Jump to content
Disput.Az Forum
Модераторы форума - Assembler & Bercana
fransuz

Забытая традиционная пища населения Абшерона

Recommended Posts

49 минут назад, Алия ханум сказал:

Тоже сладкая, как в Турции? Они сверху еще сухофруктами и орехами украшают

 

Нет, там солоноватая.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как же хяшиль и гуймаг? Хорошо что садж, пити, хаш, хэмрэши и другие замечательные блюда ещё не забыты.:tespe:

IMG-20180721-WA0001.thumb.jpg.0c9ea768f211ca93bf32359ce3de3f3a.jpgIMG-20180919-WA0002.thumb.jpeg.5d6e6ff4d2dc10dc5b05c39d41d3e873.jpeg20191201_093657.thumb.jpg.35e707192ae21d5b54916372af514d93.jpg

  • Like 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я почти выздоровела, и у меня зверский аппертит разыгрался :praygg: Хватит дразнить картинками перед обедом(((((((((

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 минуты назад, бихас сказал:

Вы почему все к бакинской кухне припысываете,ааа?)))

 

 

я?)

Share this post


Link to post
Share on other sites
56 минут назад, Эстер сказал:

 

Mən də.))

 

1 час назад, porridge сказал:

 

Vay vay vay.... Umac istədim lap :faceoff:

Sümsüylər )

 

26 минут назад, Goemon сказал:

поэтому на абшероне и ярпаг и голубцы и дшюяря это искусство, помню кузины сидели соревновались у кого сколько дюшпяря на одной ложке поместится или сколько ярпаг долмасы, а потом аккуратно на нитку. а у этих голубцы с кулак, еще заворачивают начинку как шурик завернул в обои напарника. чем больше тем лучше.Картинки по запросу шурик завернул в обои

опять вспомню бабушку)

долма дейил)йетим дойдуранды)

Дюшбэрэ в одну ложку должно помещ.минимум13'-15штук гуш дили)

3 минуты назад, бихас сказал:

Вы почему все к бакинской кухне припысываете,ааа?)))

 

 

Can)nənə demişkən)qadovı alım)ac tema Gəncə yeməkləri))bilək nə oxşardı)

  • Haha 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Почему забытая? )) могу даже расширить список ЗАБЫТЫМ АВТОРОМ традиционные блюда Абшерона )))

Хəгигə нə иди? )))) Əгигə!  Əгигə гурбанлыгы бутун муселманлара шамил олунан Пейгембер с. суннесиди, неинки Абшерона. 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, RedMi сказал:

Почему забытая? )) могу даже расширить список ЗАБЫТЫМ АВТОРОМ традиционные блюда Абшерона )))

Хəгигə нə иди? )))) Əгигə!  Əгигə гурбанлыгы бутун муселманлара шамил олунан Пейгембер с. суннесиди, неинки Абшерона. 

 

 

названи блюд взяты с книг опред и много работы было проведенно в поиске этих блюд.все притнезии на сайт.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, fransuz сказал:

названи блюд взяты с книг опред и много работы было проведенно в поиске этих блюд.все притнезии на сайт.

да знаю))  в 2007 ых был проэкт по лидеру Бакы баглары , вот тогда можно назвать  "было проведено много работы" ))

тв действительно превратилось в ДНО канализации к сожалению с манысамы и с днарями общества...

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

ДОМБАЛАН (трюфель)  гутабы  ХАШАХУНА )) вот это действительно забыто. с 18ой минуты

 

https://youtu.be/K61n_elgwkg

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, gocu adil сказал:

umac hara,halva hara(

Скорее всего Гала,т.к Гала cins qoyunları adnandı.

Р.S.И блюдо из риса и молока многие называют"süddü cilo"

Все шиворот на выворот)Если варить каштаны 40 мин,то в мясо уже добавишь каштановое пюре.

И по размеру они больше чем обычн.голубцы.Боюсь представить ее ярпаг долмасы.Нене демишкен "палаз бойда"(

Неубедительно, зачем мне ваши догадки? Вроде бы ученые писали этот опус. Так непонятно где находится селение Тала?

Второе меня гложат сомнения  ,какие барашки могут быть с огромными курдюками когда на полупустынном Абшероне негде пасти скот? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, gocu adil сказал:

 

Все шиворот на выворот)Если варить каштаны 40 мин,то в мясо уже добавишь каштановое пюре.

И по размеру они больше чем обычн.голубцы.Боюсь представить ее ярпаг долмасы.Нене демишкен "палаз бойда"(

Не говорите э, у меня глаза на лоб вылезли))40 минут)))

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, RedMi сказал:

да знаю))  в 2007 ых был проэкт по лидеру Бакы баглары , вот тогда можно назвать  "было проведено много работы" ))

тв действительно превратилось в ДНО канализации к сожалению с манысамы и с днарями общества...

 

 

Дорогой RedMi üzüm ayağovun altına))за то что напишу сейчас.Язмасам партдарам)

Сыч...ləhic bağlarnın icinə((бах нейди,hasar nəydi?qum nəydi metlağ nəydi((uşağlar mütləq isti qum üstə ğəzərdi,təbii masay)).indi ярысы кривостопду,ярысыда плоскостоп(

 

  • Thanks 1
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

"пища населения Бакинцев"     супер ...сааа 5 !!!  ка ээ кааа

Share this post


Link to post
Share on other sites

заголовок введет в ступор даже последний квантовый суперкомпьюьтер Гугл.

 

Да он даже повесит новинку Cray , обещанную к 2023 году

 

Я начинаю подозревать, что автор темы - ИскИн - искусственный интеллект. То бишь AI

 

потому иногда напишет - вроде понятно....а иногда такое замесит - набор слов, видимо ранжируемый по какой-то логике его тензорных процессоров и матриц

 

Будущее уже здесь

 

Может...мы просто его не понимаем? Он нам триангуляцией связей слов в граничных фразах попроще вещает, а мы ну никак не поймем?

 

Cray? Cra(Z)y?

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, operator82 said:

Неубедительно, зачем мне ваши догадки? Вроде бы ученые писали этот опус. Так непонятно где находится селение Тала?

Второе меня гложат сомнения  ,какие барашки могут быть с огромными курдюками когда на полупустынном Абшероне негде пасти скот? 

ммм...умные барашки. которые знают где и как. чтоб курдюк отъесть ))

Share this post


Link to post
Share on other sites

СЕЙФАЛМЮЛЮК

Из давно не употребляемой населением Апшерона еды, следует отметить блюдо «Seyfəlmülük» (Сейфалмюлюк), готовящееся из овечьих внутренностей, наподобие общеизвестного джыз-быз или «iç cigər». 

ну наконец-то я узнал откуда у него такая фамилия,ну или у нас такая еда

041357531839c4524.jpg

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

а буглама на углях это откуда 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 21.01.2020 в 12:27, fransuz сказал:

Забытая традиционная пища населения Бакинцев)))

https://azerhistory.com/?p=20048

А.Ализаде (по архивным материалам А.А.Алескерзаде и Р.Бабаевой)

Богатство флоры и фауны Азербайджана, обусловленное наличием девяти, из существующих на Земле одиннадцати, климатических поясов, издавна способствовали развитию разнообразных видов и способов приготовления пищи. Пища Абшерона, в частности, формировалась в активной адаптации его населения к условиям полупустынного ландшафта Апшеронского полуострова, омываемого Каспийским морем.

В селениях Абшерона, с древнеразвитым земледелием и скотоводством, рацион питания населения отливался разнообразием приготовляемых блюд. Кушанья Абшерона, возникшие когда-то в зависимости от образа жизни, от особенностей продуктов, возрождаемых больше всего в данной местности, пройдя сквозь века, при последующих кулинарных совершенствованиях, в целом, не отступали от привычных вкусовых комбинаций населения.

Как реликты древнего прошлого, до последнего времени бытовали такие способы приготовления пищи, как на раскаленных камнях, в земляной печи (külləmə), тендирах, на садже, вертеле и шомполах (şişə çekmək) и пр.

Выработанные в традиционном хозяйстве населения Апшерона рациональные приемы переработки и хранения продуктов впрок, также способствовали равномерному обогащению повседневного питания.

Однако, в XX веке в питании населения Апшерона, как и всего Азербайджана, по ряду объективных, общеизвестных причин, в том числе, по причине усовершенствования технических приемов в приготовлении пищи, некоторые виды традиционной еды были преданы забвению.

Благо, что уже в первые годы развития этнографической науки в Азербайджане, исследования материальной и духовной культуры народа явились приоритетным направлением этой науки. В результате, проведенных в 20-30-х годах прошлого века научных экспедиций, был собран значительный этнографический материал в различных зонах мо¬лодой республики.

Среди разрабатываемых учеными проблем этих лет, объектом исследования ученого А.А.Алескерзаде, среди прочих вопросов материальной и духовной культуры Апшерона, была и пища населения. Ввиду того, что некоторые виды пищи Апшерона, взятые на заметку А.А.Алескерзаде, забыты, считаем необходимым, по мере их перечисления, подробнее остановиться на способах и рецептах их приготовления.

*****

ХАГИГА

Особый интерес, с этнографической точки зрения, представляет, описанная автором рукописи, обрядовая пища Апшерона, именуемая «Həqiqə» (Хагига), которую принято было готовить в тех семьях, где рожденные младенцы в скором времени умирали. Для «отвода», от вновь рожденного младенца, этой беды и готовили «Həqiqə», когда ему исполнялось, примерно, 2-3 месяца. При приготовлении этого блюда, освежеванного барана, с отрезанной головой и конечностями, потрошили и, вымыв холодной водой, целиком клали в большой котел. Кроме нужного количества воды в «Həqiqə» ничего другого добавлять не полагалось.

Обычно для приготовления этого обрядового блюда в семью приглашалась опытная и уважаемая среди сельчан женщина. Тушу барана в котле варили до тех пор, пока мясо полностью отделялось от костей. После этого, содержимое котла, выложив в большой медный таз («teşt»), следовало тщательно собрать все кости. При этом ни одна, даже малая косточка не должна была оставаться в пище. Затем мясо с бульоном разливали по чашам («kasa») и раздавали между родственниками и соседями. Иногда угощали этим блюдом у себя дома.

В первую очередь, эту обрядовую пищу, должны были вкусить родители младенца, в честь которого она была приготовлена. По обычаю, женщину, приготовившую «həqiqə», полагалось одарить, хончой, в которой кроме сладостей лежал и отрез на кофту («köynəklik»). После угощения, в шкуру барана клали сырыми голову, конечности, внутренности и тщательно выбранные из обеда кости животного, аккуратно заворачивали и несли на кладбище для захоронения. По принятому обычаю, захоронение совершал приглашенный по этому случаю молла или сеид (титул даваемый «потомком» из рода пророка Мухаммеда). Захоронение мог совершить и кто-то из бездетных мужчин. Такое захоронение «həqiqə» имитировало тем самым захоронение как бы самого ребенка. Лицам, совершившим захоронение «həqiqə» также полагалось дарить, либо деньги, либо одежду («libas»).

В данном обряде, несомненно, прослеживаются древние черты обряда жертвоприношения, отраженного во многих верованиях и религиях мира.

ХАН БОЗБАШИ

Среди, описанных А.А.Алескерзаде, видов повседневной и праздничной пищи, следует отметить блюдо «хаn bozbaşı» (хан бозбашы), которое готовилось из курдючного жира. Известно, что издревле населением Абшерона разводился местный вид овцы, отличающейся крупными размерами курдюка. Этнографические материалы свидетельствуют, что этим особенно выделялась порода овец из селения Тала. У этих овец курдюк был настолько тяжелым, что, некоторым из них, мешал передвижению. В таких случаях к овце сзади впрягали маленький ящик на двух колесиках (типа арабы), в которую вправляли курдюк и таким образом обеспечивали ее передвижение.

Курдюк одного или двух зарезанных овец вытапливался для получения курдючного жира («quyruq yağı»), повсеместно используемого в приготовлении пищи. Вышеотмеченное блюдо хан бозбашы готовилась из, получаемого при вытопке курдучного жира, бульона. Отделяемую из курдючного жира жидкость, не давая ей выпариться, сливали в кяса и ели, накрошив в него хлеб. Из-за редкости приготовления, это блюдо и было обязано своему названию «хан бозбашы», обычно подаваемому главе семейства.

МУТАНДЖАМ

Известное в азербайджанской кухне блюдо мутанджам («mütəncəm») на Абшероне готовился характерным способом. При его приготовлении, нарезанную с косточками баранину заливали в кастрюле немногим количеством воды, солили по вкусу и оставляли тушиться на огне. После того как выпарится жидкость, добавляли 1-2 ложки топленого масла и нарезанную ломтиками тыкву. Сверху заливали виноградной патокой («doşab») и абгорой (перебродившим соком незрелого винограда), а также незначительным количеством воды. Блюдо мутанджам было готовым к еде после выпарки в кастрюле всей жидкости. Этот обед можно было готовить также с мясом без костей (мякоти) и из молотого мяса, скатывая из него тефтели размером с грецкий орех. Готовили это блюдо в зимнее время.

ФИСИНДЖАН

Из мясных блюд, описанных А.А.Алескерзаде, следует отметить, фисинджан («fısincan»), который более других регионов готовился населением Абшерона во время семейных торжеств и праздников. Фисинджан сохранился в азербайджанской кухне, но способы приготовления потерпели изменения. В прошлом, фисинджан готовили как из баранины, так и из курицы или гуся. Мясо готовилось как с косточками, так и без них (мякоть). При желании фисинджан готовили также из рубленного с луком мяса, скатывая из фарша тефтели, размером не больше грецкого ореха.

В первом случае, нарезанное кусочками мясо обжаривалось на масле вместе с мелко рубленным луком. Затем очищенный грецкий орех толкли в ступе («həvən-qdə»), добавляли в мясо, а сверху наливали гранатовый сок («nаrrub»). За неимением нарруба, использовали абгору. Все это тушилось до тех пор, пока не выпарится вся жидкость и масло не поднимется поверх фисинджана.

На Абшероне фисинджан предпочитали готовить иссиня-черного цвета. Для получения нужного цвета, при готовке в кастрюлю с наррубом или абгорой, 5-6 раз опускали расколенный железный скребок для теста («ərsin»). Фисинджан обычно готовился как гарнир к плову. Рис для плова обязательно должен был сорта садри. Блюдо это можно было есть и с хлебом. Это блюдо было едой зажиточных слоев населения и готовили его, в основном, в зимнее время. Фисинджан можно было приготовить и впрок, особенно для длительного путешествия. Готовое блюдо в горячем виде выкладывали в глиняный горшок и заливали доверху маслом. Пища в нем могла сохраниться в течение месяца. По мере надобности фисинджан, как и кавурму, доставали из горшка и употребляли в пищу.

ХЫР-ХЫР (БИЗ-БИЗ)

Среди молочных блюд, описанных А.А.Алескерзаде, следует остановиться на блюде хыр-хыр или, как ее еще называли в народе, биз-биз. Как и широко известные блюда «südlü plov» (плов на молоке) и «südlü sıyıq» (молочная рисовая каша), хыр-хыр также готовился на молоке с рисом сорта «akü-lə» (акюля) в пропорциях на два стакана молока один стакан воды и один стакан риса. Доведя все это в кастрюле до кипения, добавляли щепотку соли, одну-две ложки масла и настойку шафрана. В приготовлении блюда хыр-хыр, важным было не дать рису развариться, т.е. оставить «торчком» («biz-biz») на поверхности, чем он и был обязан своему названию. При подаче на стол, на тарелку с хыр-хыр сверху клали сахарный песок и сливочное масло. Блюдо это готовилось не столь рассыпчатым, как «südlü plov», но и не таким жидким как «südlü sıyıq». Ели его во все времена года, но большей частью весной.

ЛАПША НА МОЛОКЕ

К молочной еде сельского населения Абшерона относится, забытое, блюдо «südlü xəmiraşı» (лапша на молоке). Готовилось это блюдо, как и, повсеместно распространенное горячее первое блюдо, «xəmiraşı», но не на бульоне, с лоби и мясными фрикадельками, а на молоке. Считающееся диетическим, «südlü xəmi-raşı» часто готовили зимой и при простудных заболеваниях.

КРОШКА НА ГАТЫГЕ ИЛИ АЙРАНЕ

С этнографической точки зрения интересными представляются взятые на заметку А.А.Алескерзаде в селениях Абшерона, ныне забытые разновидности общеизвестного «doğramac» (окрошка на гатыге или айране). Наряду с такой окрошкой, в летнее время, во время жатвы, сельчане в поле готовили на обед «doğramac» с туршуширин или с дошабом.

Для ясности отметим, что «turşuşirin» готовили из сока сладко-кислых сортов винограда. На дно котла, где уваривался этот сок, насыпали особый сорт белой глины – ширяхак («şirəxak»). Ширяхак предупреждал, во-первых, брожение сока, во-вторых, не допускал подгорание сиропа на дне котла. Тем самым, сохранялись аромат и вкусовые качества, приготовленного таким образом сиропа, туршуширин. Для приготовления «doğramac» на основе туршуширин, последний наливали в большую миску и, разбавив по вкусу водой, крошили в него черствый хлеб. Ели из одной миски ложками вместо обеда во время жатвы урожая.

Второй вид, забытой ныне окрошки готовился на основе дошаба, разведенного с абгорой, в случае, отсутствия туршуширин. Эту окрошку ели также накрошив в него черствый хлеб. В прошлом они являлись едой крестьянской бедноты.

*****

absheron-xavchik-2.jpg

В 1940-х годах изучение материальной и духовной культуры Абшерона было продолжено одной из первых женщин этнографов Азербайджана Р.Бабаевой. С этнографической точки зрения большой интерес представляют собранные Р.Бабаевой материалы о некоторых видах, забытых в быту населения, блюд. По этой причине, и здесь представляется важным дать детальное описание используемых продуктов и способов их приготовления.

ЖАРЕНЫЙ ЦЕЛИКОМ ЯГНЕНОК

К одной из них относится традиционное в прошлом для сельского населения блюдо «kababburyan quzu qızartması» (жаренный целиком ягненок), которое готовили обычно весной в зажиточных семьях. Для приготовления этого блюда освежеванного и очищенного от внутренностей ягненка, посолив изнутри, начиняли заранее приготовленной начинкой. Она состояла из жаренного лука и, добавленных к нему, мелко рубленных кишмиша, лавашаны (кислой пастилы) и зириша (барбариса).

Добавив сверху настойку шафрана или желтого имбиря, все это немного обжаривали вместе с луком. Затем, очистив 5-6 круто сваренных яиц, целиком добавляли в начинку. Начинив всем этим ягненка, крепко зашивали брюшко и выкладывали на железный поднос.

В тендире разжигали дрова и после образования горящих углей отодвигали их к стенкам. В середину печи ставили поднос с начиненным ягненком. В тендире блюдо кабуббурян гузу гызартмасы равномерно поджаривалось в течение 1,5-2 часа. После этого жаренного ягненка выложив на большую тарелку («bulud») целиком подавали к столу и разрезали на куски.

КЮФТА ГЫР-ГЫР

Среди забытых блюд населения Абшерона Р.Бабаевой взято на заметку блюдо «küftə qır-qır» относящееся к одному из видов гызартма (жаркое). Для его приготовления рубленную с луком баранину заправляли по вкусу солью, перцем, корицей и желтым имбирем. Из размешанного с пряностями фарша скатывали тефтели (küftə), размером с грецкий орех вкладывая в каждую из них сушеную алычу («ət turşusu»). Затем тефтели опускали в сковородку с кипящим маслом и поджаривали.

После обжарки сверху добавляли нарезанную свежую зелень кинзы, немного корицы и добавив один стакан воды, клали еще очищенные каштаны. Это блюдо тушилось на огне в течение одного часа. Блюдо было готовым, когда выпаривалась вся жидкость и оставалось только масло. Кюфта гыр-гыр обычно готовили как гарнир («xuruş») к плову, но оставив его немного с бульоном, ели и с хлебом. Готовилось это блюдо большей частью в холодное время года.

СЕЙФАЛМЮЛЮК

Из давно не употребляемой населением Апшерона еды, следует отметить блюдо «Seyfəlmülük» (Сейфалмюлюк), готовящееся из овечьих внутренностей, наподобие общеизвестного джыз-быз или «iç cigər». При его приготовлении, внутренности – сердце, печень, легкие нарезали кусочками и жарили с кусочками курдючного жира. Перед тем как снять с огня добавляли лук, и все жарили в течение получаса. Затем сверху добавляли мелко рубленную зелень щавеля и кинзы.

Во время еды, чтобы жиру не дать застыть это блюдо, чаще ели прямо с огня. Готовилось это жаркое из внутренностей во все времена года, обычно в зажиточных или среднезажиточных семьях.

ШАШАНДАЗ

В прошлом, характерная населению Апшерона еда «şəşəndaz» (шашандаз), также одно из забытых блюд. Шашандаз готовили как постным, так и с мясом. Для постного шашандаза лук в большом количестве обжаривали на масле. Затем сверху добавляли виноградный кисло-сладкий сироп «туршуширин», который можно было заменить и разведенным с абгорой дошабом или же напитком «iskəncəli» (из уксуса и сахарного шербета). Шашандаз с мясом готовился как жаркое. В этом случае нарезанная кусочками баранина обжаривалась в топленном масле вместе с луком, а затем добавлялись туршуширин или дошаб с абгорой. Ели это блюдо как гарнир к плову, а также с хлебом. Шашандаз обычно готовили в зимнее время в богатых семьях.

ДРУГОЙ БОЗБАШ

Общеизвестное азербайджанское блюдо бозбаш (парча бозбаш и кюфта боз-баш) готовится с картофелем. Как отголоски давнего прошлого, когда азербайджанскому народу не был еще известен «заморский» картофель, Р.Бабаевой в селениях Апшерона были взяты на заметку и описаны, бытующие еще в 40-х годах прошлого века, более архаичные виды этого обеда.

Вместо картофеля в бозбаш в прошлом, наряду с другими компонентами добавляли каштан, а в варианте «qəlyə bozbaş» тыкву. Бозбаш с тыквой готовился как постным, так и с мясом и соответственно именовался «soğanlı qəlyə bozbaş», «раrса qəlyə bozbaş» и «küftəli qəlyə bozbaş». В «qəlyə bozbaş», и в постном и в мясном вариантах, вместе с ломтиками тыквы и жареного на топленном масле лука, клали кишмиш, сушеную алычу и лоби («ağ lobyə»).

Если готовили постную галья, то заправляли еще толченым в ступе грецким орехом. Все эти разновидности «qəlyə» готовились осенью и зимой, ввиду того, что ее основной компонент – тыква созревала к осени. В прошлом как, отмечает Р.Бабаева, «qəlyə» была едой зажиточных и середняцких слоев населения Апшерона.

Уместным будет здесь также отметить, что известное блюдо «badımcan, istiot, pomidor dolması», (фаршированные баклажаны, перец, помидоры) в прошлом, когда населению Апшерона не были известны помидоры и сорт болгарского перца, готовили это блюдо из фаршированных баклажанов, яблок и огурцов «badımcan, alma, xiyar dolması».

ТАРАК

Из почти забытых мучных блюд Апшерона, надо отметить блюдо «tərək» (та-рак), который по составу употребляемых продуктов, очень близок к халве, но отличался по способу приготовления.

Это блюдо как правилу готовилось из замоченного и растолченного в ступе риса. Однако, за неимением рисовой крупы, тарак можно было приготовить и из пшеничной муки. Муку следовало просеять над сковородкой с кипящим маслом одной рукой, а другой рукой постоянно перемешивать до образования комкочков. Мука в масле поджаривалась до получения характерного запаха. Затем в нее вливали 3/4 стакана дошаба, 2 столовые ложки воды и тут же, сняв с огня, тщательно размешивали с комочками, размером с фундука. После этого сковороду с «tərək» снова ставили на огонь и немного поджарив, убирали с огня. Готовили «tərək», как правило, в зимнее время в богатых и среднебогатых семьях.

ПАЛДА

К зимней еде относится и мучное блюдо «palda» (палда), которое также готовится на дошабе. Вылив дошаб в сковороду в пропорциях на один стакан дошаба две большие медные кружки воды, тщательно размешивали. После этого одной рукой просеянную муку насыпали в сковородку, а другой постоянно перемешивали. Мука расходовалась столько, пока не получалась гуща подобие дошабу или меду. Затем следовало добавить одну чайную ложку молотого кардамона («hil») и довести содержимое в сковородке до кипения.

После, убавив огонь и накрыв сковородку крышкой, в течение часа томили палду на медленном огне («dəmə»). До того как убрать сковородку с огня, в готовое блюдо добавляли две столовые ложки топленного масла. Образовавшаяся на дне сковородки корка «газмаг» легко отходила со дна посуды, когда горячую сковородку клали на 10 минут на поднос с водой. Блюдо palda затем разливалось по тарелкам с разрезанными кусками – корки «qazmaqa». В отличие от известного азербайджанского мучного блюда гуймаг, палда на вкус готовилась подслащенной за счет дошаба. Готовили полду обычно в зимнее время.

ХАЛВА «ЧАК-ЧАК» (ЯРИШТЯ ХАЛВАСЫ)

В свое время в Баку из Астрахани была завезена сдобная татарская халва «чак-чак». В Баку она получила название «яриштя халвасы», который пришелся по вкусу зажиточных семьях. Готовилась она из пшеничной муки высшего сорта. Для его приготовления в деревянную большую миску («təknə») разбивали, к примеру, два яйца с желтком и белком, и добавочно еще пять желтков. Взбив яйца, добавляли столько муки, сколько пойдет для получения крутого теста. Скатав из теста «kündə», накрывали их полотенцем и оставляли на полчаса. После этого начинали раскатывать не слишком тонкие юха и нарезали их как лапшу («əriştə»).

Нарезанная лапша опускалась в котел с кипящим маслом и тут же вынималась с помощью шумовки и выкладывалась на медный поднос. Сверху лапшу обливали растопленным горячим медом и, не давая остыть, вминали с помощью тяжелой ложки. Затем, нарезанную в форме пахлавы, халву выкладывали в большую тарелку («bulud»).

По материалам журнала “Археология и Этнография Азербайджана”

Хорошая статья,надо хоть одно что-то сделать,список большой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Безе74 сказал:

 

Яланчы долма) Кстати говорят кутабы с каштанами тоже ничего :) никак не попробую)

 

Они суперские. Мама готовит. Пальчики оближешь.

Ел в Баку в пару местах, это извращение, а не шабалыд гутабы.

Edited by Abbasov J.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, operator82 сказал:

Неубедительно, зачем мне ваши догадки? Вроде бы ученые писали этот опус. Так непонятно где находится селение Тала?

Второе меня гложат сомнения  ,какие барашки могут быть с огромными курдюками когда на полупустынном Абшероне негде пасти скот? 

Это село называется Гала. Зурналист видимо под кайфом был судя по его манере выражаться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часа назад, operator82 сказал:

Кто нибудь может указать где находится селение Тала в Абшероне? Впервые слышу?

Опечатка скорее всего. Село Гала. Мой дед разводил баранов с большим курдюком и называл их гала гойуну. У него даже был баран к которому он телегу приделал изза огромного хвоста, очень гордился им. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
36 минут назад, ЧихПых сказал:

Опечатка скорее всего. Село Гала. Мой дед разводил баранов с большим курдюком и называл их гала гойуну. У него даже был баран к которому он телегу приделал изза огромного хвоста, очень гордился им. 

Это относительно новая порода выведена из ширванской в 70 годы прошлого века. Самое интересное где пасли этих овец если вокруг Галы одни пески и ? Пастбищ нет...

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

58 минут назад, operator82 сказал:

Это относительно новая порода выведена из ширванской в 70 годы прошлого века. Самое интересное где пасли этих овец если вокруг Галы одни пески и ? Пастбищ нет...

Так их разводили во дворах, пастбищ наверное особо и не нужно было. Мой дед по крайней мере точно не пас их, держал в загоне, кормил сеном. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, ЧихПых сказал:

Опечатка скорее всего. Село Гала. Мой дед разводил баранов с большим курдюком и называл их гала гойуну. У него даже был баран к которому он телегу приделал изза огромного хвоста, очень гордился им. 

+ да, в забрате тоже были такие особи, ребята самокаты привязывали к хвостам.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 1/21/2020 at 3:01 PM, Goemon said:

да вы попробуйте. жаль у нас дома  уже не осталось немножечко инжирного варенья, я бы вам послал с радостью. попробовав раз, вы станете фанатом этого варенья. 

Инжирное варенье особенно вкусно ( не сравнимо вкусно ) когда ее только сварили и варенье еще горячее 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Our picks

    • Честное слово я до сегодняшнего дня был сторонником Мехмана
      Мне нравилось его смелость в показе и выявление уродливых черт присущих нашему обществу
      Его не равнодушие к положению простых людей
      Его призывы соблюдать законы
      Но сегодня я такого от него не ожидал
      Пусть Мехман прав в чем то - но в таком наглом тоне разговаривать с человеком - тем более пожилым
      Это уже слишком
      Если он сейчас такой - то что будет если он получит должность или какой то пост
      Так он будет на всех так кричать
      Мне от этого видео стало не по себе
      Посмотрите вы сами
       
      https://www.youtube.com/watch?v=akDCPvJrN1w
      Кандидат в депутаты Милли Меджлиса, баллотирующийся от 31 Сураханского второго избирательного округа, блогер Мехман Гусейнов оказался в центре скандала.
      В соцсетях размещено видео, в котором Мехман Гусейнов на повышенных тонах разговаривает с председателем и членами избирательного участка, которые предлагают ему пройти регистрацию.
      «Есть правила, надо пройти регистрацию», - говорит председатель комиссии, в ответ на что блогер кричит: «Ты не знаешь с кем говоришь. Я – кандидат Мехман Гусейнов. Не кричи! Ты - фальсификатор».
       
      Это видео вызвало большой резонанс в сети. Большинство комментаторов осудили поведение Мехмана Гусейнова, отметив, что такие действия являются неподобающими и недопустимыми. Вот небольшая часть комментариев, оставленных пользователями под видео:
       «Если Мехман ведет себя так, будучи еще кандидатом, то что будет, если он станет депутатом? Все это напоминает мне 90-е годы, когда любой мог позволить себе хулиганские выходки. Так нельзя. Мехману надо умерить свой пыл. Из него не получится депутат. Человек должен быть выдержанным».
      «Независимо от того, кто ты, нельзя так разговаривать с человеком, который годится тебе в отцы. Это невоспитанность и бескультурье, которое нельзя оправдать. Если у тебя есть возражения, то надо выражать их цивильно. Мехман за это может быть привлечен к ответственности».
      «Мехман, возьми себя в руки. Такими действиями ты лишаешь себя уважения».
      «Мне кажется, что Мехман переходит границу, он сам кричит, проявляет неуважение к человеку, который ему в отцы годится.  Так нельзя, даже если этот аксакал – фальсификатор, на этот раз Мехман совершил постыдный поступок».
        • Facepalm
        • Downvote
        • Upvote
        • Confused
        • Thanks
        • Like
      • 913 replies
    • Бакинское транспортное агентство доставило в столицу два десятка длинных автобусов, которые позволят организовать более комфортную перевозку пассажиров.
       В столицу доставлены 18-метровые автобусы - которые напомнят старым бакинцам о некогда бегавшим по улицам города "гармошкам". О прибытии новой партии транспортных средств сообщил председатель правления Бакинского транспортного агентства (БТА) Вюсал Керимли.
      По его словам, как и планировалось ранее, в Баку доставлено триста современных автобусов, использующих в качестве топлива сжатый газ. В партии 20 транспортных средств достигают в длину 18 метров. Все прочие автобусы не больше 12 метров.
      В целом запланирован ввоз еще свыше четырехсот новых автобусов. Благодаря этому парк пассажирского автобусного транспорта удастся обновить на 70%, заключил Керимли.
      В Баку вернулись автобусы-"гармошки" 
        • Upvote
        • Like
      • 121 replies
    • Во всем мире действуют ночные и дневные тарифы на проезд в такси, устанавливаются счетчики. Контроль за таксометрами может выполняться с помощью установленных приложений.
      Как сообщает Vesti.az , об этом рассказал председатель Бакинского транспортного агентства (БТА) Вусал Керимли на радио AutoFM.
      По его словам, в деятельности такси следует внедрить механизм штрафов и административного взыскания: "В этом году у нас были встречи с руководителями различных госструктур. Думаем, что правовая сторона вопроса будет урегулирована после первого полугодия. Мы уже завершаем дорожную карту такси. Рассчитаны поступления в государственный бюджет. Установлено необходимое для Баку количество автомобилей такси. После установления единого тарифа проблема с ценами различных служб будет устранена".
       
      Председатель БТА добавил, что в первом квартале года будут рассчитаны экономически обоснованные тарифы и представлены в соответствующие органы: "Работа над этим, вероятно, будет завершена в течение первых 6 месяцев".
      https://vesti.az/eto-interesno/v-baku-ustanovyat-edinyj-tarif-na-taksi-395281
        • Facepalm
        • Haha
        • Thanks
      • 222 replies
    • В Диспуте уже была открыта тема о том что провайдер Conneсt  грубо нарушил права своих клиентов.
       
      Абсолютно не предупредив, своих клиентов, йани,   Проявив наплевательское  и несерьезное, безответственное отношение. 
      Вдруг  тотально прекратил доступ к интернету   всем своим клиентам.
      С утра в их офисе десятки людей. Возмущающихся. Кто торопится на работу, кому нужен срочно открыть нет - у многих работа связана с нетом. 
       
      Никакого предупреждения, никаких смс не было и в помине.
       
      Почему нас так не уважают? 
       
      Вы меняет   правила норм оплаты, так предупредите. За месяц.   Люди должны знать новые условия.
       
      А так с бухты барахты. Если 10 гяпик не хватает на балансе, тут же вырубают.   Несмотря что у клиентов хорошая , надежная депозитная  история.  
       
      В огромной шумной возмущающейся  громкой очереди были и иностранцы - которые также возмущались таким разворотом событий. 
       
      Интересно что они сообщат о нас благодаря таким нерадивым компаниям. 
       
      Именно такое  несерьезное, наплевательское к бизнесу руководство  и  влияет на имидж страны.
       
      Компания должна оплатить неустойку.   
      А Союз Защиты Прав Потребителей - должен сказать свое веское слово. 
       
      Не умеете вести бизнес, отойдите, дайте дорогу тем кто это умеет серьезно, профессионально, с уважением к клиентам делать. 
      Это мой последний месяц работы с этим Коннектом. 
      Который не умеет наладить контакт с потребителями. Просто не уважает. Просто не проффесионал.  Просто уверовал что все сойдет с рук. И клиенты -    что с ними будет. Вот так тупо перекрыть кислород, в момент когда  на депозите у всех есть деньги.  
       
      Министерство  Связи  должно разобраться с этой компанией,  И заставить выплатить всем неустойку за  часы, без доступа к нету. 
       
       
       
       
       
       
         
        • Facepalm
        • Downvote
        • Upvote
        • Confused
        • Thanks
        • Like
      • 125 replies
    • А вы знаете как я ей помогаю, что говорите, или я это афишировать должна? Как могу так и помогаю. Вы можете ее жалеть на здоровье, главное она счастлива и здорова, машаллах. А я благодарна судьбе, что у меня не такая мать как вы, которая говорит бросай работу, это твои проблемы или нанимай няню. Моя мать всегда гордилась моей работой и никогда бы не позволила, что бы я ее бросила. Плюс на тот момент мой муж оказался безработным и ни о каком детсаде или няне не могло быть речи. Ее помощь понадобилась всего на 11 месяцев, за это время ничего с ее здоровьем слава Богу не случилось,но они сыграли большую роль в нашей семье. Я и не собиралась навешивать годами на нее, сейчас шюкюр у нас есть и на детсад и на уборщицу раз в неделю, но она все равно принимает участие как может, потому что она Мать и Бабушка с большой буквы. Гуляет с ним раз в неделю или поможет чем-то дома, без напряга. Мы поднялись на ноги благодаря ей и сохранили семью тоже благодаря ей, мой муж и я никогда это не забудем.
      А вот свекровь, которая рассуждала в трудную минуту как вы, бог ей судья. И когда нибудь ее слова я ей припомню, что не можешь, найми помощников, хотя прекрасно знала, что денег у нас нет.
        • Upvote
        • Like
      • 723 replies
    • Здравствуйте ,друзья!
      Ну, что, давно не играли в наш марафон тем. Продолжим? 
       
      Условия таковы:
       
      1. В течении 46 дней принимаются заявки на участие (до 4 февраля включительно)
      1.1 темы можно открывать в среду, 5 февраля ;
      2. До 26 февраля каждый из записавшихся ,должен открыть 1 тему в трех  разделах на выбор: Женский форум, Мужской форум , Автофорум, Бизнес и финансы , Клуб путешественников ;
      2.1. Естественно,темы должны подходить разделу;
      3. Открытые темы должны быть представлены в данной теме в виде ссылок;
      4. По окончанию месяца победит тот пользователь,который в сумме наберет бОльшее количество страниц ;
      5. Администрация НЕ  имеет права участвовать;
      6. Весь флуд ,оффтоп будет удаляться и наказываться согласно Правилам форума!
      7. Участие клонов в теме автоматически приведёт к снятию участника (клон фермера) с конкурса с месячный баном
      8. Поднимать темы ссылками запрещено. Бездумный копипаст запрещен. Вы можете пользоваться внешними ресурсами, но с указанием ссылки и не чаще, чем 1 пост на страницу. 
      Призы. 
      Спонсор конкурса - клиника Azerturkmed ( http://paramed.az/ )
       
      Первое место - 300 манат наличными
      Второе место - 200 манат наличными
      Третье место - 100 манат наличными
       
      Ну ,что ,удачи,друзья! 
       
      https://www.azerturkmed.az
        • Upvote
        • Like
      • 1,481 replies
    • Всем привет!
       
      Собственно по прошествии трех месяцев бездейственности и волокита со стороны Атешгях , решил все таки подать в суд с иском по возмещения расходов и т.д. Был ли у кого то подобный опыт, и чем все это обычно заканчивается? 
       
      Вкратце о проблеме: В начале ноября, клиент Атешгях ударил мою машину сзади и по сей день идет ремонт буфера)) и самое смешное что сервис назначенный Атешгях поломал буфер в двух местах (есть фото доказательства "до и после") и в компании все "прикинулись шлангом" в буквальном смысле этого слова и нагло предлагают забрать поломанный буфер. 
       
        • Thanks
        • Like
      • 22 replies
    • Добрый день.
       
      Есть ли здесь предприниматели? В каких нишах вы специализируетесь? Что продаете? И думали ли вы когда нибудь о собственном бренде?
       
      Создание собственного бренда - это когда вы добавляете свой логотип на товар, продукт который предлагаете. Создаете уникальный стиль и упаковку. Философию бренда.
      Преимущества собственного бренда сложно переоценить. 
      - Конкурировать проще, ведь вы продаете товар под вашей собственной торговой маркой. 
      - Если ваш товар понравился потребителю, то купить он сможет его только у вас. И все его знакомые тоже. 
      - Ценовую политику определяете тоже вы. Маржинальная прибыль выше. 
      - Многие товары и услуги стоят дороже только благодаря названию / бренду.
      - Ваш бренд может начать привлекать внимание к каждому новому типу продукции только благодаря названию на этой продукции. 
      - Бренд придаст вашему бизнесу узнаваемости. 
      - Предлагать и развивать собственный бренд намного увлекательнее чем продавать чужой. 
      - Потенциал у такого проекта намного выше. 
       
       
      Многие думают что это очень сложно, а то и невозможно создать так просто свой бренд и начать продавать свою продукцию. 
      Я, как человек создающий бренды, хочу развеять этот миф.
       
      В таких странах как США это давно развито. Конкуренция большая и с каждым годом растет. Разновидностей продукции масса. И все равно продавая там под собственным брендом реально построить прибыльный бизнес. Очень высокий спрос.
      Но если говорить про Азербайджан, то тут это - золотая жила. Практически нет новых, созданных предпринимателями брендов, как это происходит к примеру на Амазоне ежедневно. 
      Это означает что нет массы интересных и удобных в использовании товаров как это представлено в США, даже в таких популярных категориях как Home and Kitchen или Sport and Outdoors на том же Амазоне. Что уж говорить об Hi-Tech.
       
      Так же собственный бренд - это весьма полезно для мультибрендовых магазинов и сетей которые уже продают массу продукции. Начать выпускать продукты под своим брендом в таких предприятиях - это следущий шаг в развитии.
       
      Интересно обсудить с вами эту тему. Послушать мнения по этому поводу. Может кто то давно хотел, но не знал с чего начать. Может у кого то есть идеи, но нет плана реализации или возможно тут есть те, кто владеет магазинами и им хочется развиваться. Да и просто люди которым интересна данная тема. Поехали!
        • Upvote
      • 18 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    No registered users viewing this page.

  • Popular Now

×
×
  • Create New...
Наши цены на рекламу