Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

История шумеров


Recommended Posts

Субареи – начало истории Месопотамии

Крайне заболоченную в доземледельческий период Месопотамию первым в истории освоило племя субареев, которое, вероятнее всего, не было родственно ни шумерам, ни семитам. Субареи пришли в Междуречье в VI тысячелетии до Р. Х. с северо-востока, от предгорьев хребта Загроса. Они создали археологическую Убейдскую культуру «бананового языка» (V – начало IV тысячелетия до Р. Х.). Стоя уже на довольно высокой степени развития, субареи умели плавить медь (позднее они научили этому и шумеров). В войне субареи пользовались доспехами из кожаных перевязей с медными бляхами и островерхими шлемами в виде морд рептилий, которые закрывали всё лицо. Эти первые жители Месопотамии строили храмы в честь своих божеств с «банановыми» именами (с повторявшимся последним слогом – как в английском «banana»). Субарейские боги почитались в Междуречье вплоть до античной эпохи. Но искусство земледелия не продвинулось у субареев слишком далеко – они не строили характерных для всех позднейших месопотамских культур крупных ирригационных систем.

 

Начало истории шумеров

В начале IV тыс. до н. э. наступил новый этап истории Междуречья. На юге его расселились шумеры – племя неясного происхождения. Различные исследователи пытались связать шумеров в языковом отношении и с народами Кавказа, и с дравидами, и даже с полинезийцами, но все гипотезы на этот счёт до сих пор недостаточно убедительны. Неизвестно и то, каким именно географическим маршрутом шумеры пришли в Месопотамию. Эти новые жители заняли не всё Двуречье, а лишь юг его – области, близкие к Персидскому заливу. На смену субарейской культуре Убейд пришла шумерская культура Урук. Субареи, по всей видимости, были частью вытеснены, частью ассимилированы. В последующие века они продолжали жить на севере и востоке от шумеров (Верхняя Месопотамия именовалась в III тысячелетии до Р. Х. «страной Субарту»), пока к 2000 г. до Р. Х. были ассимилированы ещё более северными соседями – хурритами.

  • Upvote 2
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Древняя Месопотамия. Карта

Месопотамия с древнейших времён до конца III тысячелетия до Р. Х. Карта

 

История шумеров в IV тысячелетии до Р. Х., до катастрофического потопа, случившегося около 2900 г. до Р. Х., известна плохо. Судя по смутным, полулегендарным воспоминаниям, среди шумерских городов поначалу выдвинулся Эриду (Эреду), а затем особое религиозное значение получил Ниппур со своим храмом Энлиля (бог воздуха и дыхания). В IV тысячелетии до Р. Х. область шумеров представляла собой, насколько можно понять, довольно сплочённую «конфедерацию» из множества самостоятельных общин («номов»). Месопотамия, где шумеры развили крупное земледельческое хозяйство, была богата хлебом, но бедна лесом и минеральными ресурсами. Поэтому развивалась обширная торговля с соседними странами через коммерческих агентов – тамкаров. В середине – второй половине IV тыс. до н. э. однотипные шумерские колонии появились на огромных пространствах вне самого Шумера: от Верхнего Евфрата до Юго-Западного Ирана (Сузы). Они служили там не только торговыми, но и военными центрами. Создание колоний на таких расстояниях было бы невозможно без общешумерского политического единства, воплощавшегося в вышеупомянутой «конфедерации».

 

 

 

В Шумере того исторического периода уже существовало заметное общественное расслоение (богатые погребения) и письменность, созданная в первую очередь для хозяйственного учёта. Во главе отдельных общин обычно стоял не светский монарх, а верховный жрец (эн – «господин»). Установлению теократии способствовали природно-хозяйственные условия. В отличие от субареев, шумеры стали вести земледелие на основе крупных ирригационных систем из множества каналов. Их сооружение требовало масштабных коллективных работ, которые велись в больших храмовых хозяйствах. Вследствие этих географических особенностей Нижней Месопотамии у шумеров рано стали утверждаться «социалистические» формы экономики, о формах и примерах которых будет рассказано ниже.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Шумеры и «всемирный потоп»

Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям (заимствованным позже семитами), во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру (в вавилонских сказаниях - Утнапиштим, прообраз библейского Ноя), которому бог мудрости Энки (Эа) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег. На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе и дал начало новому человеческому роду. Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа», но рассказы о нём, видимо, сильно искажают подлинную историю. Об обширном ниппурском союзе IV тысячелетия до Р. Х. позднейшие шумеры воспоминаний не сохранили. Они полагали, что и в тот период, как и тысячу лет спустя, их страна была не единой, а раздробленной.

Культура шумеров

Шумерская статуэтка с изображением молящегося мужчины, ок. 2750-2600 до Р. Х.

 

Шумеры и аккадцы – кратко

Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов. После потопа (а по мнению ряда археологов, уже и до него) прежняя шумерская культура Урук сменилась более высокоразвитой – Джемдет-Наср. Приход семитов, видимо, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов (аккадцы) обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая (ассирийцы) – на Среднем Тигре. Аккадцы заимствовали от шумеров более высокую культуру, письменность, культы богов. Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию, хотя многие его символы стали слоговыми. В нём насчитывалось до 400 аков, но и зная всего 70-80, можно было неплохо читать. Грамотность среди шумеров была широко распространена.

Edited by Zaman.
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Шумерская клинопись

Образец шумерской клинописи - табличка царя Уруинимгины

 

Борьба за гегемонию в Шумере

Земледелие по-прежнему велось не в индивидуальных, а, прежде всего, в крупных, коллективных храмовых хозяйствах. В шумерском обществе был весьма многочисленным слой рабов и пролетариев, трудившихся исключительно за еду, но было и немало мелких арендаторов на землях крупных собственников. В середине III тысячелетия до Р. Х. прежних правителей жрецов (энов) всё чаще сменяли лугали (по-аккадски – шарру). Среди них были уже не только религиозные, но и светские вожди. Шумерские лугали напоминали греческих тиранов – они были более независимы от гражданской общины, часто захватывали власть насильственно и правили, опираясь на войско. Численность войска в отдельном городе доходила тогда до 5 тысяч человек. Шумерские дружины состояли из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами (лошадей до прихода индоевропейцев не знали).

Существовавшая в предшествующий период истории сплочённая шумерская «конфедерация» распалась, и среди городов началась борьба за гегемонию, в которой победители не полностью отнимали у побеждённых «номов» независимость, а лишь подчиняли их своему главенству. Гегемоны и в этот период стремились получить религиозную санкцию своего первенства от ниппурского храма Энлиля. Первым гегемоном Шумера после потопа стал город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.), который на божественном орле поднялся в небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником. Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Сын Эн-Мебарагеси Агга (ок. 2600 г.?) открыл войну с другим шумерским городом, Уруком, где воцарился Гильгамеш, сын эна Лугальбанды. Однако во время неудачной осады Агга был взят в плен Гильгамешем, и гегемония Киша сменилась гегемонией Урука. Гильгамеш сделался величайшим героем шумерских исторических сказаний. Мифы повествовали, как он поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Междуречья и убил там демона кедров Хумбабу, врага людей (через несколько веков месопотамский эпос перенёс место этого подвига в более знаменитые кедровые горы Ливана). Потом Гильгамеш захотел стать равным богам и наперекор их воле добрался до них в поисках «травы бессмертия». Однако на обратном пути героя эту траву съела змея (которая с тех пор, по шумерским повериям, сбрасывая кожу, «обновляет свою жизнь»). Гильгамеш остался смертным.

 

 

 

Уже около 2550 г. у Урука отнял гегемонию город Ур. Самым известным царём Ура был Месанепада. Именно ко времени первенства Ура относится раскопанное археологами погребение царицы (верховной жрицы?) Пуаби (Шубад), вместе с которой были похоронены десятки отравленных людей, животных и много великолепных предметов. Ур и Урук вскоре объединились в одно богатое государство (со столицей в Уруке), но гегемонию в Шумере оно утратило.

Шумерская мозаика

Мозаика из царских гробниц Ура (ляпис-лазурь)

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Мир шумеров

«Мир», хорошо известный шумерам на этом этапе истории, был очень широк – он простирался от Кипра до долины Инда. Область на юго-западе от Шумера (граница с Аравией) именовалась «горами Эанны». На северо-западе жили северные семиты, чьим крупнейшим центром была сирийская Эбла. Их территорию шумеры называли Марту, а аккадцы – Амурру (отсюда собирательное имя этой группы народностей – амореи). В середине III тысячелетия Эбла возвысилась так, что объединила вокруг себя всю Сирию. На сирийском берегу уже в III тысячелетии стояли торговые города финикийцев. Верхняя Месопотамия в III тысячелетии до Р. Х. была населена субареями (страна Субарту). К северу от них (между озёрами Ван и Урмия) жили хурриты (родственники современных вайнахов), а к востоку – кутии (родственники дагестанцев). Территории от хребта Загроса до Гималаев (большую часть Ирана, Юг Средней Азии, Северо-Запад Индии) тогда населяли дравиды. Лишь позднее они были оттеснены индоариями на юг Индостана, где в III тысячелетии до Р. Х. жили племена австроазиатской языковой семьи. Созданная дравидами на Инде Хараппская цивилизация была хорошо известна шумерам под названием Меллуха (у ариев «млеччха» – этноним, произошедший от самоназвания тамошних дравидов?). Юго-Западный Иран именовался в то время Эламом и представлял собой объединение нескольких княжеств, чьи жители (отрасль дравидов?) имели в Месопотамии репутацию злых колдунов и алчных грабителей. Западный Иран («горная страна кедра») на границе кутиев, Элама и Месопотамии был населён родственниками эламитов, лулубеями. В Центральном Иране располагалась страна Аратта, а в прикаспийском – большие города с развитой металлургией (область древних племён каспиев). В Юго-Восточном Иране существовало сильное царство Варахше, а в северо-восточном – золотоносная страна Харали (к которой принадлежат туркменские памятники в Анау и Намазге). Шумер вёл оживлённую морскую торговлю с долиной Инда, в гробницах Ура находят и лазурит из Бадахшана.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Великие державы Шумера

В ходе дальнейшей борьбы за гегемонию в истории Месопотамии стали возникать и исчезать, как мыльные пузыри, эфемерные великие державы. Основателем первой известной из них стал Лугальаннемунду – царь небольшого шумерского городка Адаба. По некоторым сведениям, около 2400 г. до Р. Х. он подчинил себе территории от Средиземного моря до нынешней пакистанской границы. Но эта держава рухнула уже через несколько лет, ещё при жизни своего создателя.

В шумерском городе Лагаше в конце XXIV в. до Р. Х. правитель захватил в личный фонд половину всей земли и стал угнетать народ. Против него вспыхнуло восстание. Народное собрание низвергло тирана и провозгласило лугалем Уруинимгину, который снизил налоги, частично кассировал долги и отделил храмовые земли от личных земель правителя. Но в соседнем городе Умма в это же время выдвинулся враждебный «демократии» царь-аристократ Лугальзагеси. Он победил всех своих соседей (в том числе Уруинимгину) и создал новую великую державу, куда вошли земли от Средиземного моря до Персидского залива. Отдельные города внутри неё сохраняли самоуправление, но должны были вступать с гегемоном в «личную унию». Свою столицу Лугальзагеси перенёс в Урук.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Царь Аккада Саргон Древний

В борьбе с Лугальзагеси погиб царь Киша. Однако в расположенном недалеко от Киша городке Аккаде укрылся с остатками кишских сил один из не слишком высокопоставленных приближённых павшего монарха, по национальности не шумер, а аккадец и, по преданию, сирота-подкидыш. Он объявил себя «истинным царём»: по-аккадски «Шаррум-кен», а в общераспространённой транскрипции «Саргон». К Саргону стеклись толпы людей, которых он стал возвышать, невзирая на знатность происхождения. Выступив в роли демократического вождя, Саргон создал легковооружённую «народную армию» лучников, которая стала громить традиционную шумерскую тяжёлую пехоту. Захватив вначале Верхнюю Месопотамию, Саргон предложил Лугальзагеси союз и династический брак. Тот отказался – и был разбит и казнён. После 34 битв Саргон покорил весь Шумер, а затем его прославленная в истории Аккадская держава благодаря завоеваниям распростерлась от Средиземного моря и реки Галиса (Кызыл-Ырмак) в Малой Азии до Белуджистана. В Аравии ей принадлежал весь южный берег Персидского залива. По размерам Аккадское царство не превзошёл никто (не исключая и Ассирии) до основания Персидской монархии Ахеменидов. Саргон Древний (правил 2316-2261 до Р. Х.) уничтожил автономию месопотамских «номов». Его Аккадская монархия, в отличие от прежних шумерских крупных держав, была централизованной.

Саргон Древний

«Маска Саргона». Найденная в Ниневии скульптура, которая, как считается, изображает Саргона Древнего или его внука Нарамсуэна

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Правительство Аккада присвоило себе храмовые земли и часть земель общин. Рост государственного землевладения продолжался и при преемниках Саргона. Официальным языком нового царства являлся не только шумерский, но и аккадский (в этом выражалось не только повышение роли семитской национальности, но и намеренное пренебрежение «демократа» Саргона к древней аристократически-«благородной» традиции). Чтобы добыть средства для новых и новых захватов, Саргон угнетал народ. Уже в последние его годы начались восстания народа и знати, от которых самому Саргону, согласно легенде, пришлось прятаться в сточной канаве. Его преемник Римуш был убит своими вельможами: они забили его насмерть тяжелыми каменными печатями, которые носили на поясе. Последующие цари Аккада открыли борьбу с непрерывными мятежами. Вырезая целые города и тысячами казня сдавшихся, они подавляли восстания в Шумере и дальних областях державы.

 

Нашествие кутиев

Внук Саргона Нарамсуэн (2236–2200 гг. до н. э.) вначале сумел усмирить охватившее империю мятежное движение и даже расширить её. Он не стал просить подтверждения своих царских титулов у жрецов, вопреки прежним канонам заставил народ провозгласить себя богом и усилил централизацию. Но вскоре на Аккад обрушились неизвестные до того северные варвары («воины манда») – возможно, индоевропейцы из-за Кавказа. Они создали большой союз, к которому примкнули кутии и лулубеи. Нарамсуэн сумел разбить самих «воинов манда», однако борьбу с ним вскоре возобновили кутии. Царь пал в этой борьбе – и люди видели в этом кару за посягательство на божеский статус. Преемник Нарамсуэна Шаркалишарри вначале изгнал кутиев из Северной Месопотамии, но затем был разбит.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Южная часть Двуречья (Шумер) попала в зависимость от кутиев (ок. 2175 г. до Р. Х.). Своими «наместниками» в стране варвары сделали дружественных им царей Лагаша. Из этих царей в истории лучше всего известен Гудеа (2137-2117 гг.), который воздвиг грандиозный храм бога Нингирсу и создал при нём большое хозяйство. Верхнюю (Северную) Месопотамию после кутийских войн, в XXII веке до Р. Х., заняли отчасти хурриты (на которых теперь перешло название ассимилированных ими субареев), отчасти западные семиты – сутии, которые завладели также Сирией, ассимилировали эблаитов и унаследовали их племенное название амореев. В союз сутиев входили и предки евреев.

Царь Гудеа

Царь Лагаша Гудеа

 

III династия Ура

Господство кутиев было сокрушено народным восстанием, поднятым рыбаком Утухенгалем, который восстановил «Царство Шумера и Аккада» с официальным шумерским языком и столицей в Уруке. Дружественный кутиям Лагаш был жестоко разгромлен, а его цари потом даже не упоминались в списке шумерских правителей. Утухенгаль неожиданно утонул при осмотре канала (возможно, был убит), и ему наследовал один из его соратников, Ур-Намму, наместник Ура (в области которого и утонул Утухенгаль). Столица нового шумерского государства теперь перешла в Ур. Ур-Намму стал основателем III династии Ура.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Саргон Древний, 3 династия Ура

Аккадская империя Саргона Древнего и держава III династии Ура

 

Ур-Намму (2106–2094 гг. до н. э.) и его сын Шульги (2093–2046 гг. до н. э.) водворили в Шумере социалистический строй, опиравшийся на огромные государственные хозяйства. Большая часть населения работала там за пайки в очень плохих условиях от рассвета до заката в виде пролетарских бригад из гурушей (мужчин) и нгеме (женщин). Мужчина получал 1,5 литра ячменя в день, женщина – вдвое меньше. Смертность в такого рода «трудармиях» иногда достигала 25% в месяц. Небольшой частный сектор в экономике, впрочем, всё же сохранился. От просуществовавшей менее века III династии Ура до нас дошло больше документации, чем от всей остальной истории Месопотамии. Казарменно-социалистическое хозяйствование было при ней крайне неэффективным: иногда столица голодала, в момент, когда отдельные мелкие городки располагали крупными запасами зерна. При Шульги был создан знаменитый «Шумерский царский список», фальсифицировавший всю национальную историю. В нём утверждалось, что Шумер всегда был единым государством. Границы владений III династии Ура были близки к Аккадской державе. Они, правда, не заходили в Малую Азию, Аравию и Юго-Восточный Иран, зато в Загросе распространялись даже шире. Ур-Намму и Шульги вели постоянные войны (особенно с кутиями), сопровождаемые лживым трубадурством о «непрерывных победах», хотя военные кампании далеко не всегда были успешными.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Шумерский город Ур

Храмовая часть шумерского города Ура с большим зиккуратом

 

Конец III династии Ура был внезапным: около 2025 г., когда её царь Иббисуэн вёл упорную войну с Эламом, на него с севера и запада напали сутии-амореи. Посреди военной неразберихи рабочие государственных латифундий стали разбегаться. В столице начался голод. Чиновник Ишби-Эрра, посланный Иббисуэном за зерном в Иссин, захватил этот город и объявил себя царём (2017 г.). Война длилась после этого ещё лет 15. Иббисуэн попал в плен к врагам. Страшно разгромленный юг Месопотамии признал власть нового «царя Шумера и Аккада» Ишби-Эрры, которому подчинились и расселившиеся до Персидского залива амореи. Шумерская социалистическая система рухнула вместе с III династией Ура. Преобладающим сословием стали мелкие арендаторы государственных и храмовых земель.

Цари Иссина считали себя продолжателями империи III династии Ура, именуясь по-прежнему государями «Шумера и Аккада». Падение Ура считалось при них великой трагедией, по поводу которой составлялись трагические литературные плачи. После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Месопотамию, прежде область крайне заболоченную и необитаемую, первыми в истории освоили субареи – племя не шумерское и не семитское, говорившее на особом «банановом языке». Субареи были создателями археологической культуры Убейд (V – начало IV тысячелетия до Р. Х.). Они умели плавить медь и впервые внедрили в Междуречье земледелие. Но субареи не строили крупных ирригационных систем, и поэтому сельскохозяйственная деятельность не приняла у них широких масштабов.

В начале IV тысячелетия на юге Междуречья расселились шумеры – народ неясного происхождения, чей язык не имеет родства ни с одним из ныне существующих. Субареи были оттеснены на север и восток. Шумеры распространили новую археологическую культуру Урук и основали множество городов. Как главный религиозный центр среди них выдвинулся Ниппур со своим храмом бога воздуха Энлиля. По ряду признаков, в IV тысячелетии до Р. Х. шумерские города составляли тесно сплочённую «конфедерацию». Шумеры быстро завязали обширную торговлю с соседними странами. Сеть шумерских колоний распростёрлась от Верхнего Евфрата до Юго-Западного Ирана. Во главе отдельных общин Шумера обычно стояли жрецы (эны). В отличие от субареев, шумеры стали вести земледелие при помощи крупных ирригационных систем. Их сооружение требовало долгих коллективных усилий, и поэтому местная экономика начала тяготеть к «социалистическим» формам.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Древняя Месопотамия. Карта

Месопотамия с древнейших времён до конца III тысячелетия до Р. Х. Карта

 

Около 2900 до Р. Х. юг Месопотамии подвергся сильнейшему наводнению, которое оставило хорошо заметные археологические следы. Исторические воспоминания о нём сохранились в легенде о «Всемирном потопе», перешедшей от шумеров к семитам – в том числе и в иудейскую Библию. Прообразом ветхозаветного Ноя был шумерский «праведник Зиусудру». Потоп облегчил проникновение в Месопотамию с востока и юга восточных семитов, начавшееся ещё ранее. Семитские племена, расселившиеся в центральной части Междуречья приняли имя аккадцев, а обосновавшиеся на севере – ассирийцев. После потопа археологическую культуру Урук сменила более высокоразвитая – Джемдет-Наср. Достижения шумерской цивилизации заимствовали и тогда гораздо менее развитые семиты.

 

Сейчас считается, что потоп подорвал былую политическую сплочённость Шумера. После него отдельные города начали упорную борьбу друг с другом за гегемонию. Вместо традиционной власти жрецов-энов внутри общин стало всё чаще возникать более крепкое и суровое господство «тиранов»-лугалей, многие из которых были не религиозными, а светскими правителями. Войны велись при помощи дружин из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Шумерский город Ур

Храмовая часть шумерского города Ура с большим зиккуратом

 

Гегемонию первым захватил город Киш, чей царь Этана известен в шумерских мифах своим «полётом на небо». Однако вскоре Киш был побеждён в соперничестве с царём Урука, Гильгамешем – любимейшим персонажем шумерских героических сказаний. Легенды шумеров о борьбе Гильгамеша с демоном Хумбабой (чьё «банановое» имя, видимо, олицетворяет врагов-субареев), о его дружбе с богатырём Энкиду, о поисках им «травы бессмертия» широко известны. Около 2550 г. до Р. Х. гегемония перешла от Урука к городу Ур. От царей Ура остались богатейшие гробницы со множеством произведений искусства. Особенно знаменито захоронение царицы (жрицы?) Пуаби (Шубад).

Шумерская мозаика

Мозаика из царских гробниц Ура (ляпис-лазурь)

 

Хорошо известный шумерам мир в то время простирался от Анатолии и Восточного Средиземноморья до ареала Индской цивилизации (Хараппа, Мохенджо-Даро) и Бадахшана. В ходе борьбы за гегемонию мало-помалу стали возникать великие державы. Соперничество городов осложнялось схватками внутри них между народом и знатью. «Демократический» правитель города Лагаша Уруинимгина провёл важные реформы в пользу низов, но вскоре был побеждён царём-аристократом Лугальзагеси из Уммы. Лугальзагеси создал одну из первых в истории шумерских великих держав, объединив под своей властью земли от Средиземного моря до Персидского залива. За подчинёнными городами он сохранил некоторую автономию.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

История этой шумерской коммунистической деспотии окончилась внезапным крахом. Около 2025 г., во время войны её царя Иббисуэна с Эламом, на него с севера и запада напали семиты-сутии (амореи). Угнетательское правительство никто не хотел защищать, народ массами бежал с государственных латифундий. В 2017 чиновник Ишби-Эрра изменил царю и основал независимое государство в городе Иссине. Страшная смута продлилась около 15 лет. Весь Шумер был страшно разгромлен, Иббисуэн погиб. Ишби-Эрра, кое-как подчинив себе сутиев, основал на развалинах прежней шумерской державы новую, куда более слабую.

Сутии (в чей союз входили и предки евреев) широко расселились по стране, постепенно ассимилируя шумеров. За последующее столетие сутии основали независимые княжества в ряде городов, из которых особенно выдвинулись ранее незначительные Ларса на юге и Вавилон в центре страны. После этого нового мощного притока в Месопотамию семитов шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя благодаря воспоминаниям о высокой культуре шумеров он ещё долго сохранял значение официально-государственного и «священного». С ассимиляцией шумеров и утратой ими родного языка окончилась и их национальная история. Однако юг Месопотамии ещё несколько веков сохранял заметные этнографические отличия от полностью семитизированных центра и севера – в качестве особой области «Приморья».

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Шумеро-вавилонская письменность

Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).

Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.

Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.

Шумерская клинопись

Образец шумерской клинописи - табличка царя Уруинимгины

 

Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.

Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.

 

Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.

Клинопись

Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии

 

Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?

Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.

Письменность Древней Месопотамии

Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.

 

Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».

До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.

Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Конец истории шумеров

Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала, и незначительный доселе Вавилон в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Их существование в качестве особой национальности закончилось. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

  • Like 1
  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Спасибо Заману за очень полезную информацию!

Шумеры были нашими предками, а значит и всея тюрков!

Из моей книги:

 

ğiş-şub us2-sa ama-zu hul2-la.

 

Доля работы согласовывается, матушка-умелица радуется! 

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Zaman. said:
Культура шумеров

Шумерская статуэтка с изображением молящегося мужчины, ок. 2750-2600 до Р. Х.

 

 

это не шумерский мужчина, это древнеармянская многострадальная женщина

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Древний Шумер: боги, люди, власть

 

Понимание политических процессов в истории того или иного народа невозможно без осознания их экономических причин. Любое общество зависит от экономики, которая диктует свои постоянно меняющиеся правила. Цивилизации далёкого прошлого в этом ничем не отличались от современного мира – Древний Шумер был колыбелью государственности и культуры человечества, а потому многие аспекты его жизни актуальны и сейчас.

Шумер – страна богов

С самого раннего периода становления и развития шумерской цивилизации в начале III тысячелетия до н. э. центральным местом хозяйственной, политической и культурной жизни общества был храм. Каждая из шумерских общин (а затем и номовых государственных образований) выбирала себе божество-покровителя. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения шумеров, то все было с точностью до наоборот – божество выбирало себе место, где хотело жить, а людям оставалось заботиться о его доме. Всё в окрестностях этого дома, который мы называем храмом, принадлежало богу или богине: земля, вода, звери, птицы и, конечно, люди. Все люди без исключения, от самого незаметного члена общины до лидера, являлись лишь скромными слугами божества.

Задачами слуг было строить как можно больше домов для божественного господина или госпожи, наполнять их прекрасными вещами, а также восхвалять величие бога. За это люди могли просить небесного покровителя о помощи в своих делах.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Вид на храмовый комплекс в городе Эреду. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога. archaeologyillustrated.com - Древний Шумер: боги, люди, власть | Военно-исторический портал Warspot.ru Вид на храмовый комплекс в городе Эреду. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Священники

На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность ближнего слуги бога (то есть, священника) куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.

Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом. Сложная система хранения и распределения зерна, шкур, шерсти, а также орудий производства породила необходимость в строгой фиксации и своеобразной отчётности перед богом-покровителем. Простейшие значки на глиняных табличках превратились в систему письменности в виде так называемой клинописи – учёт велся вплоть до зёрнышка.

Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Вид на шумерский город-государство Мари. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога. archaeologyillustrated.com - Древний Шумер: боги, люди, власть | Военно-исторический портал Warspot.ru Вид на шумерский город-государство Мари. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com
 

Правители

В тяжёлых климатических условиях Шумера отдельному человеку или небольшой группе людей выжить было крайне трудно. Зато коллективный упорядоченный труд давал не только гарантированное пропитание, но и значительные излишки сельскохозяйственной продукции. Эти излишки стали не только основой цивилизации и прогресса, но и послужили причиной острых военных и социальных конфликтов. Чтобы заставить соседей платить дань, нужно было воевать. Вооружённые конфликты превратились в обыденность, а успешные военные предводители стали забирать себе бо́льшую часть добычи. Даже если община не вела захватнических войн, угроза нападения врагов заставляла людей по-особенному относиться к своим военным вождям, а те концентрировали в своих руках достаточно имущества и власти, чтобы стать важными фигурами. Во время войны армия города-государства состояла из такого числа свободных мужчин общины, которое можно было вооружить и прокормить – эти люди возвращались домой товарищами по оружию. Дружеские связи между воинами служили основой политического влияния их предводителей.

Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Экономические интересы отдельного нома никогда не требовали обширных завоеваний. Лугали же могли сохранять и приумножать свою силу, лишь непрерывно воюя. Содержание постоянного профессионального ядра армии и гарнизонов в побеждённых городах стоило очень дорого, поэтому собственных средств и полученной дани лугалям не хватало. Религиозное мировоззрение и сила традиции шумеров были столь сильными, что даже такое «мирское» дело как война имело глубокое мифологическое обоснование. Раз каждый из городов-государств принадлежит богу, то и войны между собой ведут тоже боги, а люди являются лишь орудием этого непрекращающегося конфликта. Победа возможна лишь в том случае, если могущественный небесный покровитель захочет помочь войску своего города – а чья победа, того и добыча. Таким образом, значительная часть военных трофеев оседала в храмовом хозяйстве. Это усиливало храмы и жрецов и не позволяло династиям полководцев стать единственными правителями своего нома. По этой же причине любые завоевания были недолговечны, и войны в Междуречье не прекращались веками.

Лугали не желали мириться с таким положением вещей и пытались использовать своё влияние для того, чтобы устроить своих родственников верховными жрецами и через них получить доступ к ресурсам храмов. Наследственная храмовая знать всячески препятствовала этому.

Речная гавань шумерского города Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога. archaeologyillustrated.com - Древний Шумер: боги, люди, власть | Военно-исторический портал Warspot.ru Речная гавань шумерского города Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Общинники

При такой системе власти простые люди (по-шумерски – «черноголовые») редко могли высказать своё мнение. Обычно «воля народа» выражалась через стихийные восстания, обычно следовавшие за катастрофическими военными поражениями. Другим примером общинной демократии может служить избрание нового верховного жреца-энси или царя-лугаля в случае пресечения прежней династии. В обычное же время общинники облагались всё новыми податями и повинностями, а их лучшие представители гибли на войне или искали счастья в дружине лугаля.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Самые предприимчивые из окружения лугаля брали пример со своего предводителя и всеми силами старались как можно быстрее разбогатеть. Для этого они использовали банальное, но невероятно эффективное злоупотребление полномочиями и положением. Управляя царскими имениями, торговыми делами или мастеровыми, придворные присваивали себе довольствие и имущество простых людей. Часты были случаи, когда горожане вынужденно продавали чиновникам свою собственность по заниженной цене. Другим способом поправить своё положение для придворного было заставить работать на себя свободных или зависимых от царя общинников (это не отменяло обычных обязанностей работника перед общиной и храмом). Также можно было воспользоваться тяжёлыми временами вроде войны или стихийного бедствия, чтобы одолжить местной общине немного зерна до лучших времён, а случае неуплаты долга и процентов по нему отобрать часть земли.

Цари и их окружение отбирали землю и у храмов. Конечно, это могло оформляться как временная уступка в связи с тратами по несению службы, но со временем такая земля стала передаваться по наследству. Таким образом, появлялся целый класс землевладельцев, которые имели собственные наделы и передавали их своим потомкам.

Вид на центр шумерского города Урук. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога. archaeologyillustrated.com - Древний Шумер: боги, люди, власть | Военно-исторический портал Warspot.ru Вид на центр шумерского города Урук. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

Земля, вода и люди

Возникает закономерный вопрос, почему главной ценностью в Шумере была именно земля. Ответ заключается в способе её обработке. По-настоящему ценной землёй была полоска шириной в несколько километров вдоль рек Тигр, Евфрат и их притоков. Чтобы увеличить площадь этих плодородных земель, шумеры строили разветвлённую сеть дренажных и оросительных каналов. С учётом постоянного роста населения достаточно было владеть драгоценной землёй, а уж желающих кормиться с неё будет достаточно. При такой системе хозяйствования земледелец не мог просто уйти обрабатывать свободные земли за пределами зоны естественного и искусственного орошения, а, значит, был вынужден терпеть притеснения «больших людей». Вынужденную стабильность этому обществу придавала охранительная власть религии и страх перед врагами-соседями, которые могли легко захватить родной ном во время политических неурядиц в нём.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Ступенчатый храм (зиккурат) в городе Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога. archaeologyillustrated.com - Древний Шумер: боги, люди, власть | Военно-исторический портал Warspot.ru Ступенчатый храм (зиккурат) в городе Ур. Археологическая реконструкция художника Балажа Балога.
archaeologyillustrated.com

От общины к государству

С XXVIII века до н. э., когда шумеры начали строить свою государственность, и до XXIV века до н. э. они прошли долгий путь от монолитного общинного мира с относительным равноправием до общества, разрываемого имущественным расслоением и социальными конфликтами. Дворцовая администрация и старая храмовая знать оспаривали друг у друга власть, и никто не желал уступить в этом споре. Стремительно нищающему бесправному населению оставалось только наблюдать за этой схваткой.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Война родилась здесь

 

Умение эффективно и массово убивать себе подобных было результатом двадцати веков внутренних и внешних вооружённых конфликтов шумерских городов-государств. Шумерская «военная машина» насаждала соседним народам государственность намного быстрее, чем технологии земледелия или искусство торговли. Военное лидерство шумеров опиралось прежде всего на сложную и хорошо продуманную военную организацию.

«Воин без командира — поле без пахаря»

С возникновением постоянных армий шумерским городам-государствам потребовались младшие командиры — эту нишу заняли угулы: «угулы-десятники» и «угулы-шестидесятники». Одновременно в номовых вооружённых силах гражданские начальники-бригадиры нубанды стали офицерами среднего звена и утратили все прочие функции.

Даже самый деятельный лугаль не мог одновременно выступить в поход, охранять родной ном и командовать несколькими гарнизонами в важных крепостях или подчинённых городах, поэтому «табель о рангах» шумеры дополнили ещё одним званием — шагина. Этот человек исполнял обязанности лугаля там, где его не было. Титул шагина впервые фиксируется в конце раннединастического периода в связи с деятельностью завоевателя Лугальзагеси и часто упоминается в документах периода империй Аккада и государства III династии Ура. В целом же можно уверенно говорить о том, что с установлением над Шумером власти династий лугалей появляются постоянные военные отряды, а некогда сугубо гражданская система званий становится специфической армейской. Примером фактического военного документооборота служат короткие приказы:

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

  • kal-bi-si aga3-us2 lu2-DUN-a a-bu-ni šagina
    Калбиши (имя) — солдат, подчиняющийся старшему офицеру с чином шагина по имени Абуни
  • lu2-dba-ba6 nu-banda3 aga3-us2
    Лубаба (имя) — офицер-нубанда постоянных солдат-агаушей
  • 3 gu4 255 udu (2) u4 21-kam (3) 90 udu (4) šu-gid2
    e2-muhaldim-še3 (5) mu šagina nu-banda3 (6) u3 ugulageš2-
    da kaskal-ta (7) er-ra-ne-še3 (…)
     3 коровы, 255 овец на 21-й день и 90 овец доставлены на кухню для генерала-шагины, офицеров-нубанд и командиров-шестидесятников, которые вернулись из похода

Если полностью восстановить шумерскую военную иерархию, то может получиться такая картина: лугалю подчиняются суккаль и шагина, затем следуют нубанда, угула-шестидесятник и, наконец, угула-десятник (некое подобие унтер-офицера). Впрочем, на практике имеются примеры ситуаций, когда угула командовал отрядом бо́льшим, чем нубанда. Кроме того, в реалиях раннединастического периода шагина не являлся обязательным звеном в цепи команд.

Отдельно следует упомянуть союзы древних городов Месопотамии и их систему управления общими вооружёнными силами. Союзники избирали военного лидера союза с титулом энси-гар. При этом неизвестны порядок избрания и полномочия лидера союза относительно объединённого войска и лугалей каждого из номов.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Статуэтка нубанды Эбих-Иля из Мари, около 2400 лет до н.э. Музей Лувра ecriplume.com - Война родилась здесь | Warspot.ru  Статуэтка нубанды Эбих-Иля из Мари, около 2400 лет до н.э. Музей Лувра
ecriplume.com

«Что сделал Энлиль? Мякину! Копьём поражаемую плоть»

По современным оценкам, в начале раннединастического периода средняя численность населения области-нома южной Месопотамии (по-шумерски — Ки-Энги) составляла от 5000 до 7000 человек. Например, крупный ном с центром в Уре в 2700-2600 годах до н.э. включал в себя собственно Ур, городки Муру (современный Сакхери) и Телль-эль-Убейд (шумерское название неизвестно), а также храмовый комплекс в заброшенном городе Эриду и около десяти мелких посёлков. Непосредственно в Уре проживало около 4000 человек, в Муру и Телль-эль-Убейде — 1500-1800 человек, в прочих трёх небольших поселениях — суммарно примерно 600 человек. Всего в номе Ур жило около 6000 человек.

Уже в 2500 году до н.э. архив клинописных табличек в номе Шуруппак давал следующую картину: в одном из народных собраний приняло участие 1487 глав семей; в различных отчётах фигурируют до 8970 гурушей (то есть боеспособных мужчин). Исходя из косвенной оценки обрабатываемых земель, общее число полноправных общинников-мужчин всего нома могло достигать 10000-15000 человек (некоторые историки считают, что около 30 000). При этом следует учитывать, что Шуруппак вместе с Уруком и Лагашем входил в тройку крупнейших городов южной Месопотамии.

Считается, что раннеземледельческая экономика речных цивилизаций может безболезненно поддерживать постоянные вооружённые силы численностью в 5% от общего населения. В таком случае в начале раннединастического периода Ур мог содержать постоянную дружину в 300 воинов, а более крупный Шуруппак — от 500 до 750.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

В XXVI-XXV веках до н.э. Шуруппак входил в военный союз с шумерскими городами-государствами Адаб, Лагаш, Ниппур, Умма, Урук и, возможно, Киш. Культовым центром альянса был священный для всех шумеров город Ниппур. Древняя хозяйственная отчётность показывает, что отряд из 670 воинов Шуруппака входил в состав гарнизонов, размещённых в городах союза.

 

Однажды, когда союзникам грозила опасность со стороны враждебного Ура, в Шуруппаке была собрана армия из 6580 воинов, 4000 из которых прибыли из городов альянса. В данном случае общинное ополчение добавляет к максимальному задокументированному числу вооружённых шуруппакцев ещё 1580 воинов и доводит военные силы отдельно взятого нома до 2250 человек. Это несколько меньше предела мобилизационных усилий в 20% населения (около 3000 человек), но характеризует ситуацию как крайне серьёзную.

В наши дни эти цифры кажутся просто смешными, но стоит сделать поправку на численность населения эпохи ранней бронзы. В XXV-XXIV веках до н.э., после нескольких столетий роста, ном Ур имел около 34 000 жителей, Лагаш — 36 000, Умма — 16 000, Эшнунна — 9000. В то же время население шумерского мегаполиса Урука достигало 40 000 человек. Соответственно вырос и мобилизационный ресурс.

Оценка плотности населения южной Месопотамии в современной науке является спорным моментом, и приведённые выше цифры могут увеличиваться в 1,5-2 раза. Анализ немногочисленных доступных археологических источников устанавливает логистическую верхнюю планку в 6000-10 000 солдат в одном войске. Очевидно, что в одиночку ни один из номов не мог одновременно задействовать больше 2000-3000 человек.

Edited by Zaman.
  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Прорисовка печати лугаля нома Мари по имени Ишки-Мари, около 2500 лет до н.э. aly-abbara.com - Война родилась здесь | Warspot.ru Прорисовка печати лугаля нома Мари по имени Ишки-Мари, около 2500 лет до н.э.
aly-abbara.com

«Ослы нанимаются, мешки заказываются, зернохранилище набирается»

Не менее важным аспектом успешных действий армии, чем обучение и управление, является обеспечение. Голод может ослабить и убить не менее эффективно, чем оружие врагов, поэтому сотни и тысячи шумерских воинов ежедневно нуждались в каше, хлебе, пиве, масле и сале.

Шумерские армии не имели отдельных складов или запасов, но вся экономическая жизнь номов была централизована и организована на военный манер. Вначале продовольствие поступало на храмовые или царские склады, где тщательно учитывалось, а затем по мере надобности выдавалось в виде пайков. Каждая категория жителей получала продукты согласно своему месту в иерархии, но даже пара жареных голубей к столу царицы учитывалась писцами. Воины питались обильнее и разнообразнее, чем обычные работники, а приоритет в доставке со складов оставался за армией. Известно, что офицерский паёк был лучше, чем солдатский.

Обычно для перевозки продовольствия от мест хранения до непосредственного расположения военного отряда использовали баржи и лодки. Основной магистральный канал отходил от Тигра или Евфрата, затем густая сеть более мелких каналов покрывала каждый из номов.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Доплыть до места боевых действий можно было не всегда: нередко шумеры воевали далеко от Месопотамии. Если не принимать во внимание походы царей I династии Урука в легендарную страну Аратта, то доподлинно известно, что войска лугаля города Адаб по имени Лугаль-анне-мунду совершали походы против протоэламских царств Сузы и Аншан (иранские провинции Хузестан и Лурестан) и даже далёкого города Варахше (культура Джирофт) в провинции Керман современного Ирана. В эти горные местности нельзя приплыть, поэтому провизию для войска перевозили навьюченные ослы.

География военных походов шумеров наверняка вызывала головную боль у чиновников, отвечавших за логистику. Тот же самый Лугаль-анне-мунду, «который заставил чужеземцев регулярно платить ему дань, принёс мир народам всех земель, построил храмы всем великим богам, восстановил Шумер (в его прежней славе), правил всем миром», воевал против страны «Кедровой горы» в Ливане, а также Элама, Мархаши, Кутиев, Субира, Марту и Сутиев. Область его интересов простиралась от Средиземного моря до Персидского залива и от Аравийской пустыни до гор Загроса. Для пешего шумерского воина это огромные расстояния, и, как бы далеко он ни находился от дома, его желудок не должен был пустовать.

Карта Плодородного полумесяца (обозначен зелёным цветом). Шумерские армии совершали походы даже за пределы этой колыбели цивилизации awesomestories.com - Война родилась здесь | Warspot.ru Карта Плодородного полумесяца (обозначен зелёным цветом). Шумерские армии совершали походы даже за пределы этой колыбели цивилизации
awesomestories.com
  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

«Скорпион ужалил  что он получил?
Человек убил человека 
 что себе прибавил?»

Кроме очевидной функции самозащиты и поддержания порядка, важной целью было стремление к установлению военной гегемонии одного нома над прочими. Шумеры нападали для захвата добычи и последующего постоянного получения дани от побеждённых. Формально проигравшие подносили дары не царю и даже не ному, а богу-покровителю самого сильного в военном отношении нома. Принимая титул «Лугаля Страны» и «Лугаля Киша», победоносный полководец требовал, чтобы в храм того или иного божества его нома регулярно поступали дары. На самом деле при последующем распределении бо́льшую часть дани получал сам лугаль и его войско.

Другая форма извлечения выгоды из сильной армии подразумевала обязательное участие общинников зависимых номов в работах гегемона. Это позволяло высвободить из хозяйственной деятельности некоторое число мужчин и сделать их солдатами. Кроме того, вооружённые люди могли заменять торговцев. Всю свою историю Шумер испытывал нехватку таких ресурсов, как дерево, камень и металлы. С начала раннединастического периода дружины лугалей совершали далёкие походы за кедровым лесом или полудрагоценными камнями в соседние области. Затем от обычного грабительства шумеры перешли к борьбе за контроль над торговыми путями из Афганистана и Индии к берегам Средиземного моря. Военное преимущество позволяло навязывать условия торговли и транзита или полностью монополизировать получение ресурса (например, медной руды из Омана).

Один из самых известных шумерских артефактов, условно именуемый «Штандартом из Ура», возможно, демонстрирует данников, проигравших войну studentreader.com - Война родилась здесь | Warspot.ru Один из самых известных шумерских артефактов, условно именуемый «Штандартом из Ура», возможно, демонстрирует данников, проигравших войну
studentreader.com
  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

«Дружба  вещь на один день,
Сотрудничество 
 вещь навсегда»

Куда более сложной была организация продовольственного обеспечения военных союзов шумерских городов-государств. На территории каждого из союзных номов выделялась плодородная земля для обработки её силами работников других номов. Например, в Адабе некоторые поля числились за Ниппуром, Лагашем или Шуруппаком — для их обработки приезжали жители этих городов. Это делалось для того, чтобы в случае вторжения врага в земли союзника и уничтожения там системы каналов оставались поля в безопасном месте.

Не довольствуясь этим, все члены альянса создавали в одном наиболее укреплённом или стратегически важном месте совместный запас провизии. Этот запас опечатывался представителями всех городов союза и мог быть использован только в случае войны. Имеются сведения о запасах зерна на 20 000 человек на 6 месяцев. Этого вполне хватало для того, чтобы выдержать осаду или обеспечить целую армию на год.

Поля вдоль реки Тигр в современном Ираке. За прошедшие тысячелетия эта картина изменилась незначительно dasanderemittelalter.net - Война родилась здесь | Warspot.ru Поля вдоль реки Тигр в современном Ираке. За прошедшие тысячелетия эта картина изменилась незначительно
dasanderemittelalter.net
  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Шумерское военное дело предстаёт перед нами в довольно зрелом виде. Дошедшие до наших дней и введённые в научный оборот источники не показывают нам его архаические формы, этапы развития и примеры ранних вооружённых конфликтов. Мы даже не можем быть вполне уверены, что именно или только шумеры прошли путь от кучки соплеменников с дубинками до стройных рядов сияющих медью фалангитов. Южную Месопотамию отвоёвывали у болот не только «черноголовые», но и загадочные носители «бананового языка» и пришедшие с севера семиты. Вероятно, что военное дело и появление такой сложной структуры, как армия, было тяжёлым и долгим процессом на основе проб, ошибок, случайных импровизаций. Однако и вавилоняне, и ассирийцы, и современные чужеземцы в камуфляже, стоя на руинах древних шумерских городов, не могли не чувствовать, что война родилась именно здесь.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Кровавые шахматы шумерских царей

 

Во второй половине XXV века до н.э. месопотамский город-государство Акшак и его правитель-лугаль по имени Зузу претендовали на господство над всем Шумером. Одержав ряд побед над соседями и установив власть над городом Киш, акшакский предводитель принял титул «лугаля Киша». Династия, правившая в Кише, несколькими веками ранее управляла и севером (Аккад) и югом (Шумер), поэтому титул «лугаль Киша» означал военного гегемона всей страны. Южный город-государство Лагаш и его правитель Эанатум отказались признать над собой власть Зузу. В ответ тот повёл против Эанатума объединённое войско Акшака и Киша. В произошедшем сражении победу одержали лагашцы, и «Киш задрожал, царь Акшака в свою страну вернулся».

Современная наука в общих чертах представляет, как выглядели и были организованы шумерские воины, но имеющиеся исторические источники не фиксируют древнее поле боя. Возможно, где-то в Ираке или Сирии тысячелетиями лежит артефакт, который покажет нам, как выстраивалось войско, какова была доля тяжёлой пехоты или застрельщиков, а также комбинации взаимодействия с боевыми повозками. Увы, сейчас есть только разрозненные крупицы этого знания. И всё же мы попытались собрать воедино картину начального этапа сражения в Шумере Раннединастического периода, а именно — построения двух армий перед битвой.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Кликнув на изображение, можно рассмотреть его в деталях - Кровавые шахматы шумерских царей | Warspot.ru Кликнув на изображение, можно рассмотреть его в деталях

Чтобы реконструкция была более наглядной, мы выполнили её в трёхмерном виде и стилизовали в технике мозаики, пользовавшейся популярностью в Шумере. Важнейшим источником вдохновения послужили знаменитые мозаичные панно так называемого «Штандарта из Ура», однако для изображения воинов использовались почти все доступные ныне изображения вооружённых людей и сцен насилия.

Одна фигурка пешего воина представляет 20 человек, фигурка колесницы — 10 колесниц. С левой стороны расположено войско Лагаша в количестве от 2500 до 3000 человек. С правой стороны построены союзные войска Акшака и Киша численностью 3500-4500 человек. Эти цифры не противоречат экономическим возможностям противников и близки к известному нам количеству воинов в войске города-государства Умма, разгромленном тем же Эанатумом ранее:

«Я, Эанатум, на Умму подобно злому ветру ветров потоп наслал <…> Людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал. <> Эанатум ударил, 3600 трупов нагромоздил. <…> Я  Эанатум  для Нингирсу чужие земли разрушил, Нингирсу его любимое поле Гуэден в руки вернул».

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
        • Facepalm
        • Haha
      • 26 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
        • Like
      • 144 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
        • Like
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
      • 112 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
        • Like
      • 10 replies
    • Ани Лорак подала на российское гражданство
      Ани Лорак подала на российское гражданство. На Украине ее обвинили в предательстве
       
      Украинская певица Ани Лорак подала заявление на российское гражданство, сообщает РИА Новости. На Украине Лорак не выступала с 2017 года, так как, по словам артистки, на родине на нее давили. После начала российской военной операции на Украине Лорак окрестили предательницей за работу в РФ. В России же ее обвинили в сборе донатов для ВСУ. Сама певица заявила, что никогда не финансировала военных и не будет этого делать. = https://www.gazeta.ru/social/2024/03/15/18423109.shtml

      Что думают по этому поводу форумчане?
      Ону багышламаг олармы?
        • Like
      • 97 replies
    • У Кейт Миддлтон обнаружен рак: полное заявление принцессы Уэльской
      22 марта 2024 года принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак — сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии. 42-летняя супруга принца
        • Like
      • 30 replies
    • Расстрел в «Крокус Сити Холл»
      Как минимум 12 человек погибли и 35 человек пострадали во время стрельбы в ТЦ в Подмосковье.
      Об этом сообщают российские СМИ.
      Кроме того, известно, что в «Крокус Сити Холл» вспыхнул пожар.
      21:29
      В концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске произошла стрельба.
      Об этом сообщают телеграм-каналы «Осторожно, новости», Baza и Mash со ссылкой на очевидцев.
        По словам очевидцев, мужчина открыл стрельбу из автоматического оружия. Это произошло до или в начале выступления группы «Пикник».
      По данным «Осторожно, новости», есть погибшие. Baza утверждает, что как минимум 12 человек погибли и много раненых.
      На записях, которые публикуют телеграм-каналы, люди бегут из здания. Также появляются видео, где показаны убитые люди.
      На место едут скорая и полиция.
       

      Media.az
        • Like
      • 2,831 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...