Jump to content
B.B.

Дом-музей Джалила Мамедгулузаде в Тбилиси: здание рушится, экспонаты исчезли

Recommended Posts

В этом году исполняется 150 лет видному представителю азербайджанской литературы, крупному писателю-драматургу, публицисту и общественному деятелю Джалилу Мамедгулузаде.

В январе этого года президент Ильхам Алиев подписал соответствующее распоряжение о праздновании юбилея литератора.

Крупный литератор долгие годы жил и трудился в столице Грузии, Тбилиси, и здесь же издал первый номер журнала "Молла Насреддин". Ожидалось, что дом-музей, созданный Мирзой Джалилом в Тбилиси, будет отреставрирован до его 150-летия. Официальные представители Азербайджана во время визитов в Тбилиси в течение последних двух лет неоднократно осматривали дом-музей и сообщали, что перед соответствующими госструктурами будет поднят вопрос о его реставрации.

В апреле минует 113 лет с издания в Тбилиси первого номера (7 апреля 1906 года) долгое время единственного не только на Кавказе, но и на Ближнем Востоке цветного, иллюстрированного сатирического журнала "Молла Насреддин". По записям Мирзы Джалила, "первый номер журнала был отпечатан тиражом 1000 экземпляров, половина была распродана в Тбилиси до полудня того же дня".

На фоне двух знаменательных дат грузинское бюро Report поинтересовалось состоянием дома по адресу: город Тбилиси, район Мтацминда, ул. Бесики, 24, где некогда проживал Дж.Мамедгулузаде.

Большой литератор писал о своем доме в Тбилиси: "Мое проживание на улице Святого Давида оказало большое влияние на независимость журнала. Это был грузинский квартал, куда не доходили руки мусульман".

https://report.az/ru/kulturnaya-politika/dom-muzej-dzhalila-mamedkulizade-v-tbilisi-zdanie-rushitsya-eksponaty/

 

11.jpg

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видел там барельеф Мирзы Джалила, но даже не подозревал, что существует музей. Нет никаких табличек и вывесок. Не то обязательно посетил бы.

  • Like 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 минут назад, B.B. сказал:

: "Мое проживание на улице Святого Давида оказало большое влияние на независимость журнала. Это был грузинский квартал, куда не доходили руки мусульман".

Одно это выражение дает понять его  отношение к своему народу и религии - мог бы этого не писать...

Спасибо ТС за инфо. 

  • Like 2
  • Haha 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
48 минут назад, B.B. сказал:

 

Если он презирал мусульман, то почему я должен переживать  о его доме в грузинском квартале...

  • Like 1
  • Downvote 2
  • Facepalm 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, SR50 сказал:

Если он презирал мусульман, то почему я должен переживать  о его доме в грузинском квартале...

мусульманин мусульманину рознь. как и любой человек другому человеку.

почитайте Дж. Мамедкулизаде.. и вы поймете, какой смысл был вложен им в это выражение.

  • Upvote 3
  • Facepalm 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минуты назад, SR50 сказал:

Если он презирал мусульман, то почему я должен переживать  о его доме в грузинском квартале...

 

8 минут назад, Parisienne_15 сказал:

мусульманин мусульманину рознь. как и любой человек другому человеку.

почитайте Дж. Мамедкулизаде.. и вы поймете, какой смысл был вложен им в это выражение.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 minutes ago, SR50 said:

Если он презирал мусульман, то почему я должен переживать  о его доме в грузинском квартале...

"Мое проживание на улице Святого Давида оказало большое влияние на независимость журнала. "

 

Мамедкулизаде писал во множестве жанров, включая драмы, очерки, рассказы и фельетоны. Его первым наиболее известным произведением является «Пропажа осла» (первый из серии рассказов «События в селении Данабаш»), написанное в 1894 и изданное в 1934 году. В нём писатель касается темы социального неравенства. В последующих произведениях («Почтовый ящик», «Конституция в Иране», «Курбан-Али-бек», «Барашек»), включая известные комедии «Мертвецы» и «Сборище сумасшедших», критикуются невежество, гордыня, религиозный фанатизм.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамедкулизаде,_Джалил_Гусейнкули_оглы

  • Thanks 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Музей азербайджанской культуры им. М.Ф.Ахундова

 

В 2007 году по распоряжению Президента Грузии дому-музею был присвоен статус Музея азербайджанской культуры им. М.Ф.Ахундова.

В 2013 году за счет средств Азербайджана в музее были проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. В официальной церемонии открытия, состоявшейся восьмого мая 2013 года, принимали участие премьер-министр Грузии, первый заместитель премьер-министра, а также министры.

В настоящее время при музее действует Центр культуры. В нем проводятся курсы ковроткачества, музыки, мугама, рисования и языка. Основным направлением деятельности музея является сохранение, представление и пропаганда в Грузии азербайджанской культуры, культурного наследия азербайджанского народа.

Музей занимается выявлением в фондах различных музеев, функционирующих в Грузии, национальных ценностей, относящихся к культурному наследию Азербайджана, их изучением, проведением в связи с этим выставок. В Музее организовываются мероприятия, встречи, конференции.

При музее учрежден "Меджлис мудрейших", который продолжает деятельность литературного меджлиса "Дивани-Хикмет", созданного в Гяндже в 1820-1830 годах Мирзой Шафи Вазехом, и функционирует как литературный кружок.

Экспозиционная часть музея состоит из шести залов.

Первый зал посвящен древней и богатой азербайджанской культуре. В нем можно ознакомиться со старинной национальной азербайджанской одеждой и различными сферами народного творчества, в том числе образцами гончарного ремесла, ювелирными изделиями, изделиями ковроткачества, а также изделиями из камня, дерева, кости и кожи. В зале также выставлены фотографии известных художников и композиторов Азербайджана и краткая информация о них.

Второй зал отражает жизнь и деятельность М.Ф. Ахундова. В нем представлены макет дома в городе Нуха (нынешний Шеки), в котором в 1812 году родился Ахундов, фотографии членов его семьи и копии некоторых рукописей.

Третий зал представляет собой копию гостиной дома М.Ф. Ахундова. Интерьер комнаты был восстановлен по старой фотографии, найденной в архиве. В зале представлены фотографии видных людей, поэтов и писателей, с которыми Ахундов тесно общался, в том числе фотографии Александра Бестужева-Марлинского, Григола Орбелиани, Михаила Лермонтова и других.

Четвертый зал можно условно назвать музыкальным залом. В этом зале, посвященном азербайджанской музыке, можно увидеть фотографии известных певцов, а также афиши концертов того времени. Кроме того, в зале представлен ряд азербайджанских национальных музыкальных инструментов - тар, кяманча, саз и гавал.

Пятый зал воспроизводит рабочий кабинет М. Ф. Ахундова. В нем выставлены его личные вещи, в том числе письменный стол, книжный шкаф, настенные часы и лампа. В зале можно увидеть копии обложек книг, изданных М.Ф. Ахундовым на разных языках.

Шестой зал посвящен дружбе Азербайджана и Грузии. В нем экспонируются произведения азербайджанских и грузинских скульпторов. В зале также представлены фотографии парка культуры и отдыха в Тбилиси, который носит имя великого лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, школы и библиотеки, носящих имя М. Ф. Ахундова, Тбилисского проспекта и Памятника дружбы в Баку.

В музее функционирует единственная в Тбилиси библиотека, состоящая из книг на азербайджанском языке. Также в административном здании музея расположены галерея искусств и литературная библиотека-кафе "Monsieur Jordan", в котором находится созданный из воска памятник М.Ф. Ахундову.

https://www.trend.az/azerbaijan/politics/2270920.html

 

есть прецедент, нужно отремонтировать и этот музей. 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

на меня неприятное впечатление произвел Дворец Ширваншахов. убогие экспозиции, очень мало информации. могли бы собрать со всей страны предметы старины, чтобы заполнить пустоту. после реставрации утрачен дух старины. все отполировано, отшкурено. те, кто это сделал, путают такие понятия, как реставрация и евроремонт)

  • Like 3
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, B.B. сказал:

на меня неприятное впечатление произвел Дворец Ширваншахов. убогие экспозиции, очень мало информации. могли бы собрать со всей страны предметы старины, чтобы заполнить пустоту. после реставрации утрачен дух старины. все отполировано, отшкурено. те, кто это сделал, путают такие понятия, как реставрация и евроремонт)

много лет назад я помнила там множество экспонатов.. посуда, предметы обихода, оружие.. сейчас же какой то мизер.. такое чувство, что все было распродано в частные коллекции:facepalm:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он сегодня актуален как никогда. Минкультуры должно вмешаться и отреставрировать музей. 

В каждом народе - группы людей, согласно социально-экономическим условиям отличаются. У богатых и бедных разные даже менталитеты. РАЗНЫЕ понятия о жизни.  Сытый голодного не разумеет - все верно. 

 

Если народ может смеяться над своими недостатками, высмеивать уродливые пятна общества-   значит это здоровый народ

. У него прекрасное будущее. Халва халва демишкян - слаще во рту не становится. Человек не воспринимающий здоровую критику, замечания - толстокожий, твердолоб, с низким İQ, УПЕРТое существо. 

А вообще о чем мы. Когда на днях писали, один из наших музеев  был под угрозой сноса, место  для высотки.

 

А грузины могли бы быть более внимательны к нам. В годы когда они сидели без света, наша страна, лишая нас электроэнергии, своих граждан, поставляла им и свет и газ. Наши и сегодня  инвестируют в их экономику_ только от туризма с нашей стороны они имеют немалые прибыли.   

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, B.B. сказал:

на меня неприятное впечатление произвел Дворец Ширваншахов. убогие экспозиции, очень мало информации. могли бы собрать со всей страны предметы старины, чтобы заполнить пустоту. после реставрации утрачен дух старины. все отполировано, отшкурено. те, кто это сделал, путают такие понятия, как реставрация и евроремонт)

 

эти тупые люди до сих пор не понимают красоту придает старина а не шлифовка 

  • Like 1
  • Thanks 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 минут назад, Parisienne_15 сказал:

мусульманин мусульманину рознь. как и любой человек другому человеку.

почитайте Дж. Мамедкулизаде.. и вы поймете, какой смысл был вложен им в это выражение.

Я читал его произведения и , наверное, не задумывался  о его смыслах; это уже в зрелом возрасте можешь различить сарказм от  "высмеивания" неграмотных мусульман. 

если уж на то пошло, то по его биографии все ясно: "yeyib-içən" adam olub. ИМХО...

  • Upvote 1
  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Parisienne_15 сказал:

много лет назад я помнила там множество экспонатов.. посуда, предметы обихода, оружие.. сейчас же какой то мизер.. такое чувство, что все было распродано в частные коллекции:facepalm:

очень интересно. как это могло случиться?  я сам был свидетелем того, как туристы недоумевали при виде практически пустых помещений дворца. один из гидов рассказала, что иностранцы спрашивают, почему сделали евроремонт в старинном дворце))) и она не знает, что им отвечать 

  • Facepalm 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Evol сказал:

эти тупые люди до сих пор не понимают красоту придает старина а не шлифовка 

по роду своей деятельности мне приходится много ездить по миру. нигде я не видел, чтобы отшкуривали старинные здания. пропадает все очарование и дух старины. 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, B.B. сказал:

по роду своей деятельности мне приходится много ездить по миру. нигде я не видел, чтобы отшкуривали старинные здания. пропадает все очарование и дух старины. 

Это уже "умники , гиганты архитектуры" принимали решения, как будто строят и ремонтируют свои дачи , а не исторические сооружения...

  • Like 1
  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот что нарыла в нете: 

Интересные факты :

 

Правнучка Дж. Мамедгулизаде  Гамида Меликова — художник, замужем за солистом Большого театра, оперным певцом Эльчином Азизовым. 
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/446787-dzhalil-mamedkulizade

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, B.B. сказал:

по роду своей деятельности мне приходится много ездить по миру. нигде я не видел, чтобы отшкуривали старинные здания. пропадает все очарование и дух старины. 

 

В Британии  старинные дворцы никто лагундой не очищает.  там даже запрещено старинные тяжелые ставни на окнах снимать или реставрировать. Все должно остаться как при прапрадедушках.

Это есть связь. Это есть соприкосновение с историей.

А евроремонт   старины - безликий  пост-модерн? Соскоблили душу, дух, ауру, энергетику - тех далеких столетий.   

В Вашингтоне - как были построены одноэтажные дома с садиками-цветами два столетия назад так их никто и не  шкурит. Более того - не сносят.  Карл, Вашингтон. А высотки - невысокие там есть известные стандарты, строят на окраинах. И никто , ну никто не посмеет во сне запасть на "лакомые"  места для своей прибыли. 

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)
13 minutes ago, B.B. said:

очень интересно. как это могло случиться?  я сам был свидетелем того, как туристы недоумевали при виде практически пустых помещений дворца. один из гидов рассказала, что иностранцы спрашивают, почему сделали евроремонт в старинном дворце))) и она не знает, что им отвечать 

в Дрездене, реставрируя здания, не трогают места надписи совестких солдат. Берлин - так же.

в Чехии (Турнов) был классом на экскурисии по замку..там даже следы пуль в дверях остались - никому и в голову не пришло поменять дверь..ИСТОРИЯ..

у нас же вся ИСТОРИЯ по домам растаскана или распродана..

 

в районах Азербаджана - все захоронения были экскаваторами разрыты..

Edited by maverickk
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, Parisienne_15 сказал:

много лет назад я помнила там множество экспонатов.. посуда, предметы обихода, оружие.. сейчас же какой то мизер.. такое чувство, что все было распродано в частные коллекции:facepalm:

 

Не распродано. Все хранится в музее истории Азербайджана (дом Тагиева). А так большинство экспонатов давно вывезено заграницу, еще задолго до периода независимости. В Британском музее истории и в Музее Виктории и Альберта, а так же в Эрмитаже и во многих других музеях мира, хранятся немало наших ценных экспонатов. Самый большой азербайджанский ковер в мире (16-й век) хранится в музее Виктории и Альберта, там же рядом на том же этаже, великолепные экспонаты Каждаров, Сафавидов итд. В другом музее Лондона я видел мечи Тахмасиба и много других ценных экспонатов.

 

А дворец Ширваншахов был в Шемахе, в центре Ширвана. То что мы называем дворцом в Баку, это обычный пир и мавзолей суфийских дервишей. Просто в совковые годы надо было тез базар придумать что показать гостям столицы. Вот и выдумали этот дворец так как очень короткий срок в нем жили и бакинские ханы, поэтому на многих старых фотоснимках периода российской империи на этих снимках написано ""Ханский ДворецЪ".

Ширваншахи были мощным государством, они никогда не построили бы себе такой убогий "дворец" тем более на пушечном расстоянии от моря.

  • Thanks 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

 вот и все что было о мы о грузинах???

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, vunsdorf сказал:

 

В Британии  старинные дворцы никто лагундой не очищает.  там даже запрещено старинные тяжелые ставни на окнах снимать или реставрировать. Все должно остаться как при прапрадедушках.

Это есть связь. Это есть соприкосновение с историей.

А евроремонт   старины - безликий  пост-модерн? Соскоблили душу, дух, ауру, энергетику - тех далеких столетий.   

В Вашингтоне - как были построены одноэтажные дома с садиками-цветами два столетия назад так их никто и не  шкурит. Более того - не сносят.  Карл, Вашингтон. А высотки - невысокие там есть известные стандарты, строят на окраинах. И никто , ну никто не посмеет во сне запасть на "лакомые"  места для своей прибыли. 

В Афинах я видел небольшую церковь, встроенную в современное многоэтажное задание. ее тоже никто не чистил. какими были потемневшие от  времени камни, такими их и оставили. вообще там по всему городу разбросаны остатки древних строений. даже отдельные камни в парках сохранили в память о прошлом. очень жаль, что столько красоты было разрушено в этом городе. 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Афины

https://ru.wikipedia.org/wiki/Парфенон

https://ru.wikipedia.org/wiki/Афинский_Акрополь

http://rushist.com/index.php/historical-notes/2199-sozhzhenie-afin-persami

В 1458 году турки захватили город, и он стал частью Османской империи. Население города сократилось в связи с ухудшением условий жизни после падения империи. Многие районы города (в том числе и старинные здания) были уничтожены в течение XVIIXIX веков, а город контролировали несколько группировок. Неблагоприятно сказались на Афинах и частые войны между Турцией и Венецианской республикой в этот период. Так, во время штурма города войсками венецианского генерала Франческо Морозини 22 сентября 1687 года артиллерией венецианцев был разрушен Парфенон[4]

Share this post


Link to post
Share on other sites

“Azərbaycan” məqaləsi Cəlil Məmmədquluzadənin azərbaycançılıq konsepsiyasının bəyannaməsidir: “Bəzi vaxt otururam və papağımı qarşıma qoyub fikrə gedirəm, ... özümdən soruşuram ki:

- Mənim anam kimdir?

Öz-özümə də cavab verirəm ki:

- Mənim anam rəhmətlik Zöhrəbanu bacı idi.

- Dilim nə dilidir?

- Azərbaycan dilidir.

- Yəni Vətənim haradır?

- Azərbaycan vilayətidir.

- Haradır Azərbaycan?

- Azərbaycanın çox hissəsi İrandadır ki, mərkəzi ibarət olsun Təbriz şəhərindən. Qalan hissəsi də Gilandan tutub, Qədim Rusiya hökuməti ilə Osmanlı hökuməti daxilindədir”

http://www.anl.az/down/meqale/xalqqazeti/2010/yanvar/104768.htm

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Evol сказал:

 

эти тупые люди до сих пор не понимают красоту придает старина а не шлифовка 

Evol  откуда этим чобанам знать разницу между стариной и шлифовкой .

Наша  культурное наследие доставшееся нам от наших предков сейчас  к сожалению в руках или под управлением глупых и недоразвитых людей  (

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...