенный на фоне узорного полотенца, которое играет особую декоративную роль в оформлении пространства интерьера. На полотенце, покрывающем стол, расставлены на тарелках традиционные угощения татар: чакчак, мед в сотах и треугольники, а также молоко и ягоды с букетом цветов в берестяном коробе.

[attachment=360048:________...________.jpg]

А вот И. Рафиков в своей картине «В гости» показал близкий и знакомый фрагмент из жизни: в деревне по заснеженной тропинке в гости идут двое – нарядно одетая бабушка, несущая в тканом платке гостинец, и старик, который также с подарком неторопливо идет следом за ней.

В картине Р. Кильдебекова «Хозяюшка» женщина, подающая кушанье, олицетворяет собой гостеприимство. Ее фигура передана в чисто лубочной манере с ярко нарумяненными щеками и подведенными глазами, а на фоне выбеленной печи выделяется смоляной цвет ее волос. Национальный костюм татарской женщины с этнографической точностью представлен в картине А. К. Сайфутдинова «Татарская невеста». Девушка сидит на мозаичных кожаных подушках; ее лицо выполнено реалистично, в то время как ее косном декоративен. На девушке рубаха с короткой кокеткой и широким подолом с мелкими оборками. И в этой картине детали проработаны очень точно в этнографическом отношении, о чем свидетельствует тот факт, что на голову девушки надет калфак бирюзового цвета с кисточками в сочетании с миндалевидными серьгами с бирюзой.

Многие живописцы в своем творчестве разрабатывают тему Сабантуя – одного из наиболее значимых праздников татарского народа. В картине Л. Фаттахова «Сабантуй» (1957 г.) изображен самый кульминационный момент праздника – национальная борьба кэраш. Композиционным центром этой картины являются два борца, схватившихся в горячем поединке, и наблюдающий за действием старик с перекинутым через плечо полотенцем – традиционным атрибутом судьи данного состязания. Художник с увлечением показывает праздничную пестроту одежд, где так прихотливо перемешалось новое и старое. Вокруг майдана собрались жители села и гости, приехавшие в деревню из города. Они образовали небольшой круг и кто-то из них фотографирует отдельные моменты состязания, кто-то просто наблюдает за ним, а некоторые, не сдерживая эмоций, кричат и машут руками. Развевающиеся на ветру полотенца, деревья с трепещущей листвой и бег облаков придают картине своеобразный ритм и динамику.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

В картине Ш. Нигматуллина «Завтра праздник» показаны атмосфера приближающегося праздника и активное участие во всех мероприятиях жителей деревни. Оранжево-красная цветовая гамма усиливает образно-эмоциональное восприятие. Картина делится на несколько эпизодов, которые имеют свою динамику восприятия и эмоциональный строй образов. Белый цвет платков, как находящихся на головах женщин, так и повязанных на шесте, а также мужских рубашек объединяет все произведение в единое цветовое и композиционное целое.

Динамично построенная композиция «Сабантуя» (2003 г.) У. Абдулова объединяет разные моменты праздника. На переднем плане накрыт чайный стол с национальными блюдами: чакчак, треугольниками и т.д. Желтая гамма цветов создает праздничное настроение. Сабантуй проходит на фоне Казанского кремля и мечети Кул Шариф – символов, соединяющих прошлое и настоящее.

[attachment=360051:________...________.jpg]

В трилогии «Сабантуй», «Подарки Сабантуя» и «Букет Сабантуя» Ш. Шайдуллин в своеобразном виде представил сюрреалистическую картину рождения Сабантуя, в которую вошли все атрибуты национального праздника: игры и состязания, танцы и музыка, а также призы победителям. Декоративно-символический образ Сабантуя создан также в произведении А. Абзгильдина «Сабантуй».

Для современного этапа изобразительного искусства характерен новый подход к толкованию этнографического материала. В первую очередь здесь нужно отметить возникшее в 80-е гг. XX в. в Эстонии явление этнофутуризма, в основе которого лежит слияние древнего, доисторического и этнического материала, свойственного национальному духу, с современной, подчас даже футуристической, формой. Яркими представителями этого направления в Татарстане являются группа «Тамга» и ряд художников в творчестве которых ярко выражены вышеназванные признаки – А. Фатхутдшюв, Р. Шамсутов и др.

Их образная система формируется не только за счет тематики и фабулы эпических сказаний, легенд, народных песен и сказок, но во многом и за счет усвоения художественной стилистики, эстетики, присущей народно-декоративному и изобразительному искусству татар. Графические листы Б. Гильванова, посвященные эпической поэме К. Гали «Кыйсса-и Йосыф», и живописная серия «Сорок девушек» не вызвали бы сегодня особенного зрительского интереса, если бы были всего лишь простой иллюстрацией текста. Они сложны по своему образному содержанию, т. к. автор иллюстрирует часто собственные фантазии, которые перекликаются с фольклорным источником. Различные формы и виды народного творчества – войлока, вышивки, керамики, шамаиля и пр. – с их декоративной раскраской, традиционной композицией и ритмикой проявляются в собственной оригинальной трактовке. Например, пластика линии в таких работах Р. Мухаметдинова, как «Колыбель», «Белый олень» и «Охота», приобретает, словно в каллиграфических письменах, почти магическую силу, эмоциональную выразительность и певучесть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

Заслуживает также внимания творчество М. Хазиева, который пытается синтезировать в импрессионистической манере традиции шамаиля, восточной миниатюры. Что же касается картин С. Гилязетдипова, то это – целое взаимодействие культурных слоев цивилизаций. Цвет в его работах – это цвет материала или его мерцание («Хаджа», «Вечный Эль» и др.). 3. Миннахметов всегда неожидан и парадоксален. Он не имитирует орнамент ковра или вышивки и не изображает народные традиции напрямую – в его творчестве формы народного искусства переосмыслены вплоть до исчезновения исходных образов. Его творчество лишь заряжено поэтической энергией народного восприятия. В его узнаваемых и неузнаваемых персонажах – царственных седоках, наездницах в остроконечной шапке и пр. – передается образ истории. Это спрессованное время, где прошлое и настоящее нерасторжимы.

При всем художественном разнообразии нужно отметить черту, характерную для творчества художников группы «Тамга», – тягу к графическому, линеарному, плоскостному искусству, объяснение которой лежит в художественных особенностях народных промыслов (обработка кожи, ткачество и др.), где издавна развито графическое начало. В какой-то степени эта тяга также связана с искусством оформления рукописной книги и с искусством каллиграфии. А в стремлении к орнаментированию наряду с отказом от подробного описания портрета видится дань традициям мусульманского искусства.

Мифы и легенды татарского народа являются центральной темой творчества многих художников. Одним из самых популярных и широко известных персонажей в татарском изобразительном искусстве является Шурале. И именно он, лесной дух, как непостижимая загадка и тайна прошлого стал для художника А. Фатхутдинова источником оптимизма, новой волны творческой энергии и жаждой познания. Шурале интересен художнику как чудо нерасторжимого единства и многообразия живой и неживой материи. Его скульптуры «Шурале с хлебом», «Шурале с необыкновенной бородой», «Шурале поющий» и т. п. являются своеобразным сочетанием приемов круглой скульптуры и народного понимания красоты.

Татары издавна применяли дерево, создавали свои приемы обработки и выражали свое понимание его красоты и декоративных качеств. В скульптурах Фатхутдинова сохраняется органическая жизнь структуры дерева, его ствола и сучьев. Сам кусок дерева порой диктует определенную пластическую форму скульптуры. Поверхность дерева иногда не зашлифовывается полностью, а остается обработанной наполовину; что же касается рисунка текстуры и фактуры, то они остаются неизменными. В творчестве Фатхутдинова в стремлении к поэтическому одухотворению всей природы и окружающего мира проявились черты языческой древности, но и принадлежность его творчества к исламской культуре тоже несомненна. Например, исламский дух полностью пронизывает его «Посвящение» древним надгробиям, уничтоженным и поруганным, а сами его «надгробия» представляют собой деревянные рельефы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Этнография татарского народа в изобразительном искусстве[/b]
06.05.09

Дух ислама присутствует также в его пейзажах и даже в так называемых «языческих» композициях. А. Ильясова обогатила язык современного татарского искусства целым рядом мифологических образов, извлеченных из Корана, а также хадисов пророка и народных поверий. В ее литографии «Ак Буре» (1993 г.), по выражению Р. Шагеевой, присутствует минимализм и крайний аскетизм художественных форм – на уровне граффити на древних скалах. И поэтому мы ищем нескончаемый смысл в этих наскальных изображениях, как бы выведенных писцами – хранителями истории наших предков. В своих работах Ильясова пробуждает воспоминания о древнейших корнях нашей истории. Характерной особенностью картин X. Шарипова является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме с опорой на символику древних прообразов, а также на традиции искусства народного примитива. В недалеком прошлом мастер гобелена и батика, сегодня X. Шарипов – яркий, самобытный живописец, верно передающий национальное мироощущение.

Художник стремится вырваться из надэтнической общности и осознать свою национальную принадлежность и самобытность через обращение к пластам народного творчества, нашедшего воплощение в легендах, сказках, песнях и декоративно-прикладном искусстве. Как и все народное искусство, его творчество характеризуется отходом от простой обыденности и интересом к замысловатым, символическим сюжетам, в которых каждый мотив выступает в качестве определенного знака. Так, изображая в своих композициях вышивку, узорное ткачество и элементы традиционного национального уклада, он воссоздает историческую память своего народа. Но в первую очередь X. Шарипов воспринял саму суть национальной художественной традиции как мудрые уроки ясности языка. У него имеются свои принципы пластического решения темы: плоский фон, ограниченное количество образов и минимум деталей, а также использование таких традиционных народных символов, как белый волк, полумесяц, минарет, озеро, солнце, лошадь, колесо, цветы и т.д. Среди наиболее значимых его работ можно выделить такие произведения, как «Белый волк», «Сак и Сок», «Воспоминание», «Озеро Рабига», «Лунная ночь» и «Кушымпа».

[b]Многие мифологические мотивы в татарском искусстве содержат различные интерпретации образа белого волка или волчицы, т. к. тюрки считали волка своим первопредком. На картине X. Шарипова «Белый волк» (1997 г.) мифический волк, воющий на луну, изображен на ярком «космическом» фоне. Его фигура помещена между двумя деревьями, нарисованными в привычной для художника условной форме в виде рук, тянущихся к небу. Сквозь зеленую крону деревьев проступает белый полумесяц с белой звездой, а в нижнем углу картины находится стилизованный белый цветок. Белый цвет объединяет основные символы в единую знаковую систему, рассчитанную не на прямое прочтение, а на разгадку в образах. Художник включает в изображение словесные тексты, чаще всего взятые из народных песен. Эти тексты создают особое лирическое настроение, татарскую мелодию – мон. [/b]

В основе картины X. Шарипова «Круглое озеро» лежит легенда о священном озере Рабига, Согласно легенде, набожная Рабига, задумав совершить хадж в Мекку, решила помолиться, но. не найдя воды для омовения, с горячей мольбой обратилась к Аллаху. И тут же возникло чистое, глубокое озеро, получившее в народе название «Священное озеро Рабига». В панораму озера X. Шарипов включает плавающих уточек (знак легенды о сотворении земли), обнимающий звездочку полумесяц, белую мечеть и направляющихся к ней женщину, старика и девочку, а также мирно пасующуюся на берегу лошадь, два деревца, похожих на руки, и даже красное колесо, символизирующее движение солнца по кругу. Внизу находится надпись: «На булгарской земле озеро это называют священным». Образ священного озера как бы хранит дорогие народу легенды.

[b]К другому варианту легенды о белой волчице обращается Р. Шамсутов в своей живописной работе «Ана Буре» («Белая волчица», 1996 г.), за завесой которой скрывается текстовое наполнение. В центре картины – огромная белая волчица, под которой в условной форме изображены все тюркские народы. Лаконичность живописного языка, богатое ассоциативное мышление и превращение древнего рунического письма в символ волка придают картине Шамсутова магический, символический характер. Цветовая гамма гармонично сочетается с лаконичным мистическим сюжетом – градации зеленого, коричневого и охристого тонов совмещаются с небольшими вкраплениями декоративных орнаментальных мотивов, а все это вместе наполняется некоторой загадочностью и недосказанностью. [/b]
Итак, краткий анализ показывает, что татарские художники активно обращаются к этнографическому материалу, что помогает изучить глубинные пласты этнической культуры. Освоение художественного наследия своего народа приводит к выработке соответствующей изобразительной стилистики. К концу XX – началу XXI в. усилилось влияние всей мифологической системы на профессиональное изобразительное искусство, которое непосредственно отражает символы и знаки традиционной народной культуры, подвергает их утонченной стилизации и предваряет в новой эстетической системе постмодернистских течений. Развитие художественных образов в изобразительном искусстве прослеживается от первых изобразительных поисков этнографического материала к более глубокому осмыслению своих народных истоков и их выражению в условно-символических формах современного искусства.

Из книги "Тартарика.Этнография"

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Шарипов Хамза.
Зима.[/b]

[attachment=360064:________..._______..jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Татарский скульптор Ахнаф Зиякаев[/b]
автор памятников Тукаю, Баязитову, Пушкину и Гумилеву
Tatarlar.ru 01.05.2009 . 16:21

[attachment=374458:________...________.jpg]

Крупных работ у скульптора Ахнафа Зиякаева не так уж много, но все они (и это главное) на виду: два памятника, четыре мемориальные доски, городская декоративная скульптура. Мы можем их видеть, оценивать или просто проходить мимо – все зависит от нашего восприятия окружающей среды. Один выйдет на Стрелку, замрет восторженно от красоты родного города, а другой без оглядки промчится по своим делам. Или точно так же, торопясь к «Василеостровской», не увидит, как за его спиной нетерпеливо гарцуют прекрасные кони. Впряженные в вагон, они как бы радуются наступившему дню и своему предназначению – служить человеку.

Эти кони – творчество Зиякаева. Городская декоративная скульптура, посвященная первому петербургскому общественному транспорту – конке. Кони сделаны из бетона, покрытого пластиком. Но мастер очень хотел бы повторить их в бронзе, что лучше выразит экспрессию живого существа, да еще такого прекрасного, как лошадь.

Лошади – любимая тема в творчестве Ахнафа Гаделгаряевича. Они впервые появились еще на его детских рисунках. Семья татар Зиякаевых жила в Башкирии, в Нефтекамске, где в соседних с городом селах держали лошадей. Мальчик рисовал их с натуры, лепил из глины. Он уже тогда знал, что, как родители, рабочим-нефтяником не станет. Его будущее – творчество.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

[b]У Казанской царицы Сююмбике[/b]

[attachment=382736:________...________.jpg]

холст, масло 180 х 280 см 2005 г.

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром. Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д. Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина "У Казанской царицы Сююмбике" написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем - автором "Истории татарского народа и Татарстана", кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра "Казань" Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

[b]Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз[/b]

[attachment=382738:________...________.jpg]

холст, масло 440 х 245 см 2005 г.

На картине показаны разные этапы из истории Казанского ханства. Основное событие – взятие Казани войсками Ивана IV Грозного.
Событие происходит 2 октября 1552 года. Композиция состоит из двух основных групп. Слева: русские воины во главе с одним из военачальников. Справа: люди из казанского дворца (женщины, старики, дети), одетые в лучшие «преиспещреннейшие» одежды. Вышли навстречу русским воинам «ибо прельстися те на красоту их и живы они будут.

Повсюду на картине видны россыпи драгоценностей. «Когда войска русские ворвались в город, он был полон самой драгоценной добычи: злата, серебра, камней драгоценных, кипел соболями и иным великим богатством. Так, что все сбежались в крепость не для бранного боя, а за обильной добычей». Казанцы же тем временем воспользовались этим и, подтянув свои силы, пробовали возобновить бой и стали теснить русских. Русские, побросав добычу, бежали с криками: «Секут! Секут!». Но на помощь им был выслан резерв в 20 тыс. воинов. Казанцы были вынуждены отступить.

На среднем плане в центре происходит сражение, охватывающее длительный период взятия Казани: рушатся стены, слышны возгласы и крики, сплелись в схватке воины русские и казанские. Гибнут люди, падают замертво лошади. В небе — образ Ивана Грозного. Он распростер руки над городом. По его приказу происходит уничтожение людей и города.

Внизу в центре: царица Сююмбике и ее малолетний сын Утямыш – гирей. Они как бы взирают из московских палат на происходящий в Казани ужас. Будучи малоопытной в управлении государством, она поверила, что московский царь не станет вводить войска в Казань в случае пленения ее и сына и возведения на казанский престол его ставленника Шах-али. Она приносит себя и сына в жертву ради спасения государства. Ее увозят в так называемый «почетный плен». Решение это с ее стороны можно было бы назвать исключительно мудрым, имей она дело с нормальным цивилизованным противником. Увы! Она обманута. Вопреки своим обещаниям, через год после ее пленения, Иван Грозный завоевывает и уничтожает Казань.

Внизу слева — священник, благословляющий русских на бой.

Ему противостоит казанский священнослужитель с Кораном в руках (внизу справа). Надо отметить, Что в лицах на картине нет ненависти. Есть усталость. Отрешенность. Горе осознанных потерь. Война всегда чудовищна. Война – всегда горе и для мусульманского народа и для христиан.

Таково решение автора.

КАРТИНА НАПИСАНА НА ОСНОВЕ ГЛУБОКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛА. МЫСЛЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА ДОНОСИТ ДО НАС ТРАГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

В ПОДГОТОВКЕ ХОЛСТА К РАБОТЕ ХУДОЖНИК ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ТРАДИЦИЙ МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯНСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ. ТВОРИВШИХ В ХVI - ХVII ВВ., ИСПОЛЬЗУЯ ТАКИЕ УНИКАЛЬНЫЕ В НАШИ ДНИ МАТЕРИАЛЫ. КАК ОСЕТРОВЫЙ КЛЕЙ, СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА.

КАРТИНА ПРИОБРЕТЕНА

ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

Первый картон к картине
[b]"Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз"[/b]

[attachment=382739:________...________.jpg]

рисунок сангина, уголь, мел на желто-серой бумаге 440 х 245 см 2004 г.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

Фрагмент второго картона к картине
[b]"Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз"[/b]

[attachment=382741:________...________.jpg]

рисунок сангина, уголь, мел на желто-серой бумаге 2004 г.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

[b]Хадж[/b]

[attachment=382744:________.jpg]

холст, масло 170 x 200 см 1999

Переосмысление художником обряда мусульман – паломничества к священному камню в Медине. Парит над городом Кааба. Этот путь совершает более 1/3 человечества – огромные массы со всех континентов земли. Композицию держит одна фигура паломника, включающая в себя смысл происходящего. Намечена символическая фигура мусульманского служителя.

Картина приобретена Министерством культуры Республики Татарстан для Национальной художественной галереи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

[b]Оборона казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор). Эскиз к картине[/b]

[attachment=382745:________...________.jpg]

холст, масло 80 x 120 см 2002 г.

Эта картина была подарена художником Национальному государственному музею Республики Татарстан

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Художник Ильяс Файзуллин[/b]

[b]Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного[/b]

[attachment=382747:________...________.jpg]

холст, масло 100 x 150 cм 2001 г.

Эта картина была подарена художником Национальному государственному музею Республики Татарстан

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Творческая группа ТАМГА Татарстан[/b]

[b]Хамза Шарипов[/b]

[attachment=382748:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Творческая группа ТАМГА Татарстан[/b]

Р.Хайруллина. “Рождение нового мира''.

[attachment=382749:7f0efffcad5f.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Творческая группа ТАМГА Татарстан[/b]

Р.Мухаметдинов. “Новолуние”

[attachment=382751:__._____...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[attachment=382752:__________.jpg]

Осень
60х80 холст/масло

Share this post


Link to post
Share on other sites
слово часто используется...

[b]Шамаиль[/b] – в культуре татар-суннитов Среднего Поволжья и Приуралья религиозный знак, основанный на искусстве арабской каллиграфии, оформленный в виде станковой картины. Арабо-графический текст, в основном, религиозного содержания или изображения культовых сооружений, представленные в шамаилях, могут быть выполнены на различных материалах – тушью или печатным способом на бумаге, в виде вышивки на ткани, масляными красками на стекле или холсте. Многие печатные шамаили середины XIX – начала XX вв. сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.
Изначально слово «шамаиль» имеет арабское происхождение и означает буквально «качества, достоинства».Как термин, означающий вид искусства, «шамаиль» («шамайэл») встречается лишь в Иране, получив в персидском языке дополнительное значение – «священная картина, портрет, икона». Персидские шамайэлы-иконы, так же получившие развитие во второй половине XIX века, изображали портрет четвертого праведного халифа Али (особо почитаемого у шиитов), одного или с сыновьями. Можно предположить, что в значении «священная картина» термин «шамаиль» закрепился и в культуре казанских татар.В отличие от арабских лубочных картинок и персидских шамайэлов изображения татарских шамаилей принципиально отвергали (и отвергают до сих пор) образы живых существ и связанные с ними религиозно-поклонные функции.
Из советских ученых идею о проникновении на территории Среднего Поволжья и Приуралья первых шамаилей, выполненных на стекле, как предметов турецкого импорта впервые высказал известный этнограф Н.И.Воробьев: «Шамаили, по словам татар, появились из Турции. В 70-х годах ХIХ столетия было громадное увлечение ими в городах, откуда они проникли и в деревню». Город традиционно являлся центром торговли и популярность шамаилей в городской среде, как предмета турецкого импорта, легко объясним. Ученый связывает появление шамаилей в татарской культуре с «эпохой новометодизма» и «целым рядом европейских влияний, шедших через Турцию» во второй половине ХIХ столетия.
По мнению исследователя традиционных видов арабского народного и декоративно-прикладного искусства Аль-Масмуди, в ХVIII в. техника живописи на стекле из Италии и Чехии распространилась на территорию Турции, а позже и по всем уголкам мусульманского мира (в частности, на Арабском Востоке и Иране). В Турции особая техника религиозной живописи, выполненная на обратной стороне стекла и подсвеченная фольгой, получила название «джамалты». В городской культуре казанских татар техника живописи на стекле, подсвеченная с обратной стороны фольгой, получила название «шамаиль». На территории современного Татарстана этот вид искусства называли и по-другому: бети, йорт догасы, айат, ляуха, накыш. К тому же, распространение шамаилей в различных районах на территории Татарстана было неравномерным. Например, в Закамье, «где шамаили более редки, ...стены сплошь увешиваются полотенцами...». Позже термин «шамаиль», обозначавший религиозный вид искусства, включил в себя как печатные издания, так и вышитые на полотне экземпляры (ляуха).
Происхождение и развитие искусства татарского шамаиля тесно связано с историей развития ислама на территории Среднего Поволжья и Приуралья. Первые арабские надписи сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных еще в середине VIIIв. булгарскими мастерами. Арабские графемы, нанесенные как на ювелирные украшения (перстни, браслеты), так и на предметы бытового назначения (замки, посуда и т.д.), выполняли не только эстетические функции, но и предохраняли их владельцев от злых сил и дурных помыслов. Магическая роль «знака-оберега» астрально-солярных и зооморфных мотивов раннебулгарского языческого искусства постепенно перешла к абстрагированной неизобразительной форме, выраженной в виде благопожелательной мусульманской надписи. Согласно сведениям Г.С.Саблукова, слова Коранаq, принимаемые верующими «за надежную защиту от всего вредящего, от сглаза, от очарований всякого вида» было обычным делом изображать «на домашних вещах, на столовой посуде, из которой едят и пьют, на вещах, употребляемых особливо женщинами в наряд свой, на серьгах, на перстнях, браслетах, металлических зеркалах, или на особливых металлических дощечках, бляхах, на лоскутах бумаги и носить их как талисман»(12, С.66). Основным назначением коранического знака, выполненного в форме шамаиля, было обозначить собой присутствие Единой Божественной Сущности – АллахаI. «И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху»(Коран, 2:115) – визуально напоминают зрителю священные шамаили. В свою очередь, поминание Имени Всевышнего помогало избавиться от различных бед и напастей. Обережные функции шамаиля наглядно демонстрируют многие из его изречений: «Прибегаю к могущественным словам Аллаха от зла каждого шайтана и вредителя и от каждого глаза дурного», «Аллах лучший хранитель и милостивейший из милостивых» и др.Вера в магическую силу коранических слов отражала взгляды так называемого «народного суфизма». Искусство арабской каллиграфии сакрального содержания, составляющее основу татарского шамаиля, представляло собой естественное продолжение «развития ремесла изготовления талисманов, предметов-оберегов, снабженных защитным, священным знаком». В народной традиции татар использование коранического текста в качестве оберега появилось задолго до формирования искусства шамаилей – в форме бети. Более того, на шамаилях могли непосредственно присутствовать символические изображения различных оберегов, обладающих в народном представлении магическими свойствами. Об использовании на рубеже XIX – XX вв. татарами некоторых литографированных листов со стихами Корана (печатных шамаилей) в качестве «врачевства против болезней» упомянул и известный востоковед Г.С.Саблуков. Дозволенная официальной цензурой информация по магическому применению тех или иных коранических сур в шамаилях подтверждает отсутствие явных противоречий между народным суфизмом и официальным исламом на территории Среднего Поволжья и Приуралья. Комментарии некоторых печатных шамаилей не только поясняли значение изображения, но и содержали в себе “инструкцию” по практическому применению тех или иных сакральных слов и высказываний. Функциями оберега обладали и начертанные на шамаилях божественные Имена и Атрибуты, получившие широкую популярность во всем мусульманском мире. Как оберег, шамаиль нередко занимал в жилище место над дверью.
После падения Казанского ханства и уничтожения городской культуры традиции искусства каллиграфии продолжали жить в народной среде. На этом этапе основная деятельность каллиграфов заключалась в переписывании книг. История донесла до нас скупые сведения об именах известных в народе переписчиков книг ХVII в.: Иваная Арсай углы, проживавшего в ауле Оры, Илми Утямеша (1700–1740) из аула Ташкичу, Сайфульмулюка Зайнетдин углы из Ашита, Собхана Марджани из Кысны. Однако подлинное возрождение школы профессиональной каллиграфии в искусстве шамаилей могло появиться лишь в условиях городской культуры, имевшей развитые формы ремесленного производства, позволявшего создавать массовую, тиражируемую продукцию. В ХIХ в. появление в Казани первых национальных типографий и открытие университета оказали влияние на все дальнейшее развитие искусства и культуры у татар, в том числе и развитие искусства арабской каллиграфии. Первая типография в Казани, получившая название Азиатской, была создана в 1800г. В 1829 г. Азиатская типография влилась в состав университетской. К середине ХIХ в. она стала одной из самых крупных типографий в России. На рубеже ХIХ – ХХ вв. университетская типография занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей. С появлением печати в развитии искусства татарских шамаилей происходит качественный скачок, связанный не только со значительным повышением информационного объема, но и с зарождением профессионального искусства. Печатные шамаили стали изготовляться каллиграфами-профессионалами, объединенными в специальные цеха: «Создался особый цех специалистов рисовальщиков шамаилей, а кроме того издательство братьев Каримовых в Казани выпустило громадную партию шамаилей на бумаге, которая широко распространилась и за пределы поселения татар» На рубеже XIX-XXвв. в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких, как Гусман Салиев, Мотахир Яхья, Мураддым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халилулла углы Ходжа Саит, братья Ахметовы и т.д. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием. Параллельно процессу формирования профессионального искусства шамаилей в городе, на селе продолжали сохраняться этнические и фольклорные традиции, где многие из шамаилей создавались народными умельцами. Здесь искусство шамаилей, в своей основной массе, отражало индивидуальное мастерство в большинстве своем безызвестных авторов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[attachment=382753:________...________.jpg]

Родные просторы
60х80 холст/масло
[/quote]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Жулик' post='5372814' date='Sep 12 2009, 19:29 '][/quote]

Спасибо... по Шамаиль есть отдельная тема.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

Озеро
60х80 холст/масло

[attachment=382779:__________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[b]Казань[/b]
50х70 холст/масло

[attachment=382793:____________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[b]Май[/b]
60х80 холст/масло

[attachment=382804:______.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='torkel' post='5372826' date='Sep 12 2009, 19:33 ']Спасибо... по Шамаиль есть отдельная тема.[/quote]
есть, не спорю, я для удобства, а то столько тем, не всякий сразу все охватит...

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[b]На Волге[/b]
50х70 холст/масло

[attachment=382817:_______________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Жулик' post='5372888' date='Sep 12 2009, 19:53 ']есть, не спорю, я для удобства, а то столько тем, не всякий сразу все охватит...[/quote]

Самые интересные темы еще впереди.
В любом случае спасибо... ваш запрос рассматривается... первые упоминания об обжитии этих мест относятся к 4-5 веку до нашей эры... соберу весь материал и потом предоставлю.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[b]Мечеть Кул-Шариф[/b]
50х60 холст/масло

[attachment=382836:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Гайфуллины Айрат и Елена[/b]

[b]Осенний натюрморт[/b]
50х60 холст/масло

[attachment=382846:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Композиция №10 [/b]
90х90 холст/масло

[attachment=382851:________...______10.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Композиция №14 [/b]
130х120 холст/масло

[attachment=382859:________...______14.jpg]

P. S.
Я и сам иногда не прочь попробовать себя в неожиданных направлениях, но Кандинский и его последователи меня как-то не очень впечатляют... хотя они в современном искусстве ценятся и ''понимаются'' больше.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Композиция №2 [/b]
61х73 холст/масло

[attachment=382862:________..._______2.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Музыка [/b]
70х70 холст/масло

[attachment=382872:____________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Сон [/b]
50х60 холст/масло

[attachment=382876:______.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Галереи татарских художников:[/b]

[b]Салихов Рустам[/b]

[b]Композиция №9[/b]

[attachment=382910:________..._______9.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Принятие булгарами Ислама[/b]

[attachment=382917:________...________.jpg]

160*320 см.
Холст масло

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]В стране булгар.
С надеждой на новую встречу [/b]

[attachment=382924:57b.jpg]

139,5*92 см.
Холст масло

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Р.Загидуллин
Казань XVI в.[/b]

[attachment=382926:qazan02.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Фиринад Халиков
Зимняя Казань XVI в[/b]

[attachment=382928:________..._XVI___..jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Нияз Хазиахметов
Хан Сафа-Гирей[/b]

[attachment=382929:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Нияз Хазиахметов
Поэт Кул-Шариф[/b]

[attachment=382937:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Парк поэтов в Казани[/b]

[attachment=383208:qazan01.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Фиринад Халиков
Казань XVI в. (фрагмент)[/b]

[attachment=383213:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Нияз Хазиахметов[/b]
Казань

[attachment=383217:qazan07.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]Хан выходит в город[/b]

[attachment=383220:________...________.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]А.Фасхутдинов[/b]

Работы художника Асхана Фасхутдинова на мотивы татарских народных сказок и народной жизни отличаются особой оригинальностью.
художник: Асхан Фатхутдинов
жанр: [b]Обереги[/b]

[b]Обереги ждут ночи[/b]

[attachment=383226:ahsan01.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]А.Фасхутдинов[/b]

жанр: [b]Обереги[/b]

[b]Мир книги[/b]

[attachment=383229:_________________.jpg]

[b]Кони военных лет[/b]

[attachment=383230:ahsan15.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]А.Фасхутдинов[/b]

жанр: [b]Обереги[/b]

[b]Лето. Шурале и Су анасы[/b]

[attachment=383232:ahsan08.jpg]

[b]Тайная беседа[/b]

[attachment=383235:ahsan09.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='torkel' post='5372907' date='Sep 12 2009, 19:59 ']Самые интересные темы еще впереди.
В любом случае спасибо... ваш запрос рассматривается... первые упоминания об обжитии этих мест относятся к 4-5 веку до нашей эры... соберу весь материал и потом предоставлю.[/quote]
Спасибо

Share this post


Link to post
Share on other sites
[b]А.Фасхутдинов[/b]

жанр: [b]Обереги[/b]

[b]Влюбленный Шурале[/b]

[attachment=383238:ahsan05.jpg]

[b]Потерявшие ищут[/b]

[attachment=383239:ahsan06.jpg]

Share this post


Link to post
Share on other sites

×
×
  • Create New...