Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Забытая традиционная пища населения Абшерона


Recommended Posts

3 минуты назад, fransuz сказал:

населения Бакинцев)))

 

Пятнадцать раз прочитал. Кто нибудь, скажите, кто такие "населения бакинцев"? И почему "бакинцев" нужно писать с заглавной буквы? :thinking:

  • Like 3
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, fransuz сказал:

Бозбаш с тыквой готовился как постным, так и с мясом и соответственно именовался «soğanlı qəlyə bozbaş», «раrса qəlyə bozbaş» и «küftəli qəlyə bozbaş». В «qəlyə bozbaş», и в постном и в мясном вариантах, вместе с ломтиками тыквы и жареного на топленном масле лука, клали кишмиш, сушеную алычу и лоби («ağ lobyə»).

 

Это вкусняшка конечно. Угощали постным, еще в голодные 90-е коллега варила, коренная бакинка. Но она называла его соган бозбашы, добавляла каштан, сушеную алчу, кишмиш, много лука :)

Вообще я вам скажу, бакинцы очень вкусно готовят. А пахлавушки...ммм маленькие, один к одному. Кутабчики как моя ладошка, маленькие, аккуратные...

В районах же все огромное,от щедроты видимо душевной :)

  • Like 2
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Так подобные блюда почти во всех регионах готовились, просто называли наверное по другому.

Вы ели когда нибудь бакинский хлеб? Готовили на бакинском хлебзаводе. ммммм .... пальчики откусишь. 

Edited by Coordinator-s
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, fransuz сказал:

Забытая традиционная пища населения Бакинцев)))

https://azerhistory.com/?p=20048

А.Ализаде (по архивным материалам А.А.Алескерзаде и Р.Бабаевой)

Богатство флоры и фауны Азербайджана, обусловленное наличием девяти, из существующих на Земле одиннадцати, климатических поясов, издавна способствовали развитию разнообразных видов и способов приготовления пищи. Пища Абшерона, в частности, формировалась в активной адаптации его населения к условиям полупустынного ландшафта Апшеронского полуострова, омываемого Каспийским морем.

В селениях Абшерона, с древнеразвитым земледелием и скотоводством, рацион питания населения отливался разнообразием приготовляемых блюд. Кушанья Абшерона, возникшие когда-то в зависимости от образа жизни, от особенностей продуктов, возрождаемых больше всего в данной местности, пройдя сквозь века, при последующих кулинарных совершенствованиях, в целом, не отступали от привычных вкусовых комбинаций населения.

Как реликты древнего прошлого, до последнего времени бытовали такие способы приготовления пищи, как на раскаленных камнях, в земляной печи (külləmə), тендирах, на садже, вертеле и шомполах (şişə çekmək) и пр.

Выработанные в традиционном хозяйстве населения Апшерона рациональные приемы переработки и хранения продуктов впрок, также способствовали равномерному обогащению повседневного питания.

Однако, в XX веке в питании населения Апшерона, как и всего Азербайджана, по ряду объективных, общеизвестных причин, в том числе, по причине усовершенствования технических приемов в приготовлении пищи, некоторые виды традиционной еды были преданы забвению.

Благо, что уже в первые годы развития этнографической науки в Азербайджане, исследования материальной и духовной культуры народа явились приоритетным направлением этой науки. В результате, проведенных в 20-30-х годах прошлого века научных экспедиций, был собран значительный этнографический материал в различных зонах мо¬лодой республики.

Среди разрабатываемых учеными проблем этих лет, объектом исследования ученого А.А.Алескерзаде, среди прочих вопросов материальной и духовной культуры Апшерона, была и пища населения. Ввиду того, что некоторые виды пищи Апшерона, взятые на заметку А.А.Алескерзаде, забыты, считаем необходимым, по мере их перечисления, подробнее остановиться на способах и рецептах их приготовления.

*****

ХАГИГА

Особый интерес, с этнографической точки зрения, представляет, описанная автором рукописи, обрядовая пища Апшерона, именуемая «Həqiqə» (Хагига), которую принято было готовить в тех семьях, где рожденные младенцы в скором времени умирали. Для «отвода», от вновь рожденного младенца, этой беды и готовили «Həqiqə», когда ему исполнялось, примерно, 2-3 месяца. При приготовлении этого блюда, освежеванного барана, с отрезанной головой и конечностями, потрошили и, вымыв холодной водой, целиком клали в большой котел. Кроме нужного количества воды в «Həqiqə» ничего другого добавлять не полагалось.

Обычно для приготовления этого обрядового блюда в семью приглашалась опытная и уважаемая среди сельчан женщина. Тушу барана в котле варили до тех пор, пока мясо полностью отделялось от костей. После этого, содержимое котла, выложив в большой медный таз («teşt»), следовало тщательно собрать все кости. При этом ни одна, даже малая косточка не должна была оставаться в пище. Затем мясо с бульоном разливали по чашам («kasa») и раздавали между родственниками и соседями. Иногда угощали этим блюдом у себя дома.

В первую очередь, эту обрядовую пищу, должны были вкусить родители младенца, в честь которого она была приготовлена. По обычаю, женщину, приготовившую «həqiqə», полагалось одарить, хончой, в которой кроме сладостей лежал и отрез на кофту («köynəklik»). После угощения, в шкуру барана клали сырыми голову, конечности, внутренности и тщательно выбранные из обеда кости животного, аккуратно заворачивали и несли на кладбище для захоронения. По принятому обычаю, захоронение совершал приглашенный по этому случаю молла или сеид (титул даваемый «потомком» из рода пророка Мухаммеда). Захоронение мог совершить и кто-то из бездетных мужчин. Такое захоронение «həqiqə» имитировало тем самым захоронение как бы самого ребенка. Лицам, совершившим захоронение «həqiqə» также полагалось дарить, либо деньги, либо одежду («libas»).

В данном обряде, несомненно, прослеживаются древние черты обряда жертвоприношения, отраженного во многих верованиях и религиях мира.

ХАН БОЗБАШИ

Среди, описанных А.А.Алескерзаде, видов повседневной и праздничной пищи, следует отметить блюдо «хаn bozbaşı» (хан бозбашы), которое готовилось из курдючного жира. Известно, что издревле населением Абшерона разводился местный вид овцы, отличающейся крупными размерами курдюка. Этнографические материалы свидетельствуют, что этим особенно выделялась порода овец из селения Тала. У этих овец курдюк был настолько тяжелым, что, некоторым из них, мешал передвижению. В таких случаях к овце сзади впрягали маленький ящик на двух колесиках (типа арабы), в которую вправляли курдюк и таким образом обеспечивали ее передвижение.

Курдюк одного или двух зарезанных овец вытапливался для получения курдючного жира («quyruq yağı»), повсеместно используемого в приготовлении пищи. Вышеотмеченное блюдо хан бозбашы готовилась из, получаемого при вытопке курдучного жира, бульона. Отделяемую из курдючного жира жидкость, не давая ей выпариться, сливали в кяса и ели, накрошив в него хлеб. Из-за редкости приготовления, это блюдо и было обязано своему названию «хан бозбашы», обычно подаваемому главе семейства.

МУТАНДЖАМ

Известное в азербайджанской кухне блюдо мутанджам («mütəncəm») на Абшероне готовился характерным способом. При его приготовлении, нарезанную с косточками баранину заливали в кастрюле немногим количеством воды, солили по вкусу и оставляли тушиться на огне. После того как выпарится жидкость, добавляли 1-2 ложки топленого масла и нарезанную ломтиками тыкву. Сверху заливали виноградной патокой («doşab») и абгорой (перебродившим соком незрелого винограда), а также незначительным количеством воды. Блюдо мутанджам было готовым к еде после выпарки в кастрюле всей жидкости. Этот обед можно было готовить также с мясом без костей (мякоти) и из молотого мяса, скатывая из него тефтели размером с грецкий орех. Готовили это блюдо в зимнее время.

ФИСИНДЖАН

Из мясных блюд, описанных А.А.Алескерзаде, следует отметить, фисинджан («fısincan»), который более других регионов готовился населением Абшерона во время семейных торжеств и праздников. Фисинджан сохранился в азербайджанской кухне, но способы приготовления потерпели изменения. В прошлом, фисинджан готовили как из баранины, так и из курицы или гуся. Мясо готовилось как с косточками, так и без них (мякоть). При желании фисинджан готовили также из рубленного с луком мяса, скатывая из фарша тефтели, размером не больше грецкого ореха.

В первом случае, нарезанное кусочками мясо обжаривалось на масле вместе с мелко рубленным луком. Затем очищенный грецкий орех толкли в ступе («həvən-qdə»), добавляли в мясо, а сверху наливали гранатовый сок («nаrrub»). За неимением нарруба, использовали абгору. Все это тушилось до тех пор, пока не выпарится вся жидкость и масло не поднимется поверх фисинджана.

На Абшероне фисинджан предпочитали готовить иссиня-черного цвета. Для получения нужного цвета, при готовке в кастрюлю с наррубом или абгорой, 5-6 раз опускали расколенный железный скребок для теста («ərsin»). Фисинджан обычно готовился как гарнир к плову. Рис для плова обязательно должен был сорта садри. Блюдо это можно было есть и с хлебом. Это блюдо было едой зажиточных слоев населения и готовили его, в основном, в зимнее время. Фисинджан можно было приготовить и впрок, особенно для длительного путешествия. Готовое блюдо в горячем виде выкладывали в глиняный горшок и заливали доверху маслом. Пища в нем могла сохраниться в течение месяца. По мере надобности фисинджан, как и кавурму, доставали из горшка и употребляли в пищу.

ХЫР-ХЫР (БИЗ-БИЗ)

Среди молочных блюд, описанных А.А.Алескерзаде, следует остановиться на блюде хыр-хыр или, как ее еще называли в народе, биз-биз. Как и широко известные блюда «südlü plov» (плов на молоке) и «südlü sıyıq» (молочная рисовая каша), хыр-хыр также готовился на молоке с рисом сорта «akü-lə» (акюля) в пропорциях на два стакана молока один стакан воды и один стакан риса. Доведя все это в кастрюле до кипения, добавляли щепотку соли, одну-две ложки масла и настойку шафрана. В приготовлении блюда хыр-хыр, важным было не дать рису развариться, т.е. оставить «торчком» («biz-biz») на поверхности, чем он и был обязан своему названию. При подаче на стол, на тарелку с хыр-хыр сверху клали сахарный песок и сливочное масло. Блюдо это готовилось не столь рассыпчатым, как «südlü plov», но и не таким жидким как «südlü sıyıq». Ели его во все времена года, но большей частью весной.

ЛАПША НА МОЛОКЕ

К молочной еде сельского населения Абшерона относится, забытое, блюдо «südlü xəmiraşı» (лапша на молоке). Готовилось это блюдо, как и, повсеместно распространенное горячее первое блюдо, «xəmiraşı», но не на бульоне, с лоби и мясными фрикадельками, а на молоке. Считающееся диетическим, «südlü xəmi-raşı» часто готовили зимой и при простудных заболеваниях.

КРОШКА НА ГАТЫГЕ ИЛИ АЙРАНЕ

С этнографической точки зрения интересными представляются взятые на заметку А.А.Алескерзаде в селениях Абшерона, ныне забытые разновидности общеизвестного «doğramac» (окрошка на гатыге или айране). Наряду с такой окрошкой, в летнее время, во время жатвы, сельчане в поле готовили на обед «doğramac» с туршуширин или с дошабом.

Для ясности отметим, что «turşuşirin» готовили из сока сладко-кислых сортов винограда. На дно котла, где уваривался этот сок, насыпали особый сорт белой глины – ширяхак («şirəxak»). Ширяхак предупреждал, во-первых, брожение сока, во-вторых, не допускал подгорание сиропа на дне котла. Тем самым, сохранялись аромат и вкусовые качества, приготовленного таким образом сиропа, туршуширин. Для приготовления «doğramac» на основе туршуширин, последний наливали в большую миску и, разбавив по вкусу водой, крошили в него черствый хлеб. Ели из одной миски ложками вместо обеда во время жатвы урожая.

Второй вид, забытой ныне окрошки готовился на основе дошаба, разведенного с абгорой, в случае, отсутствия туршуширин. Эту окрошку ели также накрошив в него черствый хлеб. В прошлом они являлись едой крестьянской бедноты.

*****

absheron-xavchik-2.jpg

В 1940-х годах изучение материальной и духовной культуры Абшерона было продолжено одной из первых женщин этнографов Азербайджана Р.Бабаевой. С этнографической точки зрения большой интерес представляют собранные Р.Бабаевой материалы о некоторых видах, забытых в быту населения, блюд. По этой причине, и здесь представляется важным дать детальное описание используемых продуктов и способов их приготовления.

ЖАРЕНЫЙ ЦЕЛИКОМ ЯГНЕНОК

К одной из них относится традиционное в прошлом для сельского населения блюдо «kababburyan quzu qızartması» (жаренный целиком ягненок), которое готовили обычно весной в зажиточных семьях. Для приготовления этого блюда освежеванного и очищенного от внутренностей ягненка, посолив изнутри, начиняли заранее приготовленной начинкой. Она состояла из жаренного лука и, добавленных к нему, мелко рубленных кишмиша, лавашаны (кислой пастилы) и зириша (барбариса).

Добавив сверху настойку шафрана или желтого имбиря, все это немного обжаривали вместе с луком. Затем, очистив 5-6 круто сваренных яиц, целиком добавляли в начинку. Начинив всем этим ягненка, крепко зашивали брюшко и выкладывали на железный поднос.

В тендире разжигали дрова и после образования горящих углей отодвигали их к стенкам. В середину печи ставили поднос с начиненным ягненком. В тендире блюдо кабуббурян гузу гызартмасы равномерно поджаривалось в течение 1,5-2 часа. После этого жаренного ягненка выложив на большую тарелку («bulud») целиком подавали к столу и разрезали на куски.

КЮФТА ГЫР-ГЫР

Среди забытых блюд населения Абшерона Р.Бабаевой взято на заметку блюдо «küftə qır-qır» относящееся к одному из видов гызартма (жаркое). Для его приготовления рубленную с луком баранину заправляли по вкусу солью, перцем, корицей и желтым имбирем. Из размешанного с пряностями фарша скатывали тефтели (küftə), размером с грецкий орех вкладывая в каждую из них сушеную алычу («ət turşusu»). Затем тефтели опускали в сковородку с кипящим маслом и поджаривали.

После обжарки сверху добавляли нарезанную свежую зелень кинзы, немного корицы и добавив один стакан воды, клали еще очищенные каштаны. Это блюдо тушилось на огне в течение одного часа. Блюдо было готовым, когда выпаривалась вся жидкость и оставалось только масло. Кюфта гыр-гыр обычно готовили как гарнир («xuruş») к плову, но оставив его немного с бульоном, ели и с хлебом. Готовилось это блюдо большей частью в холодное время года.

СЕЙФАЛМЮЛЮК

Из давно не употребляемой населением Апшерона еды, следует отметить блюдо «Seyfəlmülük» (Сейфалмюлюк), готовящееся из овечьих внутренностей, наподобие общеизвестного джыз-быз или «iç cigər». При его приготовлении, внутренности – сердце, печень, легкие нарезали кусочками и жарили с кусочками курдючного жира. Перед тем как снять с огня добавляли лук, и все жарили в течение получаса. Затем сверху добавляли мелко рубленную зелень щавеля и кинзы.

Во время еды, чтобы жиру не дать застыть это блюдо, чаще ели прямо с огня. Готовилось это жаркое из внутренностей во все времена года, обычно в зажиточных или среднезажиточных семьях.

ШАШАНДАЗ

В прошлом, характерная населению Апшерона еда «şəşəndaz» (шашандаз), также одно из забытых блюд. Шашандаз готовили как постным, так и с мясом. Для постного шашандаза лук в большом количестве обжаривали на масле. Затем сверху добавляли виноградный кисло-сладкий сироп «туршуширин», который можно было заменить и разведенным с абгорой дошабом или же напитком «iskəncəli» (из уксуса и сахарного шербета). Шашандаз с мясом готовился как жаркое. В этом случае нарезанная кусочками баранина обжаривалась в топленном масле вместе с луком, а затем добавлялись туршуширин или дошаб с абгорой. Ели это блюдо как гарнир к плову, а также с хлебом. Шашандаз обычно готовили в зимнее время в богатых семьях.

ДРУГОЙ БОЗБАШ

Общеизвестное азербайджанское блюдо бозбаш (парча бозбаш и кюфта боз-баш) готовится с картофелем. Как отголоски давнего прошлого, когда азербайджанскому народу не был еще известен «заморский» картофель, Р.Бабаевой в селениях Апшерона были взяты на заметку и описаны, бытующие еще в 40-х годах прошлого века, более архаичные виды этого обеда.

Вместо картофеля в бозбаш в прошлом, наряду с другими компонентами добавляли каштан, а в варианте «qəlyə bozbaş» тыкву. Бозбаш с тыквой готовился как постным, так и с мясом и соответственно именовался «soğanlı qəlyə bozbaş», «раrса qəlyə bozbaş» и «küftəli qəlyə bozbaş». В «qəlyə bozbaş», и в постном и в мясном вариантах, вместе с ломтиками тыквы и жареного на топленном масле лука, клали кишмиш, сушеную алычу и лоби («ağ lobyə»).

Если готовили постную галья, то заправляли еще толченым в ступе грецким орехом. Все эти разновидности «qəlyə» готовились осенью и зимой, ввиду того, что ее основной компонент – тыква созревала к осени. В прошлом как, отмечает Р.Бабаева, «qəlyə» была едой зажиточных и середняцких слоев населения Апшерона.

Уместным будет здесь также отметить, что известное блюдо «badımcan, istiot, pomidor dolması», (фаршированные баклажаны, перец, помидоры) в прошлом, когда населению Апшерона не были известны помидоры и сорт болгарского перца, готовили это блюдо из фаршированных баклажанов, яблок и огурцов «badımcan, alma, xiyar dolması».

ТАРАК

Из почти забытых мучных блюд Апшерона, надо отметить блюдо «tərək» (та-рак), который по составу употребляемых продуктов, очень близок к халве, но отличался по способу приготовления.

Это блюдо как правилу готовилось из замоченного и растолченного в ступе риса. Однако, за неимением рисовой крупы, тарак можно было приготовить и из пшеничной муки. Муку следовало просеять над сковородкой с кипящим маслом одной рукой, а другой рукой постоянно перемешивать до образования комкочков. Мука в масле поджаривалась до получения характерного запаха. Затем в нее вливали 3/4 стакана дошаба, 2 столовые ложки воды и тут же, сняв с огня, тщательно размешивали с комочками, размером с фундука. После этого сковороду с «tərək» снова ставили на огонь и немного поджарив, убирали с огня. Готовили «tərək», как правило, в зимнее время в богатых и среднебогатых семьях.

ПАЛДА

К зимней еде относится и мучное блюдо «palda» (палда), которое также готовится на дошабе. Вылив дошаб в сковороду в пропорциях на один стакан дошаба две большие медные кружки воды, тщательно размешивали. После этого одной рукой просеянную муку насыпали в сковородку, а другой постоянно перемешивали. Мука расходовалась столько, пока не получалась гуща подобие дошабу или меду. Затем следовало добавить одну чайную ложку молотого кардамона («hil») и довести содержимое в сковородке до кипения.

После, убавив огонь и накрыв сковородку крышкой, в течение часа томили палду на медленном огне («dəmə»). До того как убрать сковородку с огня, в готовое блюдо добавляли две столовые ложки топленного масла. Образовавшаяся на дне сковородки корка «газмаг» легко отходила со дна посуды, когда горячую сковородку клали на 10 минут на поднос с водой. Блюдо palda затем разливалось по тарелкам с разрезанными кусками – корки «qazmaqa». В отличие от известного азербайджанского мучного блюда гуймаг, палда на вкус готовилась подслащенной за счет дошаба. Готовили полду обычно в зимнее время.

ХАЛВА «ЧАК-ЧАК» (ЯРИШТЯ ХАЛВАСЫ)

В свое время в Баку из Астрахани была завезена сдобная татарская халва «чак-чак». В Баку она получила название «яриштя халвасы», который пришелся по вкусу зажиточных семьях. Готовилась она из пшеничной муки высшего сорта. Для его приготовления в деревянную большую миску («təknə») разбивали, к примеру, два яйца с желтком и белком, и добавочно еще пять желтков. Взбив яйца, добавляли столько муки, сколько пойдет для получения крутого теста. Скатав из теста «kündə», накрывали их полотенцем и оставляли на полчаса. После этого начинали раскатывать не слишком тонкие юха и нарезали их как лапшу («əriştə»).

Нарезанная лапша опускалась в котел с кипящим маслом и тут же вынималась с помощью шумовки и выкладывалась на медный поднос. Сверху лапшу обливали растопленным горячим медом и, не давая остыть, вминали с помощью тяжелой ложки. Затем, нарезанную в форме пахлавы, халву выкладывали в большую тарелку («bulud»).

По материалам журнала “Археология и Этнография Азербайджана”

Очень интересно) спасибо (плюсики кончились)))

Link to comment
Share on other sites

Никогда не понимал зачем тратить столько энергии и времени чтоб готовить вкусную пищу... и меня никак не привлекают всякие гонаглыгы.

Link to comment
Share on other sites

ничто не забыто, все эти блюда и многое другое все есть в быту. могу добавить энергетический завтрак яичницу с инджировым вареньем поднимало на ноги мертвого. 

  • Like 3
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Goemon сказал:

ничто не забыто, все эти блюда и многое другое все есть в быту. могу добавить энергетический завтрак яичницу с инджировым вареньем поднимало на ноги мертвого. 

Это ж несочетаемо))) все таки вкус это особая сфера))) настолько различные ощущения у каждого)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Goemon сказал:

ничто не забыто, все эти блюда и многое другое все есть в быту. могу добавить энергетический завтрак яичницу с инджировым вареньем поднимало на ноги мертвого. 

это как?готовят.

Link to comment
Share on other sites

долма из листев капусты, голубцы по нашему))) чисто Заабратское изобретение в начинку добавляете  нар палчыгы и шабалыт. после когда разложили немного добавляете воды после кипения добавляете дошаб либо виноградный или шелковыцы пол стакана примерно. и нуш олсун, кто любит кислятину. цвет становится черный. для готов подойдет.

  • Like 2
  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Только что, fransuz сказал:

это как?готовят.

немного сиропа варенья и пару мягких плодов 2-3 нужно размять почти до каши, ну это на вкус, некоторые немного давят и все,те кто любит чтобы инжир чувствовался. подом отдельно яйца взбивают и постепенно добавляют варенье. все перемешивают и на чугунную сковороду. у нас такая сковорода николайдан галыб. пшшшшшшшшш перемешиваешь на огне и готово.предупреждаю это на любителя. я даже солю и перчу после))) вроде все правильно расписал.

  • Like 2
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Kalipso сказал:

Это ж несочетаемо))) все таки вкус это особая сфера))) настолько различные ощущения у каждого)

ну тогда хотя бы попробуйте наши голубцы. рецепт выше

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Goemon сказал:

немного сиропа варенья и пару мягких плодов 2-3 нужно размять почти до каши, ну это на вкус, некоторые немного давят и все,те кто любит чтобы инжир чувствовался. подом отдельно яйца взбивают и постепенно добавляют варенье. все перемешивают и на чугунную сковороду. у нас такая сковорода николайдан галыб. пшшшшшшшшш перемешиваешь на огне и готово.предупреждаю это на любителя. я даже солю и перчу после))) вроде все правильно расписал.

Значит это все вместе готовится?)

Я вишневым вареньем иногда поливаю уже готовую яичницу)

Link to comment
Share on other sites

Опять мимо, Марат! 

Все перечисленные блюда готовят до сих пор. Во всяком случае, на отцовской родине моей матери - Джорате эти блюда и традиции существуют по сей день. Их еще моя покойная бабушка готовила, сейчас и тети, и другие родственницы по матери готовят. 

Edited by Abbasov J.
  • Like 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, Goemon сказал:

долма из листев капусты, голубцы по нашему))) чисто Заабратское изобретение в начинку добавляете  нар палчыгы и шабалыт. после когда разложили немного добавляете воды после кипения добавляете дошаб либо виноградный или шелковыцы пол стакана примерно. и нуш олсун, кто любит кислятину. цвет становится черный. для готов подойдет.

У нас также готовят, вот только нар палчыгы не припоминаю добавляют или нет, надо спросить у мамы

Link to comment
Share on other sites

13 минуты назад, fransuz сказал:

ну вотиз всех тем на сегодня что выставил ток по жрать самая популярная так и знал!

вообще на выходных мест нет в едальнях. дай нам пожрать и делай что хошш)))

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, INOK сказал:

У нас также готовят, вот только нар палчыгы не припоминаю добавляют или нет, надо спросить у мамы

 

Иногда вместо гранатового пюре используют алычовый.

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, бихас сказал:

Значит это все вместе готовится?)

Я вишневым вареньем иногда поливаю уже готовую яичницу)

Я люблю медом поливать яичницу :) Это такой кайф...

А еще самый кайфовый завтрак для меня - это вытащить инжир из варенья и распластать его на бутере со сливочным маслом

 

  • Like 4
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Безе74 сказал:

Я люблю медом поливать яичницу :) Это такой кайф...

А еще самый кайфовый завтрак для меня - это вытащить инжир из варенья и распластать его на бутере со сливочным маслом

 

Инжир,со сливочным маслом на хлебе это смак,давно не ела)

  • Like 3
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Безе74 сказал:

Я люблю медом поливать яичницу :) Это такой кайф...

А еще самый кайфовый завтрак для меня - это вытащить инжир из варенья и распластать его на бутере со сливочным маслом

 

а еще повидло из инжира делают. вообще улет. в мехтиабаде и фатмаи черный инжир продают у дороги. из него джем вообще космос. 

  • Like 2
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Goemon сказал:

а еще повидло из инжира делают. вообще улет. в мехтиабаде и фатмаи черный инжир продают у дороги. из него джем вообще космос. 

 

из черного не пробовала. он ведь не такой сладкий, нет? Мама и джемы делает, и варенье. Это традиция) Джемы - на пироги и булки) Но именно на завтра вот этот целиковый инжир распластать - удовольствие)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Безе74 сказал:

 

из черного не пробовала. он ведь не такой сладкий, нет? Мама и джемы делает, и варенье. Это традиция) Джемы - на пироги и булки) Но именно на завтра вот этот целиковый инжир распластать - удовольствие)

да вы попробуйте. жаль у нас дома  уже не осталось немножечко инжирного варенья, я бы вам послал с радостью. попробовав раз, вы станете фанатом этого варенья. 

  • Like 1
  • Thanks 1
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Goemon сказал:

да вы попробуйте. жаль у нас дома  уже не осталось немножечко инжирного варенья, я бы вам послал с радостью. попробовав раз, вы станете фанатом этого варенья. 

 

+. 

Правда, я джем инжирный больше люблю - на завтрак, на хлеб с маслом и сладким чаем.

Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, Goemon сказал:

да вы попробуйте. жаль у нас дома  уже не осталось немножечко инжирного варенья, я бы вам послал с радостью. попробовав раз, вы станете фанатом этого варенья. 

 

У меня есть еще одна любовь моего сердца - ореховое варенье. Покупаю только у знакомых, хрустящие , немного с добавлением гвоздики.. Это конечно, гастро-оргазм:heart1:

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, fransuz сказал:

 В результате, проведенных в 20-30-х годах прошлого века научных экспедиций, был собран значительный этнографический материал в различных зонах молодой республики.

 

20-30-х годах...... прошлого века..... молодой республики...... 
Стилистика советских газет

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Abbasov J. сказал:

 

+. 

Правда, я джем инжирный больше люблю - на завтрак, на хлеб с маслом и сладким чаем.

я тоже. вообще не понимаю людей которые не едят джемы повидло, а предпочитают колбасные изделия.

 

9 минут назад, Безе74 сказал:

 

У меня есть еще одна любовь моего сердца - ореховое варенье. Покупаю только у знакомых, хрустящие , немного с добавлением гвоздики.. Это конечно, гастро-оргазм:heart1:

ореховое это отдельная тема. но честно признаюсь я тоже брал у соседей в Новханах, они последнее время такие цены взвинтили. Я отправился в маркет и купил там ореховое и вкус не сильно отличался. был удивлен.

 

мы еще варенье из чайной розы делаем. зимой в чай добавишь ммм прямо тебя лето переполняет, бабочки летают в комнате.)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Безе74 сказал:

 

В районах же все огромное,от щедроты видимо душевной :)

Это не от щедроты)) на мучные изделия нужно тратить время и + дюшберенин хырдалыхы шэкэрбуранын инче нахышлары бакылыларда гыз гелинин эл габилийетинден хэбэр верир.

35 минут назад, бихас сказал:

Инжир,со сливочным маслом на хлебе это смак,давно не ела)

Бишка будешь в Баку энчил м.меним бойнума.

34 минуты назад, Goemon сказал:

а еще повидло из инжира делают. вообще улет. в мехтиабаде и фатмаи черный инжир продают у дороги. из него джем вообще космос. 

Qara ə.mürəb.daha zərifdi

  • Like 5
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

11 минуту назад, gocu adil сказал:

некот.блюда имеют др.названия.

Суан halvası,xəşıl.Про umac кажется забыли  или я пропустила?

 

Многие путают умадж с халвой, поэтому.

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Goemon сказал:

 завтрак яичницу с инджировым вареньем поднимало на ноги мертвого. 

поднимет однозначно, даже кушать не надо, достаточно услышать

Edited by engeneer
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

12 часа назад, fransuz сказал:

При приготовлении этого блюда, освежеванного барана, с отрезанной головой и конечностями, потрошили и, вымыв холодной водой

Капитан Очевидность нервно курит в сторонке.

Link to comment
Share on other sites

12 часа назад, fransuz сказал:

У этих овец курдюк был настолько тяжелым, что, некоторым из них, мешал передвижению. В таких случаях к овце сзади впрягали маленький ящик на двух колесиках (типа арабы), в которую вправляли курдюк и таким образом обеспечивали ее передвижение.

Бабамын бир чомагы вар иди ня узуннугунда, гёйдя булудлары говалайыды.

 

Статья как долгий и непрерывный мозговой оргазм.:evilgrin1:

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    •  Кровати односпальные, двуспальные и двухъярусные
    • В Азербайджане повысились цены на услуги такси: что говорят в компаниях и AYNA?
      В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси.
      Как сообщает Xezerxeber.az, водители утверждают, что фиксируется уменьшение количества автомобилей, так как машины производства 1999 и 2000 годов сняты с эксплуатации. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
      Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. 
      По данному вопросу редакция также обратились в AYNA.
      Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
      По поводу повышения цен в компаниях по предоставлению услуг такси привели разные доводы.
      Так, в Bolt отметили, что заказы в системе формируются на основе спроса и предложения. «Просим водителей привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства. В противном случае заказ со стороны Bolt не будет отправлен владельцам этих автомобилей», - отметили в компании.
      В свою очередь в Uber заявили, что окончательная цена поездки зависит от многих факторов, таких как соотношение свободных автомобилей в конкретной локации и желающих заказать такси, расстояние и продолжительность поездки, заторы. Чем меньше свободных водителей, тем выше может быть цена поездки.
      Представляем подробный видеоматериал по теме:
      https://media.az/society/1067959052/v-azerbaydzhane-povysilis-ceny-na-uslugi-taksi-video/
        • Like
      • 7 replies
    • Рапродажа уходовой и  лечебной косметики от Hommlife. Все с 40-50 % скидкой!
      Эффективные средства эко-качества🤩 По очень выгодным ценам👍 
      • 4 replies
    • Открытия сухопутных границ Азербайджана не будет
      Сейчас мы видим, что с закрытием на определенный период сухопутных границ Азербайджана безопасность в стране укрепляется. В прошлом наблюдалось множество случаев, некоторые из которых были обнародованы, а некоторые - нет.
      Как сообщает АЗЕРТАДЖ,  об этом заявил Глава республики 23 апреля в выступлении на международном форуме на тему "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана", организованном в Университете АДА.
      "Мы столкнулись с серьезными угрозами и проблемами извне. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что все наши потенциальные риски могут исходить из-за рубежа", - сказал глава государства.
      https://ru.oxu.az/politics/863491
        • Like
      • 54 replies
    • И опять Помогите))
      Девочки форума....кто может откликнитесь
      все все все...мне нужна ваша помощь....
      У дочери день варенье в понедельник, меня поставщики подвели, заказала костюм  Чуи(на вайлдберис) вобщем отказали ...
      А она у меня ужасная анимешница, вобщем решила сама смастерить ей костюм , благо не очень тяжёлый ...
      У меня есть пальтишко, портниха онун астарыны дейишечек, шляпку куплю , брюки черные и сарочка есть, остаётся только два элемента, серая жилетка и короткий пиджачок, серая жилетка может у кого то от костюма остался, могу купить, или за шоколадку взять, а что делать с пиджаком? Моя портиниха отказалась((( говорит переделать нет проблем , а новый сшить нет ...
      Очень мало времени ....помогите, можно и советом...
      По магазинам не могу пройтись с работы в 6 выхожу...могу успеть только в один но только если точно знать что могу купить , что надо
      • 10 replies
    • «Переживаю за свою жизнь и жизнь своих детей...» Женщина из Баку о том, как лишилась глаза после избиения мужа – ВИДЕО
      Проживающая в Баку Анастасия Бектимирова поделилась в своем аккаунте в Инстаграм видео, в котором рассказала о произошедшем с ней домашнем насилии.
        • Downvote
        • Upvote
        • Confused
      • 417 replies
    • Стало известно, чем болен Кадыров. Кто станет новым главой Чечни?
      Рамзан Кадыров смертельно болен, он регулярно переносит серьезные медицинские кризисы, у него панкреонекроз поджелудочной железы, а Кремль ищет замену нынешнему главе Чечни, утверждает «Новая газета Европа». По их данным, именно поэтому Кадыров часто пропадает из виду, запускает пиар-кампании и то теряет, то набирает вес. Можно ли верить этой информации? На что опирается «Новая газета Европа» в своей публикации? Что будет в Кремле и в Чечне, если Кадырову действительно придется уйти? И что известно про Апти Алаудинова, который может стать ему заменой?
      .
        • Facepalm
        • Like
      • 25 replies
    • Алкоголь в Азербайджане подорожает
      Это может привести к увеличению на рынке нелегальной продукции, поэтому соответствующие структуры должны подойти к этому вопросу очень внимательно, считает эксперт.  
        • Milli
        • Upvote
        • Haha
      • 64 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...