Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Холодное оружие III рейха


Recommended Posts

Как видим, на описании униформы сотрудника Feldjagerkorps штык предусмотрен. 

Корпус существовал полтора года, с 1933 по 1935 годы, есть и фотографии членов  Feldjagerkorps со штыками. 

 

original fjk.jpg

SA-Angehoerige-beim-Absteigen.jpg

4356568.jpg

Link to comment
Share on other sites

Теперь посмотрим непосредственно на Ваш экземпляр: клеймо фирмы Коппеля характерно на более поздний период для штыков. Далее, травление, именно этот тип, встречается на послевоенных подделках. В третьих, на штыке Feldjagerkorps должен быть кланшил. 

Итого: взяли полицейский штык за 500-700 иностранных денег, сделали на нём травление, поставили другую эмблему и продали за 3-4 тысячи тех же дензнаков. 

Как-то так получается.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Ещё один чрезвычайно редкий полицейский штык, изготовлен на базе М1898/05, описан в книге «Waffen- und schiesstechnischer Leitfaden für die Ordnungspolizeiwritten» Карла Фишера, упоминается как Polizeiseitengewehr Sonderausführung – «полицейский штык особого типа».

 

 

явапуфк6нпк.jpg

Edited by Григорий Гонта
Link to comment
Share on other sites

Энтони Картер в своей книге «Немецкие штыки моделей S98/02 и S98/05» говорит, что известны четыре безвопросных штыка данной модели. Неизвестно, какому подразделению принадлежали штыки такого вида.

 

26-07-17-knives-110.jpg

26-07-17-knives-111.jpg

26-07-17-knives-112.jpg

Link to comment
Share on other sites

Клинок штыка М1898/05 сточен в самом широком месте примерно на 6 мм, чтобы сделать края клинка параллельными друг другу, стальной, прямой, однолезвийный, с одним широким долом, никелированный. У основания клинка клеймо фирмы-производителя - SIMSON & Co, Suhl.

На обухе клинка клеймо военприёмки с датой производства клинка - 1915 год.

Оригинальные накладки заменены на накладки из оленьего рога и закреплены с помощью двух заклепок. В центре одной из накладок располагается эмблема полиции III рейха, выполненная из алюминиевого сплава – орел в венке со свастикой в лапах. Навершие рукояти выполнено в виде головы орла, повернутого головой в сторону лезвия. Крестовина рукояти загнута с одной стороны вверх по направлению к клюву «орла». Гарда и навершие рукояти декорированы дубовыми листьями.

Ножны стальные, воронёные. 

- длина общая – 455 мм;

- длина клинка – 350 мм;

- ширина клинка– 24 мм.

 

26-07-17-knives-117.jpg

26-07-17-knives-120.jpg

26-07-17-knives-121.jpg

26-07-17-knives-126.jpg

26-07-17-knives-129.jpg

26-07-17-knives-130.jpg

26-07-17-knives-131.jpg

26-07-17-knives-132.jpg

26-07-17-knives-133.jpg

26-07-17-knives-134.jpg

26-07-17-knives-135.jpg

26-07-17-knives-136.jpg

26-07-17-knives-137.jpg

26-07-17-knives-140.jpg

26-07-17-knives-142.jpg

26-07-17-knives-143.jpg

Edited by Григорий Гонта
Link to comment
Share on other sites

Что же Вас так на всякое... непотребство тянет? 

Я писал уже 28 апреля, повторю и сейчас: пожарный парадник не превратится в супермегараритет, если кто-то на накладку рукояти приделал полицейскую эмблему. А сделать это могли и тогда, и сейчас. 

Link to comment
Share on other sites

Германская империя до 1918 года представляла собой, если говорить современным языком, конфедерацию с достаточно большими правами для входящих в неё образований:

 

Королевство Пруссия (Königreich Preußen)

- Провинция Бранденбург (Provinz Brandenburg

- Провинция Вестфалия (Provinz Westfalen)

- Провинция Восточная Пруссия (Provinz Ostpreußen)

- Провинция Ганновер (Provinz Hannover)

- Провинция Гессен-Нассау (Provinz Hessen-Nassau)

- Провинция Западная Пруссия (Provinz Westpreußen)

- Провинция Позен (Provinz Posen)

- Провинция Померания (Provinz Pommern)

- Провинция Саксония (Provinz Sachsen)

- Провинция Силезия (Provinz Schlesien)

- Провинция Шлезвиг-Гольштейн (Provinz Schleswig-Holstein)

- Рейнская провинция (Rheinprovinz, Rheinpreußen, Rheinland)

- Княжества Гогенцоллерн (Hohenzollernsche Lande): Гогенцоллерн-Зигмаринген (Fürstentum Hohenzollern-Sigmaringen) и Гогенцоллерн-Хехинген (Fürstentum Hohenzollern-Hechingen)

Королевство Саксония (Königreich Sachsen

Королевство Бавария (Königreich Bayern)

Королевство Вюртемберг (Königreich Württemberg)

Вольный ганзейский город Гамбург (Freie Hansestadt Hamburg)

Вольный ганзейский город Любек (Freie Hansestadt Lübeck)

Вольный ганзейский город Бремен (Freie Hansestadt Bremen)

Великое герцогство Баден (Großherzogtum Baden) – Карлсруэ (Karlsruhe)

Великое герцогство Гессен-на-Рейне (Großherzogtum Hessen und bei Rhein)

Великое герцогство Мекленбург-Шверин (Großherzogtum Mecklenburg-Schwerin)

Великое герцогство Мекленбург-Штрелиц (Großherzogtum Mecklenburg-Strelitz)

Великое герцогство Ольденбург (Großherzogtum Oldenburg)

Великое герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах (Großherzogtum Sachsen-Weimar-Eisenach)

Герцогство Анхальт (Herzogtum Anhalt)

Герцогство Брауншвейг (Herzogtum Braunschweig)

Герцогство Саксен-Альтенбург (Herzogtum Sachsen-Altenburg)

Герцогство Саксен-Кобург-Гота (Herzogtum Sachsen-Coburg und Gotha)

Герцогство Саксен-Майнинген (Herzogtum Sachsen-Meiningen)

Княжество Вальдек (Fürstentum Waldeck)

Княжество Липпе (Fürstentum Lippe)

Княжество Рёйсс младшей линии (Fürstentum Reuß jüngerer Linie)

Княжество Рёйсс старшей линии (Fürstentum Reuß älterer Linie)

Княжество Шаумбург-Липпе (Fürstentum Schaumburg-Lippe

Княжество Шварцбург-Зондерсхаузен (Fürstentum Schwarzburg-Sondershausen)

Княжество Шварцбург-Рудольштадт (Fürstentum Schwarzburg-Rudolstadt)

Имперская земля Эльзас-Лотарингия (Reichsland Elsaß-Lothringen)

 

gen)

Карта Германск&#10.jpg

Link to comment
Share on other sites

Веймарская республика унаследовала от империи территориальное деление и особенности законодательства отдельных территорий, которые пользовались ими до прихода к власти НСДАП. 

В донацистский период многие провинции выпускали свои образцы холодного оружия, и отыскать их считается большой редкостью и удачей.

Рад, что могу показать полицейский парадный штык Баденской республики, входившей в состав Веймарской республики с 1918 по 1933 год.

Самый длинный и массивный из парадных германских штыков.

 

 

001.jpg

002.jpg

003.jpg

004.jpg

005.jpg

006.jpg

007.jpg

008.jpg

009.jpg

010.jpg

011.jpg

012.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 17.05.2019 в 10:58, Григорий Гонта сказал:

Что же Вас так на всякое... непотребство тянет? 

Я писал уже 28 апреля, повторю и сейчас: пожарный парадник не превратится в супермегараритет, если кто-то на накладку рукояти приделал полицейскую эмблему. А сделать это могли и тогда, и сейчас. 

Вот и объясните подробно о всякой левизне в коммунизме как старик Крупский говорил.

Link to comment
Share on other sites

В 17.05.2019 в 11:26, Григорий Гонта сказал:

полицейский парадный штык Баденской республики, входившей в состав Веймарской республики с 1918 по 1933 год.

Самый длинный и массивный из парадных германских штыков.

 

001.jpg

002.jpg

 

Григорий, а почему вы называете этот образец штыком? 

Скорее, это тесак, палаш, но никак не штык.

 

Link to comment
Share on other sites

В 24.05.2019 в 18:37, Gray fox сказал:

Григорий, а почему вы называете этот образец штыком? 

Скорее, это тесак, палаш, но никак не штык.

 

Всё дело в классификации. Я уже неоднократно говорил, что любая попытка что-либо разложить по полочкам обречена на упрощение и подгон под «ответ в конце задачника», жизнь не уложить в прокрустово ложе инструкций.

В Средние века на вооружении ландскнехтов стоял короткий меч katzbalger (букв. перевод на русский – «кошкодёр»), предназначенный для рукопашной свалки, когда копья и длинные мечи бесполезны. Так вот, его называли мечом, хотя по ряду признаков он вполне мог быть причислен и к кинжалам.

По поводу баденского полицейского штыка: если подходить строго, конечно, это не штык, так как у него нет возможности примыкания к винтовке. Большая длина, верно… Но полицейские штыки (Polizeiseitengewehr) были как aufplanzbar, так и nichtaufplanzbar, но вторые тоже называют штыками, хотя к ружжу их тоже не пришпандорить никаким образом.

Баденский штык, думаю, называют штыком, так как полицейские не носили палашей и тесаков. Есть в немецком языке слово «Seitenwaffe», перевод – «боковое оружие», то, что носится на поясе, это вот к баденскому клинку относится в полной мере.

Link to comment
Share on other sites

Нет, о длинномерах писать не буду, это не моё от слова "совсем", ни немецкие, ни советские или ещё какие.

Приглашаю всех желающих для освещения немецких длинных клинках.

 

Link to comment
Share on other sites

В 29.03.2019 в 18:14, Григорий Гонта сказал:

Во второй половине XIX века появление нарезных стволов... привели к интересной ситуации, которую можно охарактеризовать фразой «лучшее – враг хорошего»: во всех передовых странах винтовки на вооружение принимались каждые несколько лет, сменяя друг друга с невероятной скоростью.

С системой нарезов в XIX столетии выходил полный бардак. Не был понятен оптимальный шаг, в котором ошибаются и современные оружейники. Из-за этого иные системы пулю недокручивали, что сказывалось на точности в конце баллистической траектории и снижении действительной дальности огня, а другие пулю перекручивали, отчего снашивался ствол, а сама пуля частенько срывалась с нарезов – тут уж каждый выстрел выходил непредсказуемым по дальности и точности.

С формой нарезов и вовсе шла чехарда. Требовалось найти оптимальный вариант не только с точки зрения баллистики, но и технологии, живучести, надежности, качества обтюрации. Так что и тут экспериментировали от души. Достаточно привести основные варианты.

 

001-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ланкастер предложил овальную сверловку. То есть изначально круглый ствол как бы сминался по спирали. Технологически это было несложно, но стрельба такой приплюснутой пулей плохо сказывалась на меткости.

 

002-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Торн делал нарезку с очень широкими плоскими нарезами, которых было 7 или 8. В результате получался очень сложно выполнимый профиль, от полей нарезов в котором оставались только небольшие острые ребра, которые довольно бодро снашивались.

Уитворт запатентовал полигональную нарезку, при которой канал ствола имеет вид закрученного по спирали шестигранника, но тут, при всех плюсах системы, стоимость нарезов и литья особых по форме пуль выходила запредельной, поэтому в итоге стали практиковаться только в дорогом целевом и охотничьем оружии.

 

003-1 .jpg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Была еще и помесь системы Уитворта с нарезкой Торна в виде шестилучевой звезды, но в этом случае страдала обтюрация при огромной стоимости технологической операции.

Сверловка Метфорда имелась в двух вариантах – с прямыми нарезами и с полукруглыми. Всего нарезов обычно пять или шесть. При этом ширина нареза равнялась полю нареза. Собственно, это современное видение вопроса, но тогда это еще не понимали.

 

004-1 .jpg

Link to comment
Share on other sites

Иногда ствол покрывали массой мелких нарезов (прусская система), таким образом их число доходило до полутора-двух десятков (это при пехотном-то калибре!). То есть дорого и бестолково с точки зрения стрелкового оружия – слишком большой износ. Хотя стоит признать, что нечто подобное позднее перекочевало в ствольную артиллерию.

 

005-1.jpg

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Брунсвик поступал проще: две или четыре канавки на противоположных сторонах и пуля с ведущим ободком. Выходило несложно и дешево на полигоне, но бойцы путались в боевых условиях, отчего случались разрывы стволов – в спешке пулю пытались заколотить в ствол, не совместив поясок с нарезами и как следствие, между пулей и зарядом пороха получался большой промежуток.

 

006-1 .jpg

007-1 .jpg

Link to comment
Share on other sites

Джекобс делал очень похоже на Метфорда, вот только четыре его нареза были выполнены в форме ласточкиного хвоста – и снова проблемы с точностью, стоимостью и живучестью.

Энфилд мудрил с наработками Джекобса, сократив количество нарезов до трех, но потом перешел на нарезку Метфорда, оставив от базового варианта всего четыре нареза.

Так что, как видим, у мастеров того времени была возможность отработать ружейные технологии. Что и произошло в дальнейшем, но это уже совсем другая история.

 

Edited by Gray fox
Link to comment
Share on other sites

В 06.03.2019 в 14:53, Gray fox сказал:

Много их было, ох, много.В годы Второй Мировой войны в войсках СС служили около 40 тысяч голландцев.

Но корни этого уходят немного ранее – ещё 14 декабря 1931 года в Утрехте было основано Национал-социалистическое движение (нидерл. Nationaal-Socialistische Beweging in Nederland, NSB). Учредителями голландской национал-социалистической партии (НСБ) выступили Антон Адриан Мюссерт и Корнелис ван Геелкеркен. В идеологии НСБ была смесь национал-социализма и фашизма.

 

 

В своё время Вы, Gray fox, писали о голландских СС.

Было бы странно, если бы народ, находящийся рядом с немцами, имеющий сходный язык, общую культуру и родственные корни, полностью избежал влияния нацистской идеологии. 

Дело не только в идеологии, и не только в голландцах, сражались за фюрера не только они, вспомните о венграх, которых мы хоронили на Дону, румынах, хорватах и прочих прихлебателях... Против России воевала вся Европа, если чехи не выставляли свои войска на фронт, так трудолюбиво клепали технику и оружие для Рейха, болгары, дескать, не воевали с русскими, зато отметились кровавыми акциями в Югославии так, что их до сих пор сербы-старики ненавидят до дрожи.

Ладно, вернёмся к голландцам.

Голландское «Nationaal-Socialistische Beweging» (Национал-социалистическое движение) было основано Антоном Мюссертом в декабре 1931 года и было прогерманской нацистской партией Нидерландов.

Существовала молодёжная организация «Nationale Jeugdstorm» (подобно Hitlerjugend при NSDAP в Германии), воспитывавшая молодежь Нидерландов в нацистском духе.  

 

42df9360470e348f6bd31374cb1757a4.jpg

Link to comment
Share on other sites

У членов «Jeugdstorm», положительно зарекомендовавших себя по службе, был на вооружениии нож Nationale Jeugdstormdolk (NJ-нож), за основу которого был взят немецкий нож HJ.

 

На фотографии – нож Jeugdstormdolk из музея Роттердама

 

001.jpg

002.jpg

003.jpg

Link to comment
Share on other sites

Информации об этом ноже очень мало, но его существование подтверждается документами того времени: издание «Distinctieven Beweging» (брошюра была информативным периодическим изданием, показывающим форму и знаки отличия, которые носили члены НСБ и дочерних организаций) описывает образец ножа NJ,  также в «Jegdstorm Zakboek» (карманный справочник «Jeugdstorm») за 1944 год описывает этот нож, называя его, правда, «Stormermes» (штурм-нож).

 

001.jpg

002.jpg

003.jpg

004.jpg

Link to comment
Share on other sites

Единственным производителемNJ-ножа, был Carl Eickhorn, Solingen.  

На лицевой стороне клинка вытравлен девиз «Moed, Eer en Trouw» (Отвага, честь и преданность), на оборотной – клеймо производителя.

Девиз и клеймо всегда травились, штампованных образцов не было.

На оборотной стороне гарды нанесён штамповкой серийный номер, состоящий из буквы и цифр.

По рассказу старого сотрудника интендантства в Утрехте, было три заказа на изготовление ножей, следовательно, должны быть три партии (серии) клинков.

Почти на всех известных до сей поры ножах проставлены номера серии А, известны единичные номера серии С, ножей серии В пока не найдено.

 

На фотографии – нож серии А

 

001.jpg

002.jpg

003.jpg

004.jpg

Link to comment
Share on other sites

На фотографиях военных лет встречаются члены «Nationale Jeugdstorm» с ножами на поясе.

 

Музыкальный ансамбль «Jeugdstorm»; отряд «Jeugdstorm» на прогулке, 1943 год; расчистка завалов после авианалёта в Хаарлеме.

 

007.jpg

008.jpg

009.jpg

Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, Григорий Гонта сказал:

Против России воевала вся Европа, если чехи не выставляли свои войска на фронт, так трудолюбиво клепали технику и оружие для Рейха, болгары, дескать, не воевали с русскими, зато отметились кровавыми акциями в Югославии так, что их до сих пор сербы-старики ненавидят до дрожи.

Заявляя, что на гитлеровскую Германию работала вся Европа, советские историки обычно не баловали нас конкретными цифрами. Зато лапша о пролетарской солидарности чешских и французских работяг с советскими братьями по классу вешалась на читательские уши целыми кастрюлями. Несчастных якобы гнали к станкам едва ли не под дулами автоматов. И вот так, невыносимо страдая, трудовые коллективы 4876 предприятий Франции, Бельгии, Нидерландов и других невинных жертв оккупации из года в год наращивали выпуск своей продукции.

По данным Центра военной экономики Германии, только на 31 марта 1944 года военные расходы этих стран составили 81 миллиард 35 миллионов рейхсмарок. Почти на 13 миллиардов 866 миллионов оружия и снаряжения поступило в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов ранее присоединенной Чехии, и еще больше из воссоединенной с Германией Австрии. Контраст с захваченными территориями СССР поразителен. Отступая на восток, Красная Армия уничтожала промышленность оставленных земель так основательно, что за все годы оккупации немцы смогли ввести в строй лишь около 200 предприятий из почти 32 тысяч работавших там до войны. Даже от 271 завода так называемого «генерал-губернаторства» — одной четверти территории довоенной Польши — немцы получили продукции на 5015 миллионов рейхсмарок, тогда как из западных областей Советского Союза лишь на 4900 миллионов.

Первыми пополнила арсеналы фюрера радостно воссоединившаяся с Рейхом Австрия. Оружия у немногочисленной австрийской армии было не густо, но унаследованная от империи Габсбургов военная промышленность при должной организации труда обещала дать куда больше. Так и случилось: за годы войны дисциплинированные рабочие концерна «Штейр-Даймлер-Пух» и ряда других предприятий радовали вермахт и его союзников до самого захвата Австрии советскими войсками. Отсюда войска объединенной вокруг Германии Европы получили свыше 10 тысяч танков и бронемашин, включая мощнейшие в мире тяжелые самоходки «Фердинанд» и «Ягдтигр», 9 тысяч самолетов, 17 тысяч авиамоторов и более 12 тысяч артиллерийских установок различных калибров.

Другим крупнейшим арсеналом гитлеровского Евросоюза стала капитулировавшая без сопротивления Чехия с ее мощными военными заводами и многочисленной хорошо вооруженной армией. Особенно кстати оказалась здешняя бронетехника. Германская и словацкая армии получили 308 легких танков LT-35, 21 предназначенный для Литвы тоже легкий LT-40, 70 танкеток AH-1 и 75 бронеавтомобилей. Еще 126 LT-35 и 48 AH-1 Чехословакия ранее поставила присоединившейся к гитлеровскому блоку Румынии. В основном они не уступали немецким машинам. Более того, LT-35 с 37-мм пушкой был значительно сильнее составлявших основу танкового парка Рейха пулеметных Т-I и вооруженных 20-мм орудием Т-II.

Чешские танки, переименованные в 35(t), стали основной машиной прославленной шестой танковой дивизии вермахта, за невиданную скорость продвижения получившей во Франции прозвище «призрачной». Впоследствии она успешно наступала на Ленинградском направлении, а на южном фланге советско-европейского фронта ползли по украинской степи LT-35 1-й румынской танковой и 1-й словацкой моторизованной дивизий. Там же действовали чешские танкетки словацкой мотодивизии и шести дивизий румынской кавалерии.

Кроме бронетехники, от чехов было получено более 1,4 миллиона винтовок и пистолетов, свыше 62 тысяч пулеметов, около 4 тысяч орудий и минометов и огромное количество другого военного имущество. К 1 сентября 1939 года чешским оружием оснастили пять пехотных дивизий (с 93-й по 96-ю и 98-я), не считая прочих частей и подразделений. С чешскими винтовками и пушками пошел в бой и участвовавший во вторжении в Польшу словацкий корпус из двух пехотных дивизий и мотобригады. В следующем году чешское оружие и снаряжение получили еще четыре пехотные дивизии — 81-я, 82-я, 83-я и 88-я, а к началу Великой Отечественной количество соединений, полностью или частично оснащенных изделиями чешских оружейников, выросло в несколько раз.

Как и в Австрии, куда важнее трофеев для Рейха оказалось приобретение мощных военных концернов «Шкода» , ЧКД и «Зброевка» . Назначенный имперским протектором Богемии и Моравии Рейнхардт Гейдрих установил на чешских предприятиях гибкую систему поощрений, и вскоре обнаружилось, что под немцами жить вполне можно. Ежели старательно трудиться — и на сардельки с пивком хватит, и на домик отложить, да еще и на отдых в Карловых Варах останется! А что область применения родного языка уменьшилась и фрицы всюду командуют, так соплеменникам Швейка к тому было не привыкать. Они сидели под немецкой династией Габсбургов почти 400 лет и не особенно рыпались. После вялого пражского мятежа 12-17 июня 1848 года национально-освободительное движение до конца Первой мировой войны ограничивалось парламентским бухтеньем да бытовым пьяным мордобоем. Неудивительно, что возвращение «старших партнеров» Чехия, большинство жителей которой еще помнило дряхлого императора Франца-Иосифа, восприняла совершенно спокойно.

Крайне теплые отношения складывались и между военными обеих сторон. «Чехи передали в наше распоряжение всю необходимую информацию о своих танках, — восторженно вспоминал немецкий инженер-полковник Икен. — Чешские офицеры были уверены, что их машины полностью соответствуют потребностям вермахта... Сотрудничество с чешскими офицерами было очень плодотворным и дружественным. Нам ни разу не пришлось столкнуться с акциями саботажа или какого-либо сопротивления» (Д. Форти. «Германская бронетехника во Второй Мировой войне» . М.: АСТ, 2003).

Недаром, решив ликвидировать Гейдриха, англичане имели в виду помимо прочего и порушить налаженное им германско-чешское сотрудничество. Немцы действительно озверели и много народу казнили почем зря. Но на производстве это не отразилось. Напротив, доля чешских предприятий в производстве танков росла до самого конца войны. С января по март 1945 года из 3922 танков и самоходок, произведенных для еврогитлеровских войск, чехи дали 1136, то есть почти треть!

В 1939-1942 гг. пражские и пльзеньские заводы поставляли для фюрера легкий танк LT-38 получивший немецкое обозначение 38(t). Имея скорость 40 км/час, 37-мм пушку и броню, усиленную до 50 мм в лобовой части, он считался одним из лучших в своем классе. Доля LT-35 и LT-38 в вермахте непрерывно росла. К 22 июня 1941 года в 17 танковых дивизиях первого эшелона 815 чешских машин составляли четверть танкового парка. В шести сосредоточенных севернее Полесских болот дивизиях — 6-й, 7-й, 8-й, 12-й, 19-й и 20-й — их было больше, чем всех прочих, вместе взятых. Позже воевавший в «призрачной» дивизии подполковник Гельмут Ритген признавал, что «без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий (В эквиваленте. — Ю.Н.), что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз» (Д.Форти. Там же).

Превосходя Т-I и Т-II, и не уступая Т-III ранних модификаций, 38(t) оказался сильнее и советских легких танков. Его 50-мм лобовая броня неплохо держала бронебойные снаряды 45-мм орудий Т-26 и БТ, которые ввиду перекалки металла зачастую действовали хуже, чем ожидалось. В то же время чешская 37-мм пушка с гарантией пробивала 20-25-мм лобовые плиты машин Красной Армии.

Разумеется, «тридцатьчетверкам» и КВ даже модернизированные 38(t) противостоять не могли. Поэтому выпустив 1461 танк, включая 50 в разведывательном варианте, чешские заводы перешли на производство самоходных артиллерийских установок на его базе. Всего до конца войны на фронт ушло 4146 истребителей танков, вооруженных либо 75-мм пушкой, либо (344 САУ) 76-мм советским орудием. Еще 312 получили 150-мм пехотное орудие, 140 — 20-мм зенитный автомат, а 284 самоходки были переделаны из поврежденных 38(t). На их лишившихся башен шасси трудолюбивые чехи установили рубки с 175 — 75-мм, 19 — 76-мм и 90 — 150-мм орудиями, после чего битая техника пошла в бой по новой.

Воистину, трудолюбие и дисциплина чешских танкостроителей, а главное, их преданность германским партнерам заслуживают всяческого восхищения!

На каждые семь танков и самоходок, выпущенных германскими и австрийскими предприятиями, приходится как минимум одно чешское изделие, не считая выпущенных по лицензиям танков германской конструкции! Для маленькой страны доля весьма внушительная — и, кстати, превосходящая процент британских и американских машин в советском танковом парке. А ведь Прага и Пльзень снабжали войска объединенной Европы не только бронетехникой. В годы войны здесь произвели свыше двух тысяч орудий и минометов разных калибров, около 700 тысяч винтовок, пистолетов и пулеметов, более 20 тысяч легковых и грузовых автомобилей, а также важные детали ракет ФАУ.

Промышленность Франции, сдавшейся Гитлеру после чисто символического сопротивления работала на фюрера ничуть не хуже, чем у чехов с австрийцами. Список использованной для нужд Рейха французской бронетехники смотрится достаточно внушительно. На 22 июня 1941 года для действий на Восточном фронте было выделено два отдельных батальона трофейных машин. Танковые части с французской техникой действовали главным образом на флангах Восточного фронта. Так, в составе наступающей с финской территории армии «Норвегия» находился 211-й батальон, состоявший из 52 легких танков «Гочкис» H-35 и средних «Сомуа» S-35. Другой батальон, отмеченный в документах под номером 102, был направлен на прорыв Перемышльского укрепленного района. В нем имелось 30 тяжелых B1, в том числе 24 огнеметных. Наконец, еще 15 S-35 придали бронепоездам. Причем четыре вместе с бронепоездом №28 участвовали в штурме Брестской крепости.

Наступавшая сперва на кишиневском, а затем на одесском направлении танковая дивизия «Великая Румыния», наряду с LT-35, имела 75 легких «Рено» R-35, из которых 41 был закуплен во Франции до войны, а прочие реквизированы у бежавших в Румынию поляков. Всего на советской границе к 22 июня 1941 года стояло 172 французских машины, что соответствовало парку полноценной танковой дивизии.

В дальнейшем количество французских танков в вермахте и вооруженных силах его союзников продолжало расти. По 40 «Рено» немцы передали Румынии и Болгарии. Италия получила 109 R-35 и 32 S-35, часть которых применялась в боях на Сицилии. Еще 174 «Рено» переделали в 47-мм противотанковые самоходки, а свыше сотни таких танков использовали как командирские машины батарей этих САУ или в отдельных взводах, придаваемых пехотным дивизиям.

Из более быстроходных H-35 и S-35 немцы сформировали две резервные танковые бригады общей численностью более 500 машин. Впоследствии разделенные на отдельные батальоны, они действовали против югославских партизан и участвовали в обороне Франции. Часть S-35 использовали для пополнения 21-й танковой дивизии, а около сотни «Гочкисов» переделали в 75-мм противотанковые САУ, 105-мм самоходная гаубицы и носители пусковых установок реактивных снарядов. До полусотни 75 и 105-мм самоходных орудий соорудили на базе лёгких FCM-36 и тяжелых B-1, а всего последних служило в германской армии 160 штук, включая 60 огнеметных.

Кроме собственно боевых танков, не менее активно включались в состав германских частей и другие гусеничные боевые машины. На базе бронетранспортера «Лоррэн» было установлено 170 75-мм противотанковых пушек, 10 105-мм и 94 150-мм гаубицы. До 200 разведывательных танков AMR получили вместо снятых башен 81-мм минометы. Наконец, свыше 600 легких бронетранспортеров UE хозяйственные немцы переделали в пулеметные танкетки, легкие самоходки с 37-мм противотанковыми пушками, и носители реактивных снарядов. Добавив сюда около трех сотен танков правительства Виши, также неоднократно вступавших в бой с союзниками, получим цифру, переваливающую за три тысячи.

В 1941 году «французы» превосходили большинство германских танков по броневой защите, что делало их неплохим средством поддержки пехоты. Модернизированные B-1 всю войну оставались наиболее мощными огнеметными танками гитлеровского Евросоюза, и оснащенная ими рота особо отличилась при взятии Севастополя. Даже к началу Курской битвы из 6127 танков и самоходных орудий вермахта французских машин было около 700 (хотя к тому моменту они уже устарели и применялись главным образом в боях с партизанами).

В общей сложности Франция и Чехия предоставили в распоряжение Гитлера около 10 тысяч танков, самоходных орудий и базовых машин для их создания только своих разработок. Это почти вдвое больше, чем официальные союзники Рейха Италия и Венгрия, пополнившие танковый парк коалиционной армии лишь 5,5 тысячами боевых машин. Нельзя считать чисто немецкими и многие из остальных 43-х тысяч танков. Изрядная часть их вышла из цехов Австрии и Чехии, а еще больше были изготовлены там частично. Например танковые корпуса и башни почти всю войну производились на австрийских же заводах «Братья Бёлер» и «Шеллер Бекман», верхнедунайских железоделательных заводах в Линце, чешской фирме «Польди» в Кладно, французском автогиганте «Пежо» и других европейских предприятиях. С подобными мелочами вклад территорий, лежащих вне германской границы 1937 года, оказывается куда большим, чем представлялось раньше, и уж всяко превосходит долю ленд-лизовских танков в частях Красной Армии.

Наряду с танками и самоходными орудиями объединенная Европа обильно снабжала армию фюрера другими видами бронетехники. Уже упоминавшиеся легкие гусеничные бронетранспортеры UE использовались в качестве артиллерийских тягачей и различных транспортных машин. На базе другого французского бронетранспортера полугусеничного «Сомуа» устанавливались 75-мм противотанковые пушки, 81-мм минометы и установки для запуска реактивных снарядов. Большое количество устаревших или поврежденных танков переделывалось в транспортеры боеприпасов и ремонтно-эвакуационные машины, а их башни использовались для усиления долговременных огневых сооружений. Артиллерия старых танков широко применялась и для вооружения бронепоездов — в частности, башни французских D2 стояли на броневагонах, поставленных немцами хорватской армии.

Для полноты картины попытаемся сравнить эту бронированную армаду с европейскими трофеями Восточного фронта. Здесь немцы и финны послали в бой примерно по три сотни захваченных советских танков и еще некоторое количество передали румынам и венграм. Даже с учетом не попавших в боевые сводки всяк получается не больше тысячи, да и те компенсируются пятьюстами с лишним трофейными машинами в Красной Армии. Столь же незначительна роль советских артсистем с оснащении немецкой самоходной артиллерии. Из без малого 19 тысяч гитлеровских истребителей танков 76-мм пушку Грабина получили лишь 764 САУ.

Чрезвычайно значительную роль промышленность оккупированных стран сыграла и в снабжении гитлеровской армии артиллерией. Даже если не выделять отдельно германские орудия и минометы, производившиеся на заводах Австрии и Судетской области, доля прочих получается весьма изрядной. Для начала рассмотрим ситуацию с противотанковыми пушками. Выясняется, что с заводов Рейха в границах на 14 марта 1939 года войска получили 16 539 37-мм, 9568 50-мм и 23 453 75-мм орудий, 2500 противотанковых пушек более крупного калибра 80-128-мм, а также 463 40– и 75-мм пушки с коническим стволом. В то же время от Чехии к Германии и ее союзникам попало 1724 37-мм и 755 47-мм орудий: из Польши — 621 37-мм пушку, от Австрии и Франции соответственно 507 и 823 47-мм. Еще 3872 французские 75-мм полевые пушки были переделаны в противотанковые, и таким образом всего на борьбу с вражеской бронетехникой было направлено 8128 орудий жертв оккупации. Считая примерно сотню бельгийских, нидерландских и норвежских — 16,2% от продукции заводов Рейха.

Правда, можно вспомнить и о почти двух тысячах советских противотанковых пушках, захваченных Германией и ее союзниками на Восточном фронте, но немало таких трофеев, в свою очередь, взяла и Красная Армия. Однако даже если забыть об этом, 1,5-2 тысячи советских орудий составляют лишь 3% противотанковой артиллерии вермахта.

Теперь обратимся к полевой артиллерии среднего калибра. За предвоенные и военные годы Гитлер получил 8096 150-мм гаубиц, а также 193 пушки и 4565 пехотных орудий того же калибра. В тот же период чехи передали в общеевропейские арсеналы 439 шкодовских гаубиц и 41 пушку, поляки — 219 гаубиц фирмы «Шнейдер-Крезо» 155-мм калибра, а свыше 3 тысяч таких гаубиц и пушек было получено от французской армии. Буду совсем честным и учту около тысячи 152 и 155-мм гаубиц, захваченных вермахтом у Великобритании, СССР и США. Все равно более 22% 150-155-мм орудий вермахта оказывается подарочком от континентальных соседей Берлина. И лишь от силы 5% составляют прочие трофеи, с лихвой компенсированные их хозяевами.

Сколько смертоносных гостинцев размером с упитанного поросенка отправили чешские и французские стволы в советских солдат, одному Богу известно. Явно, что немало — особенно если вспомнить, что чешские и французские заводы производили такие подарочки самым исправным образом. Как, впрочем, и боеприпасы к 8 с лишним тысяч 75-145-мм трофейным орудиям и минометам, а также многочисленной артиллерии словацкой, хорватской и вишистской армий.

Еще более впечатляющим оказался вклад будущих стран Евросоюза по части любимого детища берлинских правителей тяжелой и сверхтяжелой артиллерии. Если на предприятиях Рейха орудий калибра от 203-мм и выше изготовили около тысячи, то от Чехии, Франции и поляков со скандинавами подобных установок было получено свыше шестисот. По сверхмощным стволам от 305 до 807-мм калибра вовсе наблюдалось почти полное равенство — 96 германских против 91 французского, чешского и норвежского.

Для обстрела Ленинграда части группы армий «Север» использовали две 340-мм, шесть 400-мм и одну 520-мм гаубицы французского производства, а также шесть чешских 305-мм мортир, не считая десятков стволов меньшего калибра. У немцев таких установок было здесь почти столько же, но из сверхтяжелых орудий по городу стреляла лишь одна 420-мм мортира. Поэтому первенство изделий чехов и французов в разрушении Северной Пальмиры неоспоримо. Даже составители «Книги рекордов Санкт-Петербурга» сочли необходимым упомянуть 520-мм гаубицу как самую большую артсистему, когда-либо стрелявшую по городу. Ничего более увесистого, чем ее 1654-килограммовые снаряды, на питерские кварталы никогда не падало. Всего же оккупированная Европа пополнила артиллерию Адольфа Алоизовича почти 40 тысячами стволов. Это ненамного меньше, чем имела вражеская армия вторжения 22 июня 1941 года, и почти втрое больше количества ленд-лизовских орудий, поставленных для СССР.

Пока гитлеровские сухопутные силы вовсю пополнялись европейскими танками и артиллерией, другие рода войск тоже пытались взять свое и преуспели в этом. Самой распространенной зарубежной машиной в люфтваффе и ВВС союзников Германии стал лучший истребитель Франции «Девуатин-520». В боях на стороне Рейха было задействовано свыше 600 из 905 выпущенных самолетов. Аэроплан оказался не самым выдающимся, но и ничуть не хуже поставляемых в Советский Союз «Харрикейнов», «Томагавков» и «Киттихоков». Кроме D-520 на вооружении немецкой, итальянской и вишистской авиации числилось до пятисот других самолетов французских ВВС, часть из которых участвовала в боях с союзниками. Еще около сотни французских истребителей MS-406 и ранее состоявших на вооружении ВВС Франции и Норвегии штатовских «Киттихоков» получила Финляндия. Наконец, 358 машин чешского производства была переведена в словацкую авиацию, а свыше сотни югославских аэропланов действовали на стороне хорватских усташей. В общем, выходит не особенно много, но кроме самолетов Германия использовала еще и французские авиадвигатели. И вот с ними картина получается совсем иная.

Именно французские авиамоторы «Гном-Рон» стояли на единственном в люфтваффе полноценном противотанковом штурмовике «Хеншель-129». Двигатели этой же фирмы устанавливались и на крупнейшем в мире немецком транспортном самолете «Мессершмитт-323», выпускаемом в прославленных Гашеком Будейовицах более легком транспортнике «Гота-244» , самолете связи «Хейнкель-70» и ряде других машин. Правда, транспортных «Мессершмиттов» было выпущено всего 198, но каждый из них мог поднять почти в семь раз больше груза, чем любой из 5 тысяч основных немецких воздушных транспортников «Юнкерс-52». Если машина фирмы «Юнкерс» перевозила за раз 18 полностью экипированных солдат или 1,5 тонны груза, то «мессершмиттовский» монстр с шестью «Гном-Ронами» легко брал на борт 126 пехотинцев или 10 тонн военного имущества, без проблем доставляя к месту даже броневики.

Учитывая, что на французских предприятиях вовсю изготовлялись и лицензионные BMW, и авиамоторы других германских фирм, вполне можно согласиться с оценкой их работы, данной Управлением экономической деятельностью США в зарубежных странах. Американцы подсчитали, что каждый восьмой двигатель для люфтваффе изготавливался именно во Франции. Впрочем, немецкие самолеты выпускались там и целиком. Например, Ю-52 изготавливались не только на территории Рейха, но и французским заводом «Амиот». Производство же «мессершмиттов» было поставлено там на такую ногу, что продолжалось и после войны. В 1948 году именно чешские «мессеры» составили основу истребительной авиации юных израильских ВВС.

И наконец, ни с чем не сравнимы заслуги французов и чехов в производстве пожалуй самого ненавистного для красноармейцев самолета — знаменитой «рамы». Двухкорпусные артиллерийские корректировщики «Фокке-Вульф-189» часами висели над советскими позициями, указывая артиллеристам, куда лучше целиться. Истребители и зенитчики считали делом чести сбить их, но получалось не часто. Хорошее оборонительное вооружение, большая высотность и потрясающая живучесть делали «раму» весьма непростой добычей. Настырные корректировщики удалось вычистить с неба лишь к последнему году войны.

Но вряд ли проклинающие их солдаты могли предположить, что из 894 выпущенных «рам», с конвейера завода «Фокке-Вульф» в Бремене сошло лишь около двух сотен. Зато в Праге совместными усилиями компаний ЧКД и «Аэро» люфтваффе было передано 357 «рам , а в Бордо стараниями фирмы SNCASO еще 393. Ну никак мужики не могли допустить, чтобы их сограждане и старшие немецкие братаны предназначенные для того же Ленинграда снаряды зазря расходовали!

Точно определить долю самолетов оккупированных стран в составе люфтваффе почти невозможно. Этому мешает, прежде всего, образцовая кооперация военных предприятий гитлеровского Евросоюза. В самом деле, куда следует отнести свыше тысячи немецких самолетов с французскими авиадвигателями? Воистину, они столь же интернациональны, как отличившийся в ударах по Югославии в 90-х годах британо-германо-итальянский истребитель «Торнадо». Однако с учетом 9 тысяч самолетов австрийского производства, чешских «мессершмиттов» и «гот», французских «юнкерсов», французских и чешских «рам», воздушная армада получается вряд ли меньше ленд-лизовской.

Еще круче, чем по части военно-воздушных сил, дружественная Европа помогала Рейху, обеспечивая его автотранспортом. Историки, обожествляющие военные поставки западных союзников, особо любят смаковать количество прибывших в СССР автомобилей и паровозов. Действительно, более 400 тысяч американских машин и 1966 локомотивов выглядят весьма солидно. Но только до тех пор, пока не узнаешь, что одна Франция имела к середине 1940 года 2,3 миллиона автомобилей, большая часть которых досталась Гитлеру вместе с 5 тысячами паровозов.

Много это или мало по сравнению с общим количеством автотранспорта в европейских вооруженных силах? На 22 июня 1941 года из 209 немецких дивизий 92 имели автомобили либо трофейные, либо «текущего французского производства» (Б.Мюллер-Гиллебранд «Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг.» М.: Эксмо, 2002). Подобная формулировка не случайна — машины, произведенные на территориях Австрии и Чехии после их присоединения к Рейху считались уже полностью своими и к трофеям не причислялись.

На Восточном фронте в армии пользовались немалой популярностью французские грузовики повышенной проходимости фирм «Лаффли , «Латиль», «Гочкис», «Белие» и «Бернар» . В тяжелых российских условиях их вездеходные качества оказались весьма кстати, и часть «Лаффли», наряду с полугусеничными тягачами «Уник», успешно переделали в бронетранспортеры.

Не раз получалось, что французских призывников везли на отечественных машинах, как это случилось с уже упоминавшимся Ги Сайером. Вспоминая подвиги на востоке, правнук наполеоновского ветерана особо подчеркивал, что ехал в бой на родном «Рено». Иногда всерьез привязывались к импортным железным лошадкам и немцы. Например, гауптман 19-го моторизованного корпуса Вернер Этцольд настолько полюбил доставшийся ему под Дюнкерком «Лаффли», что так и доехал на нем до самых московских окраин, где обоих разнесло одной бомбой.

Теперь посмотрим, как работала французская автопромышленность после оккупации. По данным уже упоминавшегося американского Управления экономической деятельностью за рубежом, она поставила Гитлеру свыше 20% выпущенных для военных нужд грузовых автомобилей. Германская статистика полностью подтверждает выводы американцев. Согласно фундаментальному труду Вернера Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг.», в армии за годы войны использовалось чуть больше 350 тысяч грузовых автомобилей и автобусов. Большая часть их — 232512 машин — вышла из цехов с 1940 по 1944 год, после чего германские автозаводы тихо испустили дух (за январь-апрель 1945-го армия получила всего 5043 автомобиля и тягача всех типов). Данные Освальда подтверждает и Мюллер-Гиллебранд, писавший о наличии в вермахте к началу войны около 120 тысяч грузовиков.

Сравним эти цифры с работой французов. Мсье Рено изготовил для фюрера 25 тысяч 2,5-тонных грузовика моделей ANS и 4 тысячи 3,5-тонных ANN. Несколько меньшим оказался вклад мсье Пежо — всего 15 тысяч грузовичков. И наконец, третий автомобильный король Франции мсье Ситроен выпустил на радость вождю 6000 2-х тонных машин типа «23R» и 4700 4,5-тонных типа «45» . Проделав простейшие арифметические действия, получаем, что французские машины составляют 19% от общего грузового автопарка 1940-44 гг. выпуска, а поскольку американцы не включали в свою статистику 5970 автобусов, то и более 20%. Что и требовалось доказать.

А как с остальными 350 тысячами грузовиков и автобусов? Какова роль страдальцев от нацистского ига в производстве сотни с лишним тысяч тягачей для победоносного европейского воинства? Здесь особо отличились австрийские соплеменники Адольфа Алоизовича. Только «Штейров» и «Аустро-Даймеров» в армию гитлеровского Евросоюза поступило 4141 штука. Плюс еще 14 500 «Зауреров» , 13 300 «Фросс-Бюссингов» и 13 800 грузовых автомобилей, построенных по лицензии германской фирмы MAN. Еще на «Заурерс» построили пару тысяч тягачей, а компания «Греф-Штирт» передала армии 170 автобусов.

В свою очередь «Прага» и «Шкодой» с «Татрой» порадовали фюрера примерно 5 тысячами грузовиков и почти 6 тысячами тягачей, не считая оказавшихся в венгерской и словацкой армиях. В ходе работы между чехами и австрийцами произошла ожесточенная схватка, которую паны швейки вдрызг проиграли. Драка случилась за право производить тягачи-вездеходы, предназначенные специально для покорения хоронящихся в лесах и болотах русских варваров.

Первыми гусеничный тягач с говорящим само за себя названием RSO (Raupenschlepper Ost — Восточный гусеничный вездеход) разработали по собственной инициативе конструкторы «Штейра». Без приказа Берлина, чисто из сочувствия барахтающимся в грязи героям Восточного фронта, австрийские инженеры создали замечательную машину, составившую почти треть общего парка армейских тягачей. Более 7 тысяч австрийцы собрали сами, а остальные произвели по лицензии немецкие заводы. Для вермахта австрийская инициатива была неоценима. Большинство прочих тягачей, в отличие от 28 151 RSO были колесными или полугусеничными, то есть куда менее пригодными для проклятья всех агрессоров — российского бездорожья. Там, где они безнадежно вязли, «Штейеры» трудолюбиво преодолевали наши величественные лужи и гордые колдобины. Машины оказались столь выносливы и надежны, что и десятилетия спустя после войны переоборудованные в трелевочные тракторы, таскали деревья в советских леспромхозах.

Чехи сильно завидовали успеху «Штейра» и в качестве альтернативы попытались навязать берлинскому оборонному ведомству свой RSO на колесах большого диаметра. Однако машина оказалась куда хуже австрийской, поскольку жрала слишком много топлива и была чрезвычайно трудоемка в изготовлении. После выпуска 200 тягачей «Шкода» прекратила производство, признав свое поражение в национал-социалистическом соревновании.

Но главное не победа, а участие, и здесь обе стороны отличились на славу. Из примерно 500 тысяч грузовиков, автобусов и тягачей, выпущенных в Рейхе и на присоединенных территориях, австрийские заводы выпустили почти 56 тысяч, а чешские по неполным данным свыше 11 тысяч. Вместе с 54 700 французскими выходит почти четверть всего грузопассажирского автотранспорта гитлеровской евроармии. Если вспомнить о 40 067 поставленных за военные годы «Фордах» берлинской и кельнской сборки, доля негерманских машин доходит до трети.

И это без трофейных грузовиков, выпущенных западными соседями Германии до 1940 года! Подавляющее большинство их, наряду с гражданскими машинами, а также бельгийскими, голландскими, датскими, норвежскими и польскими грузовиками, досталось немцам, сделав евроамериканский вклад в повышение мобильности вермахта куда большим отечественного. Достаточно сказать, что за 1940-1942 гг. французский автопарк сократился в основном в пользу Гитлера с 2,3 миллионов до 400 тысяч машин, а из одной Бельгии немцы вывезли 350 тысяч автомобилей — почти столько же, сколько Советский Союз получил за четыре года из США!

Немцы не могли нарадоваться на своих французских партнеров, что впоследствии вышло тем боком. Например, Луи Рено столь ударно работал на единую Европу, что впоследствии даже подвергся репрессиям. Вернувшийся с американскими дивизиями де Голль национализировал его фирму, а самого босса отдал под суд, после чего тот от огорчения помер.

Куда хитрее оказался владелец другого французского автогиганта Рудольф Пежо. Работавший для немецких друзей не хуже Рено, мсье Пежо вовремя почуял, куда ветер дует. Узнав, что британские агенты собираются взорвать завод, он не заложил их гестапо, и 5 ноября 1943 года часть цехов взлетела на воздух. Впоследствии немцы смогли восстановить производство, но зато Пежо завоевал репутацию крутого патриота, благодаря чему сохранил фирму, и поныне принадлежащую его наследникам.

Само собой, сейчас европейцы стараются не вспоминать о своих трудовых подвигах, а напротив, утверждают, что злобные немцы заставляли клепать им технику под угрозой отправки в газовую камеру. Да вот только все эти сказки без труда опровергаются фактами инициативных разработок типа тех же вездеходов RSO. Немало интересного рассказывают об атмосфере на предприятиях оккупированных стран и немецкие партнеры.

Как работали на Гитлера чехи, вы уже знаете, а вот свидетельство весьма осведомленного по роду службы автора насчет французов. «Промышленность и экономика продолжали ритмично работать, на предприятиях Рено в Булонь-Билланкуре с конвейера бесперебойно сходили грузовики для вермахта, — свидетельствует помощник главы германской военной разведки адмирала Канариса Отто Райле. — И на множестве других предприятий французы без всякого принуждения производили в больших объемах и без рекламаций продукцию для нашей военной промышленности» . («Тайная война. Секретные операции абвера на Западе и Востоке (1921-1945)» . М.: «Центрполиграф» , 2002 г.).

Конечно, нельзя сказать, что все шло абсолютно гладко. И коммунисты, повинуясь приказам из Москвы, и агенты британского Управления специальных операций по заданию Лондона, и отдельные лихие ребята, действовавшие самостоятельно, чего-то регулярно портили, а то и взрывали. Но их героические усилия мало что решали. Подавляющее большинство мсье, панов и прочих херров трудились на единую Европу и любимого фюрера добровольно и с песнями.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Продолжаем обзор голландского ножа.

Дата введения ножа в пользование неизвестна, информацию приходится искать косвенным путём. Так издание «de Stormmeeuw» (N18 за 1936 год , стр.8) пишет: «… когда эта модель будет представлена, она будет носиться на левой стороне».

Если учитывать, что производство холодного оружия (за исключением нужд фронта) приостановлено приказом от 01.09.1942 г., то наиболее вероятен период 1937 – 1942 г.г.

Хотя сам нож и ножны в целом похожи на немецкий вариант, форма клинка отличается и больше напоминает американский нож Боуи (Bowie).

У клинка присутствует очень узкая пята, которая практически закрыта прокладкой-флястом. У ножей серии С пята более узкая, чем у ножей серии А. Ножи серии А снабжены кожаным флястом, а у серии С фляст изготовлен из коричнево-жёлтого войлока.

Шрифт девиза на клинке ножей серии С немного шире, чем у серии А, и у серии С в тексте девиза «Мoed, Eer en Trouw» отсутствует запятая.

 

На фотографиях – девиз на клинке серии А и серии С

 

002-1.jpg

002-2.jpg

Link to comment
Share on other sites

Клинок смонтирован вместе с металлической рукоятью, на обеих сторонах рукояти крепятся заклёпками две пластмассовые накладки. У ножа серии А на передней накладке находится эмблема «Jeugdstorm» - летящая над волнами чайка в круге.

Рукоять ножа серии А изготовлена из никелированного железа (магнитная), а у ножа серии С рукоять тоже никелированная, но не магнитная, изготовлена, видимо, из цинкового сплава.

 - длина ножа (без ножен) – 200 мм;

 - вес ножа (без ножен) – 120-145 г.

 

На фотографиях – рукоять ножа серии А, эмблема на рукояти

 

001-1.jpg

001-2.jpg

Link to comment
Share on other sites

Накладки цвета слоновой кости изготовлены из пластмассы целита, появившейся в 30-е годы ХХ века. Две заклёпки, которые крепят накладки на рукояти, у ножей серии А изготовлены из стали, а у ножей серии С из алюминия.

Круглая эмалированная эмблема, изображающая летящую над волнами чайку на тёмно-синем фоне в оранжевом круге, имеет 14 мм в диаметре, производилась нидерландской фирмой Koninklijke Begeer.

Эмблема, в отличие от эмблемы на ноже HJ, не крепится на шплинтах, а приклеена, что подтверждается рентгеновским снимком рукояти (выполнен коллекционером Джоном Мерлингом).

 

002-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ножны Jeugdstormdolk идентичны поздним ножнам Hitlerjugend, изготовлены из листовой стали (магнитятся), окрашены чёрной краской, имеют кожаный подвес чёрного цвета с поперечным ремешком, фиксирующим рукоять ножа на кнопку.

Ножны для ножей серии А имеют две листовых пружины, у ножей серии С пружина в ножнах одна, зафиксированная заклёпкой на передней поверхности ножен.  

На кожаном подвесе ножен серии А – три заклёпки, а на подвесе серии С заклёпок две.

 

На фотографиях: ножны Jeugdstormdolk спереди и сзади, серия А – вверху, серия С – внизу.

 

01-1.jpg

01-2 .jpg

Link to comment
Share on other sites

Ножи Jeugdstormdolk крайне редко встречаются и весьма ценятся коллекционерами ХО III рейха. По очень приблизительным оценкам было произведено 1800 – 2000 экземпляров, в современных коллекциях, по разным данным, содержится менее сотни экземпляров.

Одной из причин малого количества ножей в обращении в мире коллекционеров может быть то, что всем членам «Jeugdstorm» предлагалось сдать свои ножи для награждения возвращавшихся с Восточного фронта бойцов голландских СС.

Эта церемония описана в журнале «de Stormmeeuw» в июле 1943 года и дополнена фотографией.

 

На фотографии: вручение ножей фронтовикам. Надпись под фотографией: «Братья ван ден Хоффштормер добровольно уступили ножи Jeugdstorm для фронтовиков ван Геелькеркен.»

 

02-1 .jpg

Link to comment
Share on other sites

 В хорошем состоянии ножи практически не встречаются, видимо, это связано с тем, что любые вещи с символикой НСБ и СС после войны были выкинуты или конфисковывались и уничтожались. Также нельзя исключить того, что после удаления эмблемы и девиза ножи использовались как обычные бытовые.

Как и все остальные редкие виды антикварного оружия, ножи Jeugdstorm подделываются, известны очень хорошие копии.

 

На фотографиях: оригинальный нож (вверху) и копия (внизу); оригинальная эмблема на рукояти и копия

 

003-1.jpg

003-2.jpg

003- 5.jpg

003- 7.jpg

Link to comment
Share on other sites

Отличия копии от ножа серии А: рукоять копии изготовлена из немагнитного сплава, тогда как на оригиналах серии А рукоять всегда магнитится. Клинок копии в длину 115 мм, а длина клинка оригинала 106 мм. Диаметр оригинальной эмблемы – 14 мм, копии – 14,5 мм. На копии чайка изображена на светло-синем фоне (оригинальный фон – тёмно-синий), на копии две волны вместо трёх на оригинале.

На копии номер на оборотной стороне гарды отсутствует, оригинал всегда имеет серийный номер! Клеймо производителя на клинке копии хорошего качества, но расположено на расстоянии 31 мм от гарды, тогда как на оригинале это расстояние составляет 18,5 мм.

Копии очень похожи на оригинальные ножи серии С, но на оригиналах серии С отсутствует эмблема на рукояти.

 

На фотографии: сверху вниз – оригинал серии А, оригинал серии С, копия.

 

004-1 .jpg

Link to comment
Share on other sites

На представленной ниже фотографии, слева направо: нож Hitlerjugend, нож Deutsches Jungvolk с эмблемой на ножнах, оригинальный нож Jeugdstorm серии А (номер А541), два оригинальных Jeugdstormdolk cерии C (номера С266 и С322), копия А-серии.

 

005-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Всплыли новые подробности в связи с подозреваемым в убийстве своих родителей в Сумгайыте - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Стали известны новые подробности в связи с Фикретом Мамедовым, подозреваемым в убийстве членов своей семьи в Сумгайыте. 
      Согласно полученной Oxu.Аz информации, молодой человек был участником второй Карабахской войны. 
      Как стало известно Qafqazinfo, в ходе предварительного расследования было установлено, что он употреблял наркотики.
      Утверждается, что Ф.Мамедов часто требовал у родителей денег и поэтому дома между ними постоянно происходили конфликты. По аналогичной причине 8 апреля Фикрет подрался со своим другом детства. Полицейские, дежурившие рядом с местом происшествия, попытались задержать Мамедова, но тот оказал сопротивление.
      В тот же день на Фикрета Мамедова в 3-м отделении Сумгайытского городского управления полиции был составлен протокол по статьям 510 (мелкое хулиганство) и 535 (злостное неповиновение законному требованию работника полиции или военнослужащего) Кодекса об административных проступках. Суд оштрафовал подозреваемого на 150 манатов за совершенное деяние и освободил его.
      В настоящее время продолжается расследование с целью выяснения причин убийства.
      10:52
      Фикрет Мамедов подозревается в убийстве своих родителей в общежитии №18 в 41-м квартале Сумгайыта.
      Отмечается, что он предоставлял услуги такси. Некоторые из соседей заявили, что в семье время от времени возникали конфликты. 
      Однако одна из соседок сообщила Baku TV, что Фикрет был приветливым и спокойным, да и все члены семьи были очень дружелюбными.
      "Мы только услышали крики о помощи. Но когда мы пришли, было уже поздно", - сказала она.
      Подробнее - в сюжете.
      • 1 reply
    • Названы причины закрытия Бакинского французского лицея
      В Бакинском французском лицее (БФЛ) обнародовали причины приостановки деятельности спустя 10 лет работы.
        • Like
      • 13 replies
    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
        • Like
      • 6 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
        • Haha
        • Like
      • 17 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
        • Upvote
        • Like
      • 113 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
        • Like
      • 25 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
        • Thanks
      • 6 replies
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
        • Like
      • 24 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...