Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Квинтэссенция платонизма


Recommended Posts

Сидящий Еврипид

Сидящий Еврипид

 

Не менее опасно и вредно для государства, но еще невыносимее для граждан господство людей, которые, принадлежа к малообразованному и низшему классу, вдруг разбогатеют и получат значение и власть. Чванству и бесчинству подобных людей нет пределов. Если господство подобных лиц нестерпимо для всех честных граждан вообще, то для людей образованных и знатных преобладание и власть таких грубых и необразованных невежд, естественно, еще более невыносимы. Видя и понимая, какой неисправимый вред подобные правители наносят отечеству, патриоты не могут не скорбеть душою, тем более, что к патриотической скорби присоединяется честолюбие, оскорбленное необходимостью подчиняться и уступать дорогу людям худшим и недостойным.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Несравненно хуже, конечно, приходилось честным и благородным гражданам, когда необузданные честолюбцы, опираясь на неразумную толпу, которой они льстят и угождают, доходят до высшей степени власти и, вооруживши одну часть населения против другой, захватываюсь в свои руки верховную власть, становятся полновластными и самовластными распорядителями судеб своего отечества и своих сограждан, – словом, делаются тиранами. Достигнув наивысшего счастья, которое только возможно для смертных, тирании, которая в глазах огромной массы обыкновенных смертных почти равняется божескому блаженству, они, как боги, не стесняются никакими законами и могут продаваться полному удовлетворенно своих страстей. Правда, путь к этому счастью труден и опасен; но честолюбцы готовы рисковать честью и жизнью, нарушить все божеские и человеческие законы, принести в жертву своему властолюбию множество граждан и запятнать свою собственную честь самыми ужасными преступлениями, лишь бы только достигнуть вожделенной тирании. По их мнению, если уж из-за чего можно грешить, так это – из-за приобретения власти.

Еврипид с актерской маской

Еврипид с актерской маской

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Захвативши власть посредством насилия, тиран, естественно, должен и поддерживать ее подобными же средствами и превратиться в жестокого деспота, мучимого страхом за свою власть, попирающего жизнь и честь благородных и честных патриотов, в которых он видит врагов своей власти, так что, в конце концов, столь желанная и достигнутая с такими жертвами тирания оказывается несчастьем не только для граждан, но и для самого властителя. В этих мрачных картинах изображается, очевидно, но власть эпических царей, а тирания одного или нескольких в республиканском государстве, тирания, добытая обманом и поддерживаемая насилием и жестокостями. Поэт, предостерегая постоянно народ от увлечения вкрадчивым и обманчивым красноречием демагогов, стремившихся к власти, в то же время предостерегал этих последних и, представляя им внутреннее состояние тирана, указывал, что власть, достигнутая и поддерживаемая обманом и насилием, вовсе не такое блаженство, каким она представляется с внешней, видимой стороны. Только власть и значение, достигнутый, путем чести и добродетели, приносят никогда не увядающую славу, а тирания, добытая неправдою и насилием, ввергает в несчастье и позорит не только государство, но и самого тирана и весь его род; как в частной, так и в государственной деятельности неправедное и беззаконное насилие не должно иметь вовсе места. Верный таким взглядам на тиранию и класть вообще, Еврипид, как известно, не только не стремился к власти, но и вообще уклонялся от государственной и политической деятельности, всецело отдаваясь своим философскими, и поэтическим занятиям. Это обстоятельство однако ж не только не мешало ему следить за внутреннею и внешнею политикою своего отечества, но, напротив, позволяло ему быть постоянным и беспристрастным наблюдателем политической жизни и о результатах своих наблюдений сообщать своим согражданам.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Признавая демократию самым естественным и наиболее справедливым государственным устройством, ратуя против олигархических и тиранических стремлений сторонников и защитников олигархии, Еврипид считал свое отечество хотя и несколько крайним, но зато самым важным ж сильным представителем демократического принципа, равно как эллинской свободы, образованности и культуры вообще. А как лучшая представительница эллинизма, оказавшая эллинам многочисленные и важные услуги, демократическая Афинская республика в глазах Еврипида, как и его соотечественников, естественно имела полное право претендовать на первенство и главенство среди, по крайней мере, известной части эллинских республик[2]. Как поэт и патриот, Еврипид старается оправдать эти претензии возвышенными целями и соображениями. По представлению поэта, эти цели состоят не в том, чтобы господствовать над эллинами, как думала большая часть соотечественников Еврипида[3], а в том, чтоб играть среди них роль примирителя, защитника и хранителя политической свободы, законности и других благ эллинской цивилизации, как относительно варваров, так и тех из эллинов, которые, стоя на низшей степени эллинской культуры, вздумали бы нарушать законы и обычаи эллинские и действовать подобно варварам. Правда, и Спарта со своими союзниками была не менее сильна и могущественна и еще более считала себя вправе быть главою Эллады, единственно призванною и способною играть ту роль, на которую претендовали афиняне. Но Спарта, по мнению Еврипида, уже потому не могла играть роли представителя всего эллинизма, что она была сторонницей и защитницей несправедливой и противоестественной олигархии, составляющей как бы только переход от деспотического варварства к свободному эллинизму. Еще менее могла быть Спарта главою эллинского мира по другим своим качествам, приближавшим ее скорее к варварам, чем к эллинам.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Для того, чтоб играть роль примирителя, охранителя эллинской цивилизации, защитника слабых и угнетенных, было необходимо стоять во главе эллинской образованности, отличаться великодушием и справедливостью. А Спарта, напротив, отличается совершенно другими – варварскими качествами: грубостью, жестокостью, коварством, надменностью и неблагодарностью. И при таких свойствах Спарта не хотела признать не только первенства, но и равенства с собою Афин, давно опередивших ее в образованности и сделавшихся школою политической свободы и эллинской образованности, очагом эллинизма! Нет ничего удивительного после того, если афинские патриоты были очень враждебно настроены относительно Спарты и во время ожесточенной войны из-за первенствующей роли в Элладе доходили до такой ненависти, которая не видела в Спарте никаких достоинств и не помнила никаких заслуг её относительно эллинов вообще и Афин в частности. Еврипид также был в числе таких патриотов, которые возмущены были претензиями и требованиями Спарты; вторя своим соотечественникам, он изображал в своих трагедиях Спарту и спартиатов в самых непривлекательных красках. Спартиаты, по изображение Еврипида, отличаются грубостью, нечестием, бесчеловечною жестокостью, лживостью, коварством, надменностью, безнравственным воспитанием и другими подобными качествами и свойствами, способными оттолкнуть даже друзей. Единственное достоинство, каким славится Спарта, это – военная слава и храбрость. Но одной этой славы, даже если бы она была вполне основательна, в глазах поэта, как и его соотечественников, еще слишком мало для того, чтобы иметь основательные претензии на роль представительницы и главы всего эллинизма, на которую претендовала Спарта. Для роли представительницы и главы эллинизма, кроме военной силы и славы, необходима высокая степень эллинской культуры, человечности, благочестия и образованности, которых недоставало Спарте, стоявшей на низкой степени умственного и нравственного развития. Этими качествами в достаточной степени обладало только отечество Еврипида, и потому гораздо более и лучше Спарты могло быть представительницею и руководительницею умственной и политической жизни Эллады, нежели Спарта. А благодеяния и заслуги, оказанные эллинам Афинскою республикою, особенно во время персидских войн[4], её сила и могущество, почти равнявшиеся спартанскому, её политические принципы давали Афинам, городу муз и харит, еще больше прав на первенствующее значение в Элладе. Да и сами эллины, по крайней мере некоторая часть их, благодаря бесчисленным и важным заслугам, оказанным Афинскою республикою относительно Эллады, привыкли смотреть на Афины, как на поборницу эллинской свободы, охранительницу эллинских божеских и человеческих законов и защитницу слабых и несправедливо угнетенных, так что Афинам нужно было бы отказаться от всего своего блестящего прошлого, если бы они вздумали отказаться от своей первенствующей роли. Эту роль, по мнению Еврипида, Афины должны поддерживать волею или неволею, тем более, что она всегда приносила Афинам честь, славу и могущество, и отказаться от неё было бы постыдно и вредно. Ввиду этого Еврипид, как сторонник твердой, но не задорной, не воинственной внешней политики, считает нужным в своих трагедиях восхвалять, одобрять и тем самым рекомендовать своим соотечественникам такую внешнюю политику, которая была бы достойна наилучшей представительницы эллинизма и поддержала бы приобретенную уже репутацию защитницы слабых и охранительницы эллинской свободы и законности. Говоря языком истории, а не поэзии, Еврипид, как и друг его Перикл, рекомендовал не уступать притязаниям и требованиям грубой Спарты и, в случае надобности, защищать свое положение с оружием в руках, не переходя, однако, в наступление

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Далее этого желания – отстоять занятое положение против притязаний сильной, но мало образованной Спарты и её союзников, воинственные стремления мирного поэта не шли. Как человек кабинетный, он принадлежал к числу миролюбивых людей и ненавидел войну за те ужасы, которыми она сопровождалась. Красноречивые картины бедствий войны в его трагедиях, например в «Троянках», как нельзя более ясно свидетельствуют, что Еврипид с ужасом смотрел на те последствия, которыми сопровождалась вызванная притязаниями Спарты война: разорение городов, обеднение, пленение, а подчас и поголовное истребление жителей, ожесточение и одичание враждебных сторон, которое так рельефно изобразил Фукидид, внушали нашему поэту глубокое отвращение к войне и заставляли желать возвращения бога счастья и мира, оставившего так надолго Элладу.

 

Шли годы за годами, а конца этой ужасной войны не было видно; из зрелого и крепкого мужа Еврипид делался уже старцем, а война все тянулась, и надежды на скорое и благополучное окончание её не предвиделось. Поэтом овладевает уже отчаяние и тоска по счастливом и покойном времени, настраивая его лиру на грустно-отчаянный тон. «О, богатый и прекраснейший из богов – Мир! Я давно тоскую по тебе: так долго ты не появляешься к нам опять. Боюсь, что меня сломят заботы и старость, прежде нежели я увижу опять благодатное время твоего возвращения с чудными хоровыми песнями и веселыми пирушками. Приди же, приди, владыка мой, в мое отечество и прогони раздор и бешеную вражду, услаждающуюся острым убийственным оружием». Опасения поэта, как известно, сбылись; он не увидал возвращения столь желанного мира, но зато не видел и тех ужасов и бедствий, которыми сопровождалось для его отечества окончание войны вместо ожидаемого счастья и благоденствия.

 

Господство олигархии и представительницы её, жестокой и надменной Спарты, ясно доказало, как мало способна и достойна была олигархия стоять во главе Афинской республики, а Спарта – во главе всей Эллады, и как справедливо было нерасположение поэта-философа к деспотической олигархии и грубой, коварной и себялюбивой Спарте. Печальный конец Пелопоннесской войны, бывший результатом воинственной, задорной политики, оправдал в то же время опасения Перикла, высказанные им пред открытием этой войны. Еврипид был также сторонником и проповедником этой политики и напоминал о ней соотечественникам, когда этого мужа уже не было во главе республики. Усвоив себе такие взгляды на внешнюю политику Афин, которые были согласны с взглядами и образом действий Перикла, Еврипид оставался верен этим взглядам, и Перикл был для Еврипида всегда таким государственным человеком, который наиболее соответствовал политическому идеалу поэта-философа и потерю которого он считал великим горем для всех граждан и бедствием для всей республики

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Биография Фукидида

Для жизнеописания Фукидида, крупнейшего историка древности, автора великой «Истории Пелопоннесской войны», главным источником служит биография, составленная Марцеллином, неизвестным по другим сочинениям грамматиком и ритором позднейшей императорской эпохи. Кроме того мы имеем еще одну анонимную биографию и коротенькую заметку в словаре Свиды. Сочинение, известное под именем Марцеллина, составлено на скорую руку из трех различных частей, принадлежащих различным авторам.

 

Биографические сведения, сообщаемые этими отрывками, почерпнуты частью из хорошего источника; но большая часть их состоит, по-видимому, из ненадежных догадок, которые происхождением своим обязаны сочинению самого Фукидида. Конечно, вполне достоверны те сведения, которые сам Фукидид сообщает о себе; но эти сведения, к сожалению, весьма скудны.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Памфила, писательница времён Нерона, сообщает, что Геродоту в начале Пелопонесской войны (431 г. до Р. X.) было 53 года, а Фукидиду – 40. Следовательно, годом рождения Фукидида нужно признать 471. С этим предположением без труда согласуется и замечание самого Фукидида (V, 26), что он по своему возрасту был в состоянии зорко следить за ходом Пелопоннесской войны; хотя можно согласиться и с теми учеными, которые в сообщении Памфилы о его 40-летнем возрасте видят лишь круглую цифру, означающую только то, что Фукидид, как говорит и Свида, «процветал» в 87 олимпиаду (432–429 до Р. X.). Определенно решить этот вопрос нет возможности; но во всяком случае мы должны признать, что юность Фукидида окончилась еще до начала Пелопоннесской войны.

 

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Фукидид был афинянин и родился в деме (деревне) Галиме, который принадлежал к Леонтийской филе и находился недалеко от Афин, на юге, на берегу моря, между Фалероном и Колиадою. Фукидид принадлежал к одному из первых и знатнейших родов в Афинах. По матери Фукидид происходил от марафонского героя Мильтиада, стало быть, из рода Филаидов, которые вели свое происхождение от Теламонида Аякса Саламинского; отец его был фракийский принц, имевший, впрочем, права афинского гражданства. Его звали Олор, или Орол – так как греки не всегда одинаково произносили подобные иностранные имена. Афиняне, кажется, чаще называли его Олором, как и сам Фукидид; но Марцеллин уверяет, напротив, с некоторой претензией, что настоящее его имя было Орол, и ссылается в подтверждение своих слов на надгробную надпись Фукидида, в которой сказано: Θουκυδίδης Όρόλου Άλιμούσιος. Ho эта же самая надпись приводится другими писателями с именем Олора; кроме того, это место у Марцеллина внушает сомнение.

 

С фракийским княжеским родом Олора был в родстве аттический род Мильтиада. Старший Мильтиад во времена Писистрата основал колонию в Херсонесе фракийском, власть над которою, после его смерти, перешла к старшему сыну его брата Кимона, Стесагору, а несколько лет спустя (518 до Р. X.) – к брату последнего, Мильтиаду, впоследствии победителю при Марафоне. Этот младший Мильтиад был женат на дочери фракийского царя Олора, Гесепиле, и от этого брака родились: Кимон, знаменитый герой персидских войн, и Гесепила младшая. От брака с одной аттической женщиной Мильтиад имел дочь Эльпинику, которая впоследствии вышла замуж за своего сводного брата Кимона. Гесепила младшая, дочь Мильтиада, снова вышла замуж за фракийского принца Олора – бывшего, вероятно, внуком Олора старшего – который чрез своих родственников приобрел право гражданства в Афинах. От этого брака родился Фукидид. Следовательно, Кимон приходился ему дядей, а Мильтиад – дедом.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Хотя Мильтиад и Фукидид принадлежали к различным демам (афинским округам) – Мильтиад к лакиадскому, а Фукидид – к галимскому, но по своему роду (γένος) они были оба Филаиды. Так как новые граждане, каким и был отец Фукидида, не имели в Афинах своего рода, то, в случае их брака с гражданкой древнего рода, дети их приписывались к роду матери. По этой причине Фукидид и похоронен в родовом склепе Мильтиада.

 

Как Кимон значительную часть своего огромного богатства получил из фракийских владений родственников своих по матери, так и Фукидид обязан был своим богатством своему фракийскому происхождению. Именно те богатые золотые рудники, которые он имел на берегу Фракии, против острова Фасоса, в Скапте Гиле («Изрытый лес», «Лес с рудниками»), достались ему, по всей вероятности, по наследству; ибо известие, сообщаемое Марцеллином, будто Фукидид женился на богатой женщине из Скапте Гиле и взял эти рудники в приданое, представляется не более как простой догадкой.

По словам александрийского грамматика Гермиппа, Фукидид был в родстве и с Писистратидами, что было дело возможное. Может быть, и сам Фукидид намекает на это родство в одном месте (VI, 55), сообщая предания, переданные ему сыновьями Писистрата.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Фукидид и афинская образованность

Из юношеской жизни Фукидида мы не знаем ни одного положительного и достоверного факта. Встречающийся у древних рассказ о том, как Фукидид, еще мальчиком, присутствовал при чтении Геродота в Олимпии или в Афинах и был тронут до слез, по-видимому, представляет не более как позднейший школьный анекдот, явившийся в то время, когда взаимные отношения великих людей прошлого любили представлять в виде отношений учителей к ученикам и вообще в виде отношений личных. Что Геродот читал в разных местах отдельные части своего труда, – против этого нельзя спорить; возможно также, что и Фукидид присутствовал в Афинах при одном из этих чтений, около 444 г. до Р. X., но, конечно, уже не мальчиком, потому что ему было в это время около 25 лет.

 

Фукидиду выпала счастливая доля – жить и действовать в наиболее блестящую и великую для Афин эпоху, – в то время, когда Афины, под руководством Перикла, достигли высшего развития своих сил, когда там процветала наука, поэзия и искусство, когда в числе поэтов действовали Софокл, Еврипид, Кратин, когда Фидий и Мнесикл, Иктин, Калликрат и др. создавали прекраснейшие произведения пластики и архитектуры. В эпоху юности и зрелости Фукидида множество замечательнейших людей по разным отраслям науки и искусства стремилось тогда в Афины, – в этот центр греческой жизни, где происходило оживленное и разнообразное умственное движение. Это оживленное движение и общество многих выдающихся личностей, в которое Фукидид мог легко иметь доступ, происходя от одного из богатейших и знатнейших афинских родов, должно было иметь на него весьма благотворное влияние и содействовать всестороннему развитию его духа. Учителями Фукидида биографы называют философа Анаксагора и оратора Антифонта. Если и не допускать, что они действительно находились к Фукидиду в таких отношениях, то все-таки мы не можем отрицать, что эти замечательные люди, из которых один впервые поставил в Афинах на надлежащий путь изучение философии, а другой также впервые занялся обработкою политического красноречия по правилам искусства, имели своим личным знакомством влияние на развитие и направление молодого человека. В языке Фукидида, который был моложе Антифонта только лет на восемь, мы находим характеристические особенности строгого, старинного антифонтовского стиля. С Анаксагором, который был 30-ю годами старше Фукидида, последний разделял свободное отношение к суеверию и к ходячим религиозным представлениям того времени. Говорят, что за свое знакомство с Анаксагором, обвиненным в безбожии, Фукидид и сам был заподозрен в том же. По свидетельству Марцеллина, от старших софистов, именно, от Продика Кеосского и Горгия Леонтинского, Фукидид также перенял кое-что, по крайней мере относительно выработки слога, хотя он и не был их настоящим учеником. Если эти свидетельства и не основываются на вполне достоверных известиях, а только на замечаниях позднейших грамматиков, то все-таки справедливо, что Фукидид старательно воспользовался теми средствами к образованию, которые в таком обилии представлялись в Афинах перикловских времен, и приобрел такое образование, которое поставило его наравне с наиболее выдающимися из его современников.

 

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Известия о политической деятельности Фукидида

С великим руководителем афинского государства, Периклом, Фукидид был, как кажется, в близких отношениях; он похож на него по образованию и характеру, и, несмотря на свое родство с аристократом Кимоном, противником Перикла, вполне сходится с последним в своих политических принципах и убеждениях. Принимал ли Фукидид участие в политической жизни своей родины, и какое именно, – об этом мы имеем известия, одно другому противоречащие – конечно, потому, что это не более как догадки. Марцеллин уверяет, что Фукидид не занимался политикой и никогда не говорил публично, что он не занимал никакой государственной должности, кроме должности стратега в 424 г., о чем мы скажем впоследствии; напротив того, Дионисий Галикарнасский говорит, что афиняне несколько раз выбирали Фукидида на должность стратега и на другие почетные должности. Таким образом, относительно этого пункта мы остаемся в неизвестности; но следует предполагать, что прежде, чем получить важную должность стратега, Фукидид уже выказал свои способности в низших должностях. Большую часть своей жизни до 424 года Фукидид провел, без сомнения, в Афинах; но его имущественные дела, вероятно, нередко заставляли его предпринимать поездки во Фракию, так как надзор за имениями и в особенности наблюдение за работами на золотых приисках требовали иногда его личного присутствия на месте. Этим и объясняется, что Фукидид, как он сам говорит, пользовался большим влиянием среди фракийских династов этой страны. Во время чумы 430 и 429 г. он был в Афинах; он сам подвергся этой болезни и видел страдания других. В своем историческом сочинении (II, 48 и сл.) Фукидид подробно описывает весь ход развития этой болезни, «затем, чтобы, если эта болезнь появится снова, можно было узнать ее посредством точного наблюдения её признаков».

 

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Участие Фукидида в Пелопоннесской войне

424 год, 8-й год Пелопоннесской войны, когда Фукидид был одним из десяти стратегов, был годом крутого поворота в его судьбе. Спартанцы, стесненные в Пелопоннесе, в это время снова ободрились и послали своего лучшего полководца, Брасида, с войском в Халкидику и на фракийское побережье, чтобы привлечь на свою сторону подвластные афинянам города, которые не прочь были отложиться и, таким образом, отнять у афинян вспомогательные средства для войны; они надеялись также найти во Фракии, богатой золотом и строевым лесом, средства для постройки флота. Брасид в короткое время привлек на сторону Спарты много афинских городов, и зимою того же года пошел на Амфиполь, важнейший афинский город во всей Фракии, в котором часть граждан была уже на стороне Спарты. В Амфиполе начальствовал афинский стратег Эвкл, а Фукидид с небольшой эскадрой из 7 кораблей стоял у острова Фасоса, находящегося только на полдня пути от Амфиполя. Брасид надеялся овладеть городом посредством неожиданного нападения; но Эвкл защищался очень энергично и тотчас же послал к Фукидиду за помощью. Фукидид немедленно двинулся к Амфиполю. Но так как Брасид боялся прибытия Фукидида, который, имея в этой стране владения, пользовался большим влиянием и мог спасти Амфиполь с помощью соседних племен, то он и предложил гражданам этого города, в числе которых было очень немного афинян, сдаться на самых выгодных условиях. Таким образом, Амфиполь сдался Брасиду прежде, чем Фукидид успел явиться на место. Когда он вечером высадился в Эйоне – гавани Амфиполя при устье реки Стримона, Брасид уже вошел в город. Фукидиду удалось удержать во власти афинян только Эйон, и Брасид, сделавший на следующее утро нападение на эту гавань был отбит и должен был отступить, не окончив дела (Фукидид IV, 102 и сл.).

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Изгнание Фукидида из Афин

Фукидид сделал для спасения Амфиполя все, что мог. Но так как афиняне привыкли судить своих полководцев по их успехам, то, раздраженные этой неудачей, они и направили весь свой гнев против Фукидида, тем более, что он был человек знатный и богатый. На граждан, выдающихся по своему происхождению и богатству, толпа всегда смотрела завистливо и часто бросала им упреки в измене и недоброжелательстве к демократической свободе. Сам Фукидид говорит только (V, 26), что после события при Амфиполе он 20 лет был в изгнании; но каким образом последовало это изгнание – об этом историк, вообще очень скупой на рассказы о самом себе, умалчивает. Различные биографы сообщают: «Афиняне изгнали Фукидида, вменив неудачу ему в преступление», – «афиняне изгнали его, потому что его оклеветал Клеон», – «Фукидид был изгнан за измену». Насколько эти известия исторически достоверны, мы не знаем. Легко можно поверить тому, что Клеон, стоявший тогда на высоте власти и вообще часто преследовавший полководцев ложными обвинениями, привлек и Фукидида к суду «за измену». Наказанием за измену была смертная казнь и конфискация имущества; но так как Фукидид поплатился за свою неудачу только изгнанием, то мы должны предположить, что после потери Амфиполя он или сам добровольно отправился в изгнание, не возвращаясь в Афины и зная, что его там ожидает, или ему удалось чем-нибудь смягчить наказание, налагаемое законом.

 

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Работа Фукидида над «Историей Пелопоннесской войны»

Несчастие Фукидида, в котором он был неповинен, для мира было счастьем. При самом начале Пелопоннесской войны Фукидид верно угадал её всемирно-историческое значение и решил написать её историю. Для этого он уже заблаговременно стал с большой осторожностью и старательностью собирать исторический материал, частью – насколько было возможно – наблюдая и изучая события лично, частью собирая достоверные сведения через других лиц. Чрезвычайное богатство Фукидида давало ему возможность иметь достоверных корреспондентов во всех пунктах театра войны и в тех местах, где происходили вызванные войною переговоры. Теперь, когда Фукидиду пришлось удалиться в изгнание, ему, как он сам говорит, посчастливилось лично посетить места, где происходили интересовавшие его события, а в том числе и Пелопоннес, и, став выше борьбы партий, мешающей ясному пониманию дела, подробно ознакомиться со своим предметом (I, 22; V, 26).

Марцеллин говорит, что Фукидид-изгнанник отправился прежде всего на остров Эгину, а оттуда во Фракию, в Скапте Гиле, где жил довольно долго, трудясь над своей «Историей Пелопоннесской войны». Это показание относительно Эгины неверно, потому что Эгина с 431 г. была афинской клерухией и, следовательно, была недоступна для афинского изгнанника. Здесь, конечно, историк смешан с Фукидидом старшим, сыном Мелезия, который одно время стоял во главе аристократической партии и вел борьбу с Периклом, а потом был изгнан остракизмом. Историк же Фукидид большую часть своего изгнания провел в своих владениях в Скапте Гиле, где впоследствии показывали платан, под тенью которого он работал над «Историей Пелопоннесской войны». Оттуда Фукидид нередко предпринимал свои научные поездки, путешествия, по-видимому, и за пределы собственной Греции и её островов. Сицилийский историк Тимей говорит, что Фукидид во время своего изгнания жил в Италии; здесь, конечно, следует разуметь непродолжительное пребывание его в Великой Греции; но мы не можем поверить Тимею, будто Фукидид и похоронен в Италии. Может быть, там находился его кенотаф. Во время поездки в Италию Фукидид, вероятно, побывал и в Сицилии, и в Сиракузах, где во время Пелопоннесской войны могуществу афинян был нанесен такой страшный и важный по своим последствиям удар. Фукидид, вероятно, собрал в Сиракузах самые подробные сведения об этой катастрофе; по крайней мере некоторые события сицилийской войны, в которых действующими лицами были сиракузяне, ему известны лучше, чем события, происшедшие среди афинян.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Возвращение Фукидида из изгнания

Время возвращения Фукидида из изгнания не может быть определено с точностью. Он сам говорит, что прожил в изгнании 20 лет; но мы не знаем наверное, когда это изгнание началось. Сдача Амфиполя произошла в конце осени 424 года; следовательно, Фукидид мог отправиться в изгнание тотчас же, в конце того же года; но возможно также, что он был осужден на изгнание судом в 423 году. Поэтому иные считают годом его возвращения 404, а иные – 403; некоторые же думают, что Фукидид возвратился еще позднее, в 402 или 401 году. Они рассуждают таким образом: «По свидетельству Павзания (I, 23, 11), Фукидид был возвращен по особенному предложению (ψέφισμα) Ойнобия; но если для возвращения его понадобилось особое ходатайство, то значит, амнистия Лизандрова мира (404) по какому-нибудь случаю на него не распространилась. А так как совершенно невероятно, чтобы Фукидид был возвращен в последовавший затем период господства «Тридцати», и так как, после низвержения этого господства, всеобщая амнистия Фразибула также не коснулась его, то ходатайство Ойнобия могло иметь место никак не ранее 402 года. Правда, это не согласуется с показанием самого Фукидида о 20-летнем изгнании; но здесь число 20 можно рассматривать просто как круглую цифру». Мы не решаемся высказать что-нибудь решительное ввиду такой неопределенности фактов. Другие говорят, что так как Фукидид, после победы Фрасибула, при всеобщей амнистии ее нуждался в специальном дозволении возвратиться на родину, то он, по всей вероятности, и возвратился в конце господства «тридцати».

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Вопрос о смерти Фукидида

Равным образом и на дальнейший вопрос – о том, долго ли жил Фукидид после своего возвращения – мы не имеем определенного ответа. Вообще не думают, чтобы он прожил много лет. Крайним пределом его жизни считали 397 или 396 год, так что полагали, что он достиг 75-летняго возраста. Так полагали, основываясь на одном месте «Истории Пелопоннесской войны» (§ 116), где Фукидид упоминает о бывшем в 426 году извержении Этны и говорит, что после двух, прежде бывших, это – третье известное извержение. Следовательно, ему не было известно об извержении 396 года, о котором говорит Диодор (XIV, 59); иначе бы Фукидид изменил это место в своем сочинении. Впрочем, такое мнение разделяется не всеми.

Большая часть источников говорят, что Фукидид сделался жертвою убийства; только анонимный биограф, да, как кажется, один из (трех) Марцеллинов (§ 44), говорит, что он умер от болезни. Неоконченность «Истории Пелопоннесской войны», которая внезапно обрывается на таком месте, где нельзя ждать конца, позволяет заключать о внезапной смерти автора. Но где же был убит Фукидид? Одни из древних писателей говорят, что это случилось во Фракии, в Скапте Гиле; другие – в Афинах, причем некоторые утверждают, что Фукидид был убит вскоре по возвращении своем из изгнания. Сюда относится и место у Павзания (I, 23, 11), где выражение ώς κατήει, по-видимому, значит не «при своем возвращении», но «вскоре по своем возвращении». Очень возможно, что Фукидид, возвратившись на родину, чувствовал себя не совсем хорошо в Афинах, которые за 20 лет успели совершенно измениться, и потому снова удалился в свое фракийское имение. Но если Фукидид убит там, то его останки были все-таки перевезены в Афины, так как он был похоронен, несомненно, в Афинах. Его гробницу, с надписью: «Фукидид, сын Олора, из Галима, здесь погребен», – показывали в родовом склепе Кимона, близ Мелитидских ворот, рядом с гробницею его тетки, прекрасной Эльпиники, сестры Кимона.

Марцеллин дает изображение наружности Фукидида, которое однако основано не на действительном портрете, а, по-видимому, только на представлении себе Фукидида по его сочинениям. Он говорит, что Фукидид имеет лицо интеллигентное, с головою, поднятою вверх, и что вообще его фигура вполне соответствовала представлению о нем. Двойной бюст Фукидида и Геродота, теперь разделенный, находится в музее Фарнезе, в Риме.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Особенности творчества Фукидида и сравнение его с Геродотом

Геродот заключает собою ряд логографов; с «Историей Пелопоннесской войны» Фукидида начинается новый исторический стиль, который можно назвать аттическим. Фукидид до известной степени намеренно противополагает себя прежним историкам, что видно и по внешности его сочинения – по языку, так как вместо традиционного для историков ионического диалекта он употребляет аттический. Его «История Пелопоннесской войны» написана в аттическом духе. Труд Фукидида во многих отношениях представляет прямую противоположность «Истории» Геродота. У Геродота проявляется энтузиазм времени Персидских войн; у Фукидида мы находим высокую образованность Афин времени Пелопоннесской войны; Геродот пишет простым, легким, ясным языком народа, и рассказ его действует на воображение читателей; язык Фукидида по своей сжатости требует большого внимания, чтобы быть понятным; он умеет высказывать очень многое немногими словами; он писал только для образованных людей и обращается не к фантазии, а к рассудку читателей, влагает в рассказ результаты своих глубоких соображений. У Фукидида есть поэзия, но не в общем характере труда, а в живости, с какою изображены эпизоды действия. Геродот, в своем поэтическом настроении, находит удовольствие в сказаниях прошлого и в народных преданиях, понимая и излагая события без глубокой критики, с наивной доверчивостью. Фукидид в «Истории Пелопоннесской войны», как чисто аттический писатель, проникнутый преимущественно практическим духом, всецело занят политической жизнью настоящего. Как вполне развитой политик, он критически и с глубокой рефлексией излагает историю своего времени, историю Пелопоннесской войны, в которой Афины боролись с другими государствами за господство над Грецией. Ко всему мифическому Фукидид решительно нерасположен. Он дает мало веры поэтам, «так как они привыкли украшать и преувеличивать события»; исторические сочинения логографов, к которым он, может быть, причисляет и Геродота, Фукидид порицает за то, что они пользовались своим материалом более для того, чтобы доставить удовольствие на публичных чтениях, чем для того, чтобы исследовать истину. «Мое сочинение, – говорит Фукидид, – будет, может быть, менее привлекательно для слушателей, по отсутствию в нем всего сказочного; но оно будет полезно для тех, которые желают получить ясное представление о событиях прошедшего, а также и о том, что, по ходу человеческих дел, может снова повториться в будущем; таким образом, оно написано для того, чтобы остаться достоянием всех времен (κτήμα ές άεί) и служить для продолжительного изучения, а не для того, чтобы только на минуту привлечь слушателей» (I, 21 и 22). Этими словами Фукидид дает понять, что он имеет в виду не только научное достоинство труда, но и его практическую полезность.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Геродот и Фукидид

Двойной бюст Геродота и Фукидида

 

По рассказу Фукидида ясно видны причины, ход и результаты каждого события. Мотивы событий лежат, по его воззрению, в нравственных качествах человеческой природы. Фукидид везде видит действие только человеческих сил, и выводит из событий практические заключения, применимые к другим подобным положениям дел; это дает его труду характер руководства для политических деятелей. Таким образом, Фукидид является уже до некоторой степени историком-прагматиком; однако его прагматизм не имел особенного влияния на способ изложения. В своей «Истории Пелопоннесской войны» Фукидид не делает, подобно позднейшим прагматикам, подробных указаний на пользу того или другого факта, не дает ни отвлеченных правил, ни систематических разъяснений; он довольствуется только желанием ясно представить читателю каждое событие с внешней и внутренней его стороны, так как его сочинение назначается для серьезного чтения, а не для удовольствия.

  • Thanks 1
  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Фукидид выбрал для исторической обработки предмет очень определенный – Пелопоннесскую войну, которая сама по себе представляет нечто совершенно цельное и самостоятельное; он чрезвычайно строго держится в пределах избранного предмета, оставляя в стороне все, что не относится к этой войне. Поэтому у Фукидида мы находим очень мало эпизодов, которые в труде Геродота играют такую важную роль. Фукидид излагает эту великую драму, самым тщательным образом собрав свой материал и очистив его помощью глубокомысленной и добросовестной критики, с глубокою религиозно-нравственною серьезностью. Вполне отдаваясь своему предмету, Фукидид не примешивает к рассказу своих собственных чувств и суждений, и излагает факты просто, объективно, без искусственности и риторических украшений. В ходе событий Фукидид признает действие божества; но его религиозные верования не имеют на его изложение никакого влияния. Между тем как Геродот видит действие божества во всем, Фукидид в «Истории Пелопоннесской войны» изображает человеческие дела в чисто человеческом виде. Он упоминает о страхе людей перед божеством, об оракулах и т. п., но говорит обо всем этом совершенно объективно, как о внешних явлениях, стоящих в связи с излагаемыми событиями. О замечательных явлениях природы, как, например, о солнечных и лунных затмениях, на которые толпа смотрела как на чудесные предзнаменования, посылаемые божеством, Фукидид упоминает только как о явлениях, пугавших народ, не веря в то значение, какое им приписывалось; согласно со своим учителем и другом Анаксагором, он считает их просто естественными явлениями.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Научный стиль Фукидида в «Истории Пелопоннесской войны»

Современникам казалось и потомству кажется, что «устами Фукидида говорит сама История». Чтобы дать ясное понятие о своем предмете и представить человеческие события в их человеческой связи, историк должен не только подробно и точно изложить внешний ход событий. Он должен указать на лежащую в основе этих событий духовную жизнь и наглядно представить характеры народов и отдельных личностей, действиями которых обусловливается ход событий. Этим талантом Фукидид обладает в высшей степени. Он умеет чрезвычайно остроумно объяснять внутренние причины внешних событий и рисует характеры весьма ярко и верно, часто в немногих словах, в большинстве случаев таким образом, что эти характеры обнаруживаются сами собою в действиях и речах. Для выяснения внутренних мотивов событий Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» употребляет оригинальное средство – речи, вставляемые им в рассказ. У греков, в народных собраниях и на других политических сходках, речи, как известно, играли важную роль; на них, главным образом, основывались решения и действия государств. Фукидид первый ввел эти народные речи в историю, между тем как у Геродота мы находим большею частью только разговоры. В этих речах Фукидид мотивирует важнейшие события, заставляя ораторов высказывать настроение отдельных личностей, партий и государств. Фукидид сообщает речи не дословно – так, как они были произнесены. «Буквально удержать в памяти речи, произнесенные с обеих сторон, – говорит он (I, 22), – было трудно как для меня, так и для тех, которые сообщали мне содержание речей, мною не слышанных; поэтому у меня ораторы говорят так, как мне казалось для каждого данного случая наиболее сообразным, причем я старался насколько возможно ближе придерживаться содержания сказанного». Фукидид передает не все речи, которые на самом деле были произнесены и имели отношение к войне. В «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида ораторы выступают только в тех случаях, когда их речи кажутся ему необходимыми для уяснения мотивов событий; при этом он так умеет освоиться с духом ораторов, что их образ мыслей и характер всегда рисуются в этих речах очень ясно и живо. Фукидид умеет так хорошо понимать образ мыслей людей, от имени которых говорит, так хорошо излагает их соображения и намерения, что, наверное, и сами они не могли бы говорить в пользу своих предложений, защищать свои интересы лучше, нежели делает он. Эти речи очень живо характеризуют перед нами те партии, на которые делились тогда греки.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Фукидид писал на староаттическом диалекте, который был уже достаточно выработан аттическими поэтами, но не употреблялся в прозе; поэтому ему пришлось впервые обрабатывать богатый аттический материал для новой цели, выискивать, а нередко и вновь создавать соответствующие формы для выражения своих мыслей. Эту задачу Фукидид исполнил весьма удачно и энергично. Его язык, как в подборе слов, так и в сочетаниях предложений, отличается ясностью и строгой определенностью; но вместе с тем заметна некоторая неровность и грубость, резко отличающаяся от гладкости и легкости языка позднейшей поры. Поэтому слог «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида нередко представляет для читателя затруднения, которые еще увеличиваются вследствие богатства мыслей, сжатости, краткости и вольной конструкции речи. В обыкновенном рассказе Фукидид употребляет, большею частью, короткие предложения; когда же он, желая объяснить какое-нибудь событие большим числом внутренних и внешних причин, начинает говорить длинными периодами, то эти периоды являются не совсем искусно построенными. Фукидид занимает еще средину между простою речью писателей ионических и искусственным периодическим слогом, который впоследствии выработался в Афинах. Над всей «Историей Пелопоннесской войны» Фукидида господствует бесстрастное спокойствие, соединенное с высоким достоинством, которое О. Мюллер сравнивает с возвышенным спокойствием и ясностью духа, отражающимся во всех чертах лица богов и героев фидиевской скульптурной школы. Но всё же под впечатлением ударов судьбы, поражавших греческие государства и в особенности родину Фукидида, Афины, рассказ его местами получает патетический характер и действует на душу, как потрясающая трагедия.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Как создавалась «История Пелопоннесской войны»?

В новейшее время много раз возбуждался вопрос, когда именно Фукидид написал свое сочинение. По одному мнению, представителями которого являются в особенности К. В. Крюгер («Разыскания о жизни Фукидида») и Классен («Введение к изданию Фукидида»), материал, собранный Фукидидом во время войны, был им обработан в виде целого сочинения, по порядку, только после заключения мира (404 г.). Но возможно предположение, что более значительные части «Истории Пелопоннесской войны» – те, которые выделяются из неё, как нечто самостоятельное, – могли быть составлены и написаны и во время войны. Вопреки этому мнению, Ф. В. Ульрих, в 1846 году, в превосходной статье («К вопросу о толковании Фукидида»), основываясь на объяснении отдельных мест Фукидидовской истории, старался доказать, что книги 1–5, до § 26-го, в которых излагается десятилетняя Архидамовская война, были начаты во время этой войны или тотчас вслед за её окончанием, и кончены еще до начала сицилийской экспедиции. Напротив, вторая часть труда Фукидида, начиная с § 26 пятой книги, написана уже по окончании всей пелопонесской войны. Если же в первой части (I–V, 26) и встречаются места, заставляющие предполагать, что автору известен весь ход войны, то эти места могли быть вставлены Фукидидом в готовый уже текст впоследствии. Оба эти мнения в последние годы защищались различными учеными с большим старанием, остроумием и эрудициею; однако вопрос этот и до сих пор еще окончательно не решен.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

«История Пелопоннесской войны» Фукидида, если бы она была окончена, состояла бы, сообразно с ходом войны, из трех, по объему почти одинаковых частей: 1) десятилетняя война Архидамовская (431–421); 2) время мира, который, впрочем, вовсе не был миром, и Сицилийская экспедиция (421–413); 3) так называемая Декелейская война (413–404). Из восьми книг, на которые дошедший до нас труд разделен, вероятно уже александрийскими учеными, первая часть заключается в книгах II, III, и IV, вторая – в V–VII; из третьей части Фукидид успел написать только одну книгу – восьмую. Книга II начинается первыми событиями войны, так как в первой заключается введение, где Фукидид говорит о важности своего предмета, о внешних и внутренних причинах войны и о событиях, которые ей предшествовали. Повествование о ходе войны в отдельных подробностях согласуется с тем способом, каким в то время велись войны. Летом происходили походы, а зимою – приготовления к военным действиям и переговоры; поэтому Фукидид и располагает свой рассказ по летам и по зимам отдельных годов. Впрочем, иногда, по требованию предмета, он отступает от этого порядка, чтобы не перерывать рассказа о событиях имеющих между собою тесную связь. В хронологии Фукидиду недоставало внешнего вспомогательного средства – определенной эры, так как отдельные греческие государства имели различные календари, а счет по олимпиадам был введен только Тимеем (род. ок. 352 г. до Р. X.). Поэтому Фукидид определяет годы чаще уже по окончании описанной им войны, приводит имена победителей на олимпийских играх, аргивских жриц Геры, отмечает каждое солнечное и лунное затмение и тому подобные замечательные явления природы. Лето Фукидид делит на части, соображаясь с ходом растительности и особенно с созреванием полевых растений; так, например, он говорит: «Это случилось, когда рожь стала колоситься», «когда рожь поспела», и т. п., и таким образом дает естественное определение, точно указывающее на время события.

 

«История Пелопоннесской войны» Фукидида не доведена до конца. Восьмая книга обрывается на 411 г. до Р. X., на средине неоконченного рассказа; незаметно также, чтобы эта книга была окончательно просмотрена автором. Здесь мы находим лишь краткие и не прямые речи, еще ожидающие искусственной обработки. Марцеллин сообщает, что некоторые приписывали составление восьмой книги дочери Фукидида – которая, по-видимому, была замечательнее его сына, Тимофея – или Ксенофонту, или Феопомпу, которые оба были продолжателями Фукидида; и Марцеллин совершенно прав, отвергая эти предположения, так как женщина такой книги написать не могла, а язык и слог её отличаются от языка и слога Ксенофонта и Феопомпа. По поводу заметки Диогена Лаэрция (II, 57): «говорят, что Ксенофонт доставил славу сочинениям Фукидида, которые он мог бы утаить», Классен, впрочем, со всякими оговорками, высказывает предположение, что, может быть, дочь Фукидида, после внезапной смерти своего отца, спасла неоконченные части «Истории Пелопоннесской войны» от погибели и передала их для издания знающему человеку, – может быть, и Ксенофонту.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Фукидид

Фукидид. Бюст в Пушкинском музее

Автор фото – Shakko

 

Оценка Фукидида в древности и в новое время

Об оценке сочинения Фукидида его современниками и ближайшим к нему поколением мы не имеем никаких известий. Впрочем, о том, как высоко ценилась «История Пелопоннесской войны», можно судить уже потому, что многие из следовавших за ним историков брались продолжать его сочинение, но никто не решился писать еще раз о той эпохе, которая так ясно изображена в его труде. Об ораторе Демосфене рассказывают, что он собственноручно переписал «Историю Пелопоннесской войны» восемь раз. На основании этого рассказа сложился впоследствии анекдот, что когда сочинение Фукидида сгорело вместе с афинской библиотекой, то Демосфен, будто бы, снова написал его по памяти. Александрийские ученые относились к Фукидиду с особенным интересом и признавали его сочинение образцом аттической речи. Позднейшие греческие риторы, вроде, например, Дионисия Галикарнасского, были до такой степени проникнуты своими односторонними школьными теориями, что были неспособны понять и оценить такого писателя, как Фукидид. Напротив, римские историки и ораторы, как, например, Цицерон и Саллюстий, признавали его великим и образцовым писателем и прилежно изучали его.

  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

В конце XIX века на Западе послышались голоса, гиперкритически отрицавшие добросовестность Фукидида. Незадолго до этого прославленный исследователь античности Отфрид Миллер провозглашал: «Можно спросить, есть ли в истории человеческого рода период, который представляется нашему взору с такою ясностью, как раскрыты ему творением Фукидида первые 21 год Пелопоннесской войны», но его младший современник, немец Мюллер-Штрюбинг спрашивал: «Можно ли найти в истории какого-нибудь народа другое изображение какого-нибудь периода, написанное современником, хорошо знающим факты и очень умным, которое давало бы ним так мало точных сведений о государственном развитии, о борьбе политических партий, о мотивах событий, об умственной деятельности – словом, о внутренней жизни этого народа, как мало дает их сочинение Фукидида». В подтверждение своему странному, рассчитанному больше на внешний эффект суждению Мюллер-Штрюбинг приводил ряд мест, которые, по его мнению, показывают, что Фукидид писал недобросовестно. Однако это отрицательное мнение было быстро оставлено позднейшей исторической наукой, как и вообще всё модное поветрие гиперкритицизма конца XIX – начала XX века.

  • Like 1
  • Downvote 4
Link to comment
Share on other sites

Эпоха упадка Греции

I. Пелопоннесская война

164. Причины Пелопоннесской войны

В середине V столетия, в эпоху развития афинской демократии и расцвета нового философского образования, двумя главными политическими силами Греции были Спарта и Афины, стоявшие во главе двух союзов. Оба государства в форме этих союзов собрали под своею властью большую часть греческого мира, но именно это самое обстоятельство, что образовалось два политических центра (если не считать третьего в Сиракузах), постоянно грозило грекам междоусобием. Уж в самой середине V в. между Спартою и Афинами было две войны, и обе стороны, заключив на тридцать лет мир, деятельно готовились к новой войне. 

image.jpeg.d6df10420da2978471541a9b011f1cd2.jpeg

Интересы спартанцев и афинян повсеместно приходили в столкновение, потому что как одни, так и другие одинаково стремились расширить сферу своего влияния в ущерб друг другу. Кроме того, характер и государственное устройство спартанцев и афинян были слишком различны для того, чтобы между ними мог существовать прочный мир. Спартанцы являлись представителями аристократии и консерватизма, афиняне – демократии и движения вперед. Оба государства боролись не только за гегемонию, но и за известное политическое направление. Во всех почти греческих городах шла борьба между аристократическою и демократическою партиями: Спарта стояла на стороне первой, Афины – на стороне второй.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

165. Силы противников

Силы обоих союзов были приблизительно одинаковыми, но в чем один был слаб, в том другой был силен и наоборот. Спарта была державой сухопутной и обладала большим пехотным войском, Афины – государством морским и имели в распоряжении большой военный флот. Владения и союзные земли Спарты составляли одно компактное целое, тогда как территория афинского союза состояла из разрозненных островов и городов, да и союз спартанский был прочнее афинского, взамен чего афиняне были неизмеримо богаче денежными средствами. На эти средства главным образом и полагался Перикл, когда накоплял в государственной казне громадные суммы денег. Он видел, что на суше со Спартою справиться будет трудно, и думал, что в случае надобности можно будет оставить защиту Аттики, лишь бы только удержаться в самих Афинах и Пирее, обнесенных и соединенных вместе хорошо сооруженными крепостными стенами и башнями. При этом афинский флот должен был, где только было можно, наносить удары Спарте и её союзниками. Такая война, по мнению Перикла, должна была затянуться на очень продолжительное время, но в конце концов она истощила бы Спарту; Афины же, благодаря своему богатству, могли бы выдерживать борьбу бесконечно долго.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелопоннеÑÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

166. Повод к войне

За поводом к войне дело не стало. В иллирийской колонии Эпидамне (иначе Диррахии), основанной сообща коринфянами и керкирянами, произошел демократически переворота. Керкира стала на сторону знати, Коринф заступился за демос, и между ними началась война. Обе стороны обратились за содействием, Керкира – к Афинам, Коринф – к Спарте. Кроме того, Коринф оказал помощь своей колонии Потидее, которая принадлежала к афинскому союзу, но задумала от него отложиться, и когда афиняне осадили этот город, коринфяне тоже пожаловались Спарте, что Афины нарушают условия тридцатилетнего мира. Спартанцы потребовали тогда от Афин, чтобы они дали свободу подвластным городам, но народное собрание, руководимое Периклом, отвергло это требование. Тогда и произошла война.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

167. Начало Пелопоннесской войны

Начало Пелопоннесской войны относится к 431 г., конец – к 404,так что в общей сложности, – впрочем, с перерывами, – она тянулась двадцать семь лет. Военные действия открылись изменническим нападением фиванцев на союзные с Афинами Платеи, где напавшим вместе с местными олигархами удалось на время низвергнуть демократию. Когда, однако, платейцы одолели своих врагов, то вопреки совету Перикла перебили всех фиванских пленников, страшно озлобив этим весь Пелопоннесский союз. (Впоследствии фиванцы и спартанцы разрушили город, умертвили всех пленных мужчин, а женщин и детей продали в рабство.) И вообще Пелопоннесская война сопровождалась страшными жестокостями с обеих сторон. Первые годы войны заключались в том, что спартанцы вторгались в Аттику и опустошали всю эту страну, заставляя её население спасаться за стенами Афин и Пирея, а афинский флот нападал на берега Пелопоннеса. В городе, в котором по временам должно было скучиваться все население Аттики, началась чума, завезенная в Пирей на одном иностранном корабле, и стала уносить массу жертв. Следствия эпидемии были ужасные: умерших не успевали хоронить, остававшиеся в живых или впадали в мрачное отчаяние, или предавались дикому разгулу (прекрасно описано у Фукидида). Против Перикла начался в народе ропот, и этим воспользовались враги народного вождя, чтобы поднять против него обвинение в неправильном расходовании казенных денег. Суд приговорил Перикла к уплате громадного штрафа, но потом народ снова выбрал его в стратеги. Перикл недолго жил после этого и в 429 г. умер от той же самой чумы.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Пелопоннесская война

Пелопоннесская война. Карта

 

168. Никий и Клеон

После смерти Перикла самыми влиятельными лицами в Афинах сделались Никий и Клеон. Первый, большой богач, настроенный консервативно, но очень популярный в народе, стоял во главе партии, желавшей прекращения войны, но гораздо сильнее была крайняя демократическая партия, требовавшая дальнейшего ведения войны. Мало-помалу её вождем сделался Клеон, кожевенный фабрикант, ловкий демагог, умевший пользоваться обстоятельствами, но лишенный настоящих дарований государственного человека, без широких идей и очень грубый. Сам Клеон не участвовал в походах, но постоянно критиковал действия полководцев, вооружая против них народ. Среди союзников Афин уже с самого начала войны было много таких, которые желали победы Спарты, надеясь, что это поможет им освободиться от афинского господства. Когда остров Лесбос сделал попытку отложиться от союза, которая была, однако, подавлена, Клеон предложил народному собранию избить все мужское население Митилены, главного города острова, и народ это предложение сначала принял, но на другой день одумался и решил предать казни только одну тысячу человек. Между тем афинянам под начальством Демосфена удалось занять мессенскую гавань Пилос, поднять против Спарты илотов и мессенцев и, одержав победу над спартанским флотом, запереть на маленьком островке (Сфактерии) около Пилоса целый отряд спартанцев, высланный на выручку этого города. Спартанцы запросили мира, но афиняне, руководимые Клеоном, поставили совершенно невыполнимые требования, а так как Клеон находил, что Демосфен недостаточно пользуется своим успехом, то к Пилосу послан был теперь он сам и явился туда как раз в то время, когда спартанский отряд решил сдаться. Видя, что одними опустошениями Аттики ничего не добьешься, спартанцы решили перенести театр войны во Фракию, где у афинян было много подвластных городов. Они послали сюда искусного полководца Брасида, который помог тамошним городам отложиться от Афин и занял главное владение афинян в Халкидике, Амфиполь. Клеон, гордый успехом своим под Пилосом, отправился во главе большого войска, чтобы изгнать спартанцев из Фракии, но в битве при Амфиполе потерпел неудачу и сам был убит. (Победитель Брасид тоже нашел смерть в этом бою). После поражения спартанцев под Пилосом и афинян при Амфиполе и смерти военных вождей обоих государств партия мира восторжествовала и в Спарте, и в Афинах. Никию, как главе афинской партии мира, было поручено заключить со Спартою договор об условиях прекращения войны. Самый мир, получивший название Никиева, был заключен в 421 г. Срок его определялся в 50 лет, и каждая сторона должна была остаться при тех владениях, какие имела до 431 г. Союзники Спарты были, однако, этим недовольны и не хотели признать условий мира, так что между Спартою и Афинами состоялось еще особое соглашение, в силу которого первая должна была принудить своих союзников признать Никиев мир. Так как, однако, спартанцы этого все‑таки не сделали и, кроме того, не возвращали Афинам Амфиполя, то среди афинян снова перевес получило воинственное настроение, а это и в самой Спарте повело к усиленно партии войны.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелопоннеÑÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°

 

169. Алкивиад

Афинский демос уже привык к тому, чтобы следовать советам и указаниям своих любимцев: Перикла сменил Клеон, Клеона – Алкивиад. Новый народный фаворит происходил из знатного рода и по матери был в родстве с Периклом, под опекою которого даже провел свою раннюю юность. Отличаясь красотою и богато одаренный в духовном отношении, он был вместе с тем себялюбив и своенравен, донельзя тщеславен и лишен всякого чувства обязанности и долга. Одно время он подчинился было влиянию Сократа, который сумел пробудить в нем чувства порядочности и чести, но в конце концов природное легкомыслие и суетность взяли свое. Большое богатство позволяло Алкивиаду поражать народ своею роскошью и щедростью; красивая наружность, ораторский талант, ласковое со всеми обращение, уменье, когда требовалось, польстить, – все это очаровывало народ. Когда умер Перикл, Алкивиаду было только двадцать два года, но он уже пользовался популярностью и влиянием среди граждан. Человек с громадным честолюбием и властолюбием, он находил своего рода наслаждение в политической борьбе, меняя по личной прихоти её цели и не особенно стесняясь в выборе средств. (Впоследствии, когда он показал, чем собственно он был, враги Сократа в числе предъявленных против философа обвинений отмечали и то, что одним из его учеников был Алкивиад). Вскоре же после Никиева мира Алкивиад стал интриговать против Спарты в Пелопоннесе с целью создать против неё там союз, но спартанцы расстроили его планы, и этою неудачею решил воспользоваться один демагог (Гипербол), чтобы добиться изгнания Алкивиада посредством остракизма. Дело кончилось, однако, изгнанием самого демагога, благодаря тому, что Алкивиад соединился с Никием, и перетянул его приверженцев на свою сторону. (Это был последний случай применения остракизма в Афинах).

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Алкивиад

Алкивиад

 

170. Афинский поход в Сицилию

[Подробнее - см. в отдельной статье Сицилийская экспедиция Афин 415-413 гг.]

Честолюбивый, но легкомысленный Алкивиад был настоящею находкой для той политической партии, которая мечтала об увеличении афинского могущества и о новых завоеваниях. Уже Перикл не раз находил нужным предостерегать народ от увлечения завоевательной политикой, но Алкивиад, наоборот, стал поддерживать партию, носившуюся с мечтами о подчинении Афинам Сицилии и, пожалуй, даже Карфагена. В Сицилии стремление Сиракуз к господству над остальными городами вызвало неудовольствие, и многие из них искали помощи у Афин. Алкивиад убедил народ вмешаться в сицилийские дела, тем более, что Сиракузы были в союзе со Спартой, а кроме того, Спарта получала хлеб из Сицилии, и Афинам было бы особенно выгодно завладеть этим островом. Несмотря на противодействие Никия, поход был решен, и во главе его были поставлены Алкивиад, сам Никий и еще один полководец (Ламах). Афинский флот уже готов был выйти из Пирея, когда в одну ночь в самих Афинах были перебиты, неизвестно кем, все гермы, каменные столбы с головою бога Гермеса, стоявшие на площадях и улицах города. Быть может, это было сделано какой‑нибудь компанией подгулявших кутил, но враги Алкивиада, особенно молодые аристократы, завидовавшие его популярности и не любившие его, как вождя демократической партии, распространили слух, что такое оскорбление святыни могло быть делом лишь Алкивиада, который отличался вольнодумством. Афиняне были очень смущены этим происшествием, видя в нем дурное предзнаменование для похода и опасаясь, что может произойти и какой‑нибудь политически переворот.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Началось расследование всего дела, и Алкивиад, против которого уже было высказано подозрение, сам просил позволения остаться в Афинах; ему, однако, было приказано ехать. Летом 415 г. афинский флот отплыл к берегам Сицилии, но когда он был уже у цели, за Алкивиадом приехал государственный корабль с приказанием немедленно сложить с себя начальство и явиться на суд в Афины. Алкивиад повиновался, но с дороги бежал в Спарту. В Афинах его заочно приговорили к смерти и отобрали в казну его имущество. Узнав об этом, Алкивиад пригрозил «показать афинянам, что он еще жив», и, исполняя свою угрозу, раскрыл спартанцам все замыслы своего родного города и начал им давать советы, как дальше вести войну. К Сиракузам, осажденным афинским флотом, явились с военною помощью спартанцы (под начальством Гилиппа); к тому же между афинскими полководцами не было согласия, и поэтому дела приняли для Афин очень дурной оборот. Их флот оказался запертым в сиракузской гавани, а сухопутному войску был отрезан путь к отступлению внутрь страны. Дело кончилось уничтожением флота и сдачей большей части войска в плен, после чего пленники были отправлены на тяжкие работы в каменоломнях, а полководцы казнены.

171. Союз Спарты с Персией

Между тем, по совету Алкивиада, спартанцы заняли один город в самом центре Аттики (Декелию) и там укрепились, чтобы делать нападения на всю страну, а главное воспользовались стремлением афинских подданных в Малой Азии к отложению, дабы разрушить все могущество Афин на Эгейском море. Такой оборот дел был в интересах Персии, потому что перед нею теперь открывалась возможность, вмешавшись в греческое междоусобие, снова подчинить себе берег Малой Азии. Алкивиад выступил посредником между Спартою и Тиссаферном, сардским сатрапом Персии, и они заключили между собою союз, в силу которого персы должны были помогать спартанцам деньгами и кораблями, спартанцы же признали персидские притязания на берег Малой Азии. Алкивиад сам стал во главе похода в Ионию, предпринятого Спартой в то время, как один за другим многие города уже отпадали от Афин.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелопоннеÑÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°

Однако, Алкивиаду в Спарте многие не доверяли, как иностранцу, уже один раз изменившему своей родине. Опасаясь и сам от них всего худшего, Алкивиад бежал к Тиссаферну и, воспользовавшись недоразумениями, который возникли между персами и спартанцами, начал хлопотать о том, чтобы перетянуть Тиссаферна на сторону Афин. Желая во что бы то ни стало вернуться на родину, он вступил в сношения с некоторыми членами афинской олигархической партии, находившимися в отряде на острове Самосе, и обещал им помощь Афинам со стороны Персии, если только они изменят у себя государственное устройство.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐелопоннеÑÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°

 

172. Афинские перевороты 411 и 409 годов

Неудачи на войне и опасное положение, в какое попало государство, нанесли сильный удар демократической партии в Афинах. Её враги говорили, что главная причина всех бед – государственное устройство, отдающее ведение дел в руки неподготовленной народной массы, или вернее, в руки бессовестных демагогов, умеющих только льстить толпе да советовать рискованные предприятия. В Афинах возникли олигархические гетерии, т.е. кружки аристократов, начавшие подготовлять низвержение демократии. Они добились того, что в 411 г. само народное собрание назначило комиссию, для преобразования государственных учреждений. Прежнее устройство, основывавшееся на законах Солона и Клисфена, было отменено. Число граждан, которые могли участвовать в народном собрании, было сокращено до пяти тысяч, но на самом деле и такое собрание не созывалось. Буле заменена была новым советом четырехсот, который сосредоточил в себе всю власть, получив право замещать все должности, не исключая и стратегов, облеченных теперь чрезвычайными полномочиями. Народ почти не оказал никакого сопротивления этому перевороту, потребовавшему для своего осуществления насильственных действий со стороны олигархов. Они казнили и убивали опасных для них лиц и уже готовились заключить мир со спартанцами, когда флот, стоявший у Самоса, объявил, что не признаёт этого переворота. Здесь были выбраны собственные стратеги, и даже призван Алкивиад, которому тоже было поручено начальствовать над войском. Известие об этом повлекло за собою новый переворот в Афинах (409): демократия была восстановлена, и Алкивиад, успевший во главе афинского флота одержать несколько побед, был возвращен на родину, где его встретил ликующий народ (408).

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

173. Окончание Пелопоннесской войны

Скоро дело дошло до решительной развязки. Сначала положение афинян стало поправляться, но пелопоннесцы построили новый флот, во главе которого поставили искусного полководца Лизандра. Афиняне поручили главную команду над своим флотом Алкивиаду, и на этот раз он уже действовал более осторожно. Случилось, однако, что в отсутствие Алкивиада, уехавшего по делам, его заместитель, вопреки приказанию своего начальника, вступил в битву с Лизандром и потерпел поражение (при Нотии к с. от Эфеса). Враги Алкивиада обвинили его в измене, и народ отнял у него начальство, после чего тот снова бежал к персам. Теперь и вообще дела афинян опять пошли хуже. Спартанцы получали помощь со стороны персидского наместника в Малой Азии, Кира Младшего, брата царя Артаксеркса II, подвластные же Афинам города один за другим отпадали от союза с ними. Только в 406 г. афинский флот одержал блестящую победу при Аргинузских островах (между островом Лесбосом и берегом Малой Азии), но стратеги, спеша к Лесбосу, где находился афинский отряд, требовавший помощи, не имели времени сами похоронить убитых и захватить с собою раненых; они поручили это дело нескольким, нарочно оставленным для этого кораблям, а тем помешала сделать свое дело буря. Известие о непогребенных телах убитых страшно раздражило афинян, думавших, что души людей, лишенных погребения, обречены были беспокойно блуждать у входа в царство теней. При рассмотрении этого дела народом были устранены все предписанные законом формы, и противодействие благоразумных граждан (в том числе и Сократа, который председательствовал в собрании) оказалось бессильным: народ присудил шестерых стратегов выпить смертоносного яду. После этого должность стратега сделалась особенно трудной, и новые афинские военачальники, боясь ответственности перед изменчивым в своих решениях демосом, вели войну нерешительно и вяло. В следующем (405) году Лизандр напал на афинский флот в Геллеспонте у устья Эгоспотамоса и разбил его совершенно. В 404 г. и сами Афины, осажденные с моря и с суши, должны были сдаться Лизандру. (Около этого же времени кончил свою жизнь и Алкивиад, все еще думавший помочь Афинам. Лизандр потребовал у персидского сатрапа его выдачи, а тот подослал к Алкивиаду убийц, поджегших его дом. Алкивиад с копьем в руках хотел проложить себе дорогу, но пал, пораженный несколькими стрелами).

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

174. Падение могущества Афин

Пелопоннесская война нанесла непоправимый удар могуществу Афин и самим Афинам и вместе с тем была весьма гибельна для всей Греции. Условия мира, продиктованные Спартою, были самые тяжелые. Афинский союз уничтожался; укрепления юрода и его порта были разрушены под звуки спартанских флейт; остатки флота были уничтожены, и Афинам оставлено было лишь двенадцать кораблей. Вместе с этим было низвергнуто демократическое устройство, и власть передана «тридцати тиранам», во главе которых стояли Терамен, участник переворота 411 г., и Критий, когда-то ревностный демократ и ученик Сократа (что также последнему потом вменялось в вину). Спарта поддерживала новое правление, поставив в афинском Акрополе свой гарнизон, а олигархи начали преследовать и даже казнить граждан, сколько‑нибудь выделявшихся из массы своим личным значением или богатством, и захватывали их имущества. Всего было казнено до 1.500 человек, но многие спаслись в Фивы, где и нашли приют. Оставшиеся граждане были обезоружены и лишены политических прав, кроме трех тысяч, стоявших на стороне олигархов. Последние, впрочем, ссорились между собою, и Критий скоро отделался от Терамена, велев его схватить и казнить. Так продолжалось дело, пока афинские изгнанники, собравшиеся в Фивах, не предприняли под начальством Фрасибула освобождение Афин от олигархов. Они разбили вышедшего к ним навстречу Крития, и сам он погиб в сражении. Остальные олигархи спаслись бегством в Элевсин, откуда стали просить помощи у Спарты. Войско последней снова явилось в Афинах, но вместо того, чтобы восстановить олигархию, спартанский царь Павзаний, бывший противником Лизандра, оказал содействие примирению афинских партий и восстановлению демократии (403). Процесс и смерть Сократа относятся именно к первым годам восстановленной демократии.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

175. Следствия Пелопоннесской войны для Греции

И для всей Греции Пелопоннесская война была весьма гибельным событием. Во‑первых, она обошлась очень дорого обеим сторонам, в ней участвовавшим, и нанесла большой ущерб им в экономическом отношении. Во‑вторых, и с нравственной стороны она принесла немалый вред грекам, так как сопровождалась страшными жестокостями и развивала любовь к грабежу и легкой наживе, тем более, что воюющие государства стали брать в свои войска всякий сброд, видевший в военном деле выгодное ремесло. В‑третьих, и политические следствия были весьма печальны. Спартанская гегемония, которую должны были признать все греческие государства, оказалась более тягостною, нежели афинская. В самой Спарте часть граждан впала в бедность и утратила почти всякое значение, но зато выдвинулось разбогатевшее меньшинство, думавшее только о сохранении своих привилегий внутри страны и о власти над другими городами. Везде, особенно же в городах бывшего афинского союза Спарта устраняла демократическое устройство и вводила олигархическое правление в форме так называемых декархий, т.е. «правлений десяти», для обеспечения которых держала там гарнизоны и своих уполномоченными, или гармостов. Вместо обещанной автономии, города должны были платить Спарте дань и доставлять ей военные отряды. Наконец, и национальное дело греков очень пострадало от последствий Пелопоннесской войны. В начале V в. единодушие Спарты и Афин спасло Грецию от опасности, грозившей её свободе со стороны Персии, но великое междоусобие греков в последней трети того же века снова позволило персам вмешаться в дела Греции с целью возвращения себе власти над малоазиатскими колониями. Спарта первая обратилась к персидской помощи, чтобы сокрушить могущество Афин, и на ту же помощь рассчитывали некоторые афиняне против Спарты. Персы не замедлили, конечно, воспользоваться раздором среди греков, чтобы более деятельным образом и уже с пользою для себя вмешаться в их дела.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Недалеко от Баку будет построен новый аэропорт - ВИДЕО
      Недалеко от столицы Азербайджана будет построен новый аэропорт.
      Согласно информации, он будет расположен в Алятской свободной экономической зоне.
      В настоящее время на вышеуказанной территории, наряду с производственными предприятиями, строятся логистический центр и воздушная гавань.
      Отмечается, что речь идет о международном грузовом аэропорте, отвечающем современным требованиям. Ожидается, что он начнет функционировать к первому кварталу 2026 года. 
      Подробнее - в сюжете AzTV:
       
      https://media.az/society/1067953660/nedaleko-ot-baku-budet-postroen-novyy-aeroport-video/
        • Milli
        • Facepalm
      • 25 replies
    • До самого любимого азербайджанского праздника остаются считанные дни. Большинство людей заранее продумывают все блюда и угощения праздничного стола.
      • 41 replies
    • Король Карл скончался?
      Букингемский дворец сообщил о смерти короля Великобритании Карла III. Об этом в понедельник, 18 марта, сообщает Telegram-канал Mash.
       
      Британский король скончался на 75 году жизни. Престол он занимал менее года, передает Mash.
       
        • Haha
      • 64 replies
    • Бакинский метрополитен будет работать в усиленном режиме
      20 и 21 марта, в дни праздника Новруз, в режим работы Бакинского метрополитена будут внесены изменения.
      Как сообщает пресс-служба ЗАО «Бакинский метрополитен», в течение двух дней с 07:00 до 21:00 движение поездов на линии «Ази Асланов - 28 мая» будет регулироваться с интервалом в 2,5 минуты. С 22 по 26 марта интервал на этом участке составит 3 минуты.
      Пассажиров, движущихся в направлении «Бакмил», 20-21 марта просят следовать расписанию движения на субботу, 22-26 марта - воскресному расписанию.
      Media.az
      • 5 replies
    • Александр Ширвиндт
      Сегодня стало известно о смерти президента Театра Сатиры Александра Ширвиндта, которого не стало в больнице.
       
       
      Предварительной причиной смерти 89-летнего Александра Анатольевича стали проблемы с сердцем, которые он испытывал уже много лет.
       
      В 2019 году Ширвиндт перенес операцию — ему установили кардиостимулятор. В 2020 он перенес пневмонию на фоне ковида, а летом 2022 года Александру Анатольевичу диагностировали стенокардию», — сообщает Mash.
       
      Земля  пухом. Умер. Такой хороший актер и человек был. До последнего был в здравом уме и памяти. Жаль. 
        • Sad
        • Like
      • 51 replies
    • Вице-президент «Лукойла» покончил с собой в рабочем кабинете
      Вице-президент российской нефтяной компании «Лукойл» Виталий Робертус наложил на себя руки в собственном кабинете.

      Об этом в четверг, 14 марта, сообщает Telegram-канал Baza.
       
      По данным канала, его тело обнаружили в кабинете офиса на Сретенском бульваре. Незадолго до этого Робертус жаловался на головную боль, затем он закрылся в своем кабинете, не выходил оттуда несколько часов и не отвечал на звонки.
       
      Сотрудники компании решили зайти в кабинет и нашли его бездыханное тело, передает Baza.
       
      О смерти Робертуса впервые сообщили накануне, однако причины не уточнялись. Компания в свою очередь выразила соболезнование его родным и близким.
       
      Робертус проработал в «Лукойле» порядка 30 лет, за время которых смог заручиться уважением не только среди коллег, но и других представителей отрасли. За свои личные успехи Виталий Робертус был удостоен наград ведомственных и государственных премий.
       
      Media.az
       
       
        • Milli
        • Confused
      • 40 replies
    • Азербайджан готовится перейти на "зеленую" экономику с помощью умного подхода
      Власти Азербайджана подготовили ряд мер, по которым республика будет переходить на "зеленую" экономику. В программу войдут также территории Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов.
      Меры по развитию "зеленой" экономики подготовили в Азербайджане. Планируется, что республика будет реализовывать их по принципу умного подхода. Такую информацию озвучил глава министерства экономики страны Сахиб Мамедов в ходе своего выступления на форуме, который посвящен переходу к "зеленой" экономике.
      Он отметил, что власти в первую очередь будут учитывать развитие этой программы на территории Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов.
      – Сахиб Мамедов
       
      По словам министра, в рамках программы планируется увеличить переработку мусора на 20% за счет улучшения системы утилизации.
      Мамедов рассказал, что власти планируют развивать среду для цифровизации, чтобы привлечь больше инвестиционных вложений.
      Кроме этого, правительство будет сотрудничать с компаниями в сфере IT.
      https://vestikavkaza.ru/news/azerbajdzan-gotovitsa-perejti-na-zelenuu-ekonomiku-s-pomosu-umnogo-podhoda.html
        • Haha
      • 18 replies
    • В центре Баку по выходным ряд улиц будет закрыт для движения автомобилей
      В центре Баку по выходным ряд улиц будет закрыт для движения автомобилей

      Начиная с 17 марта по выходным будет ограничено движение транспорта на улицах возле сада Хагани (Молоканский садик).
      Об этом сообщает Агентство наземного транспорта Азербайджана.
      Так, на улицах Зарифы Алиевой (после пересечения с улицей Расула Рзы), Абдулкарима Ализаде, Тарлана Алиярбекова и Юсифа Мамедалиева столицы будут введены ограничения на въезд транспортных средств, и эти территории будут переданы в пользование пешеходов.
      В связи с этим агентством подготовлен проект и представлен в Координационный Совет по транспорту. Проект был принят.
      Таким образом, для автомобилей жителей, проживающих в зданиях на указанных улицах, будет обеспечен доступ на территорию с применением системы номерного знака. Воспользоваться услугой смогут жители, имеющие индивидуальный парковочный талон в мобильном приложении AzParking. Автомобили этих людей будут распознаны системой, и они будут допущены на территорию.
      Для жителей въезд на территорию на транспортных средствах будет осуществляться с проспекта Нефтяников по улице Тарлана Алиярбекова, а выезд - с улицы Юсифа Мамедалиева.
      Чтобы въехать в зону ограничения на своем автомобиле, жителям, проживающим в этом районе, рекомендуется получить индивидуальный парковочный талон, подав заявку через мобильное приложение AzParking. 1news.az
        • Like
      • 23 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...