Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Sarmatian

Первое упоминание слова "турк" в древних источниках

Recommended Posts

Из выступления Петрова К.И. (г. Фрунзе) на Планерном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая в 1969 г., в Уфе

"... Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э. перечисляя народы в Поволжье, прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор». Его современник Помпоний Мела дает транскрипцию turc (Турк нисколько не «неправильнее» славянской передачи «торк»). Это, конечно, не увязывается с привычной традицией, согласно которой этноним tyurk будто бы «впервые» возник и зафиксирован только в орхоно-енисейских надписях спустя шесть столетий в Монголии, откуда его распространили переселившиеся в VI в. тюркские племена. ...". См. подробнее:

[url="http://suraman2.narod.ru/sarmat.html"]http://suraman2.narod.ru/sarmat.html[/url]

Есть упоминания понятия "turcae" у Помпония Мелы. (ПОМПОНИЙ МЕЛА. Древнеримский автор I в. н. э., географ.) У Помпония там идет перечисление народов (... будины, гелоны, тиссагеты, ТУРКИ). Точно в том же порядке, дает их, например, Геродот, только на месте турков - йирки. Так что похоже, что Помпоний списал с Геродота или какого-нибудь Геродотова пересказчика. И на каком-то этапе текст был искажен таким образом, что вместо йирков появились турки. В греческой графике перепутать было вообще-то нетрудно (йирки - IYPKAI, турки - TYРKAI). Перекладывая на латынь, получится или как у Плиния tyrcae (если побуквенно транслитерировать), или как у Помпония turcae (если сделать более по-латински).


Ссылки на оригинальные тексты:
[url="http://herodot.georgehinge.com/hdt4.html"]Геродот[/url]
[url="http://ourworld.cs.com/latintexts/m119.htm"]Помпоний Мела[/url]
[url="http://www.ukans.edu/history/index/europe/ancient_rome/L/Roman/Texts/Pliny_the_Elder/6*.html"]Плиний[/url]

PS: Насчет понятий "... будины, гелоны"

Будин- древнетюркютское понятие "будун", тоесть "чернь"
Гелоны- искаженная форма древнетюкютского "жилан"/"йилан"... змея (имели на знамени изображение дракона, змеи)

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Sarmatian' post='658245' date='Mar 3 2006, 03:34 ']Из выступления Петрова К.И. (г. Фрунзе) на Планерном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая в 1969 г., в Уфе

"... Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э. перечисляя народы в Поволжье, прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор». Его современник Помпоний Мела дает транскрипцию turc (Турк нисколько не «неправильнее» славянской передачи «торк»).[b] Это, конечно, не увязывается с привычной традицией, согласно которой этноним tyurk будто бы «впервые» возник и зафиксирован только в орхоно-енисейских надписях спустя шесть столетий в Монголии, откуда его распространили переселившиеся в VI в. тюркские племена. ...". [/b]См. подробнее:[/quote]

"Туры с быстрыми конями" о которых говорит "Авеста" охватывая период 782-50 гг. до н.... Судя по "Авесте" туры, туранцы - ираноязычны. Затем согласно известной версии (насколько я понял) их места занимают хунны, тюркоязычные, и ираноязычные туры из-за своей относительной малочисленности ассимилируют с ними - перенимают их язык, но сохраняют прежний этноним "тур", который стал звучать как "тюрк".

приведенные вами источники показывают что турк как этноним сушествовал намного раньше?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Гарак, дорогой, сегодняшняя Авеста - это фикция. Самая ранняя рукопись датируется 15-16-м столетием. Так говорят эксперты. Интересно что, сегодня мало кто знает что, на самом деле в оригинале это книга не АВЕСТА, а [b]БАШТАК.[/b] Спецы об этом знают, но молчат.
Апелируют к этой Авесте только те кто увлечен мифологическими фантасмагориями. Но это уже качество сознания. То есть в данном случае должны вмешаться больше психологи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Sarmatian' post='658245' date='Mar 3 2006, 03:34 ']Из выступления Петрова К.И. (г. Фрунзе) на Планерном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая в 1969 г., в Уфе

"... Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э. [b]перечисляя народы в Поволжье[/b], прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор».[/quote]


Господствующая, можно сказать, официальная, точка зрения на этногенез тюркских народов сводится к тому, что их[b] предки [/b]в последние века до нашей эры (чаще всего называют III в.) [b]обитали[/b] где-то на востоке, [b]на территории, лежащей между Алтаем и Байкалом [/b]

Ряд ученых не разделяют этого мнения, считает [b]прародиной тюркских племен Волго-Уральское междуречье [/b]с примыкающими сюда регионами.

Алтай, Южная Сибирь и Прибайкалье, возможно, были их второй прародиной откуда они снова двигались в Европу и Западную Азию, где их и застают древние авторы»

Вот что писал по этому поводу выдающийся венгерский тюрколог Юлиус Немет: «Как известно, древнейшие территории, где жили тюрки, обычно относят к Центральной и Восточной Азии. В противополож ность этому я высказал мнение о том, что, согласно языковым данным, древнейшие предположительные территорйи заселения тюрков следует искать в Западной Азии, Тюркские племена, видимо, не следует отрывать от уральских, и нет оснований относить первоначальные территории уральских племен к Средней Азии или Восточной Азии» (Немет, 1963, с. 127428).

Эту концепцию академик Немет выдвинул еще 1912—1914 гг после детального изучения языка истории венгров, балкарцев, карачаевцев, кумыков, татар и ряда других народов, населявших Восточную Европу с древнейших времен (Немет, 1912)



я так понимаю что тюркологи разделились на два лагеря: большинство считают прародиной тюрок Алтай, Южную Сибирь и Прибайкалье но есть и другие известные имена кто склонны считать первоначальной родиной тюрков Волго-Уральский регион, откуда тюркские племена в IV-III до н. э расселились во многие регионы Азии и Европы?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мовсес Хоренаци:

[i]Мужа с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомка внука Хайка Паскама по имени [b]Торк,[/b] прозванного Ангелеа [59] из-за крайне безобразного вида, могучего исполина, он назначает наместником западного края. По неприглядности лица он и род его наименовывает Ангелтун. Но если тебе угодно, я также могу наболтать о нем несообразное и неправдоподобное, наподобие персов, приписывающих Ростому Сагчику силу ста двадцати слонов. Ибо песни, сложенные о нем по поводу его мощи и бесстрашия, чрезмерно нелепы; не подходят эти предания даже к Самсону [60] или Гераклу или Сагчику [61]. Ибо пели, что он мог, хватая руками гранитные скалы, не имевшие трещин, разрывать их по желанию на большие или малые (глыбы), сглаживать ногтями, превращая в доски, и вырезать на них, своими же ногтями, орлов и тому подобное [62]. А раз, встретив у берегов Пон¬тийского моря вражеские суда, он бросается на них, и когда они удаляются в открытое море стадий на восемь, а он не успевает за ними, то он, говорят, хватает холмоподобные скалы и швыря¬ет им вслед; от сильного, расступления вод тонет немалое число кораблей, а остальные отгоняются на много миль огромными вол¬нами, поднявшимися вследствие расступления вод [63]. [b]Да, чрез¬мерна легенда, поистине — легенда легенд. [u]Но что тебе в том? [/u][/b]Видно, был он действительно неимоверно могуч и заслужил по¬добные предания.[/i]

Share this post


Link to post
Share on other sites
[u]АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ[/u]:

[b]Скифия[/b]204, т. е. [b][u]Апахтарк[/u], то же что [u]турки[/u][/b], начинается от реки Этиля, тянется до горы Емавона (’Ιμαος), а за ней простирается до страны Ченов. Гора же Емавон выше и длиннее всех гор. В Скифии живут 44 народа: согды ( ), тухары, ефталиты ( ) и другие народы с варварскими именами. В ней много гор, больших рек, пустынных равнин, жаркая и безводная область, в которой лежит огненное поле. Согды живут между Арией и Туркастаном. Они богаты, промышленны ( ) и занимаются торговлею.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Sarmatian' post='658245' date='Mar 3 2006, 03:34 ']Из выступления Петрова К.И. (г. Фрунзе) на Планерном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая в 1969 г., в Уфе

"... Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э. перечисляя народы в Поволжье, прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор». Его современник Помпоний Мела дает транскрипцию turc (Турк нисколько не «неправильнее» славянской передачи «торк»). Это, конечно, не увязывается с привычной традицией, согласно которой этноним tyurk будто бы «впервые» возник и зафиксирован только в орхоно-енисейских надписях спустя шесть столетий в Монголии, откуда его распространили переселившиеся в VI в. тюркские племена. ...". См. подробнее:

[url="http://suraman2.narod.ru/sarmat.html"]http://suraman2.narod.ru/sarmat.html[/url]

Есть упоминания понятия "turcae" у Помпония Мелы. (ПОМПОНИЙ МЕЛА. Древнеримский автор I в. н. э., географ.) У Помпония там идет перечисление народов (... будины, гелоны, тиссагеты, ТУРКИ). Точно в том же порядке, дает их, например, Геродот, только на месте турков - йирки. Так что похоже, что Помпоний списал с Геродота или какого-нибудь Геродотова пересказчика. И на каком-то этапе текст был искажен таким образом, что вместо йирков появились турки. В греческой графике перепутать было вообще-то нетрудно (йирки - IYPKAI, турки - TYРKAI). Перекладывая на латынь, получится или как у Плиния tyrcae (если побуквенно транслитерировать), или как у Помпония turcae (если сделать более по-латински).
Ссылки на оригинальные тексты:
[url="http://herodot.georgehinge.com/hdt4.html"]Геродот[/url]
[url="http://ourworld.cs.com/latintexts/m119.htm"]Помпоний Мела[/url]
[url="http://www.ukans.edu/history/index/europe/ancient_rome/L/Roman/Texts/Pliny_the_Elder/6*.html"]Плиний[/url]

PS: Насчет понятий "... будины, гелоны"

Будин- древнетюркютское понятие "будун", тоесть "чернь"
Гелоны- искаженная форма древнетюкютского "жилан"/"йилан"... змея (имели на знамени изображение дракона, змеи)[/quote]


[b]Помпония Мелa[/b]

I. 19. 116. [Берегами Танаиса]... владеют савроматы, одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями: первые меотиды женовладеемые занимают владения амазонок, степи, богатые пастбищами, но в остальном скудные и голые. [b]Будины[/b] населяют деревянный город Гелоний. В близком соседстве с ними тиссагеты и [b]турки [/b]живут в обширных лесах и добывают средства к жизни охотой5.
II. 9. Нравы и культура [скифских] племен различны. Эсседоны празднуют погребение родителей веселыми жертвоприношениями и торжественными собраниями всей родни; сами трупы умерших растерзывают, примешивают к внутренностям убитых животных и употребляют в пищу на пиршестве; черепа тщательно вычищают, связывают золотыми обручами и носят вместо сосудов. Это считается у них последним долгом сыновней любви.
II. 10. [b]Агафирсы[/b] разрисовывают лица и члены тела более или менее смотря по степени благородства, впрочем все одними и теми же рисунками и притом так, что смыть их невозможно...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Самое первое известное упоминание этнонима ТУРК относится к 4250 летней давности. Речь идет о клинописи на глиняной табличке, которую написали по приказу Аккадского короля, где отмечается о его походах в Анатолию. Именно в 15-й строке упоминается «Царство Турки», население которого в поздних таблетах назывались Турукку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Elshad Alili' date='08 January 2010 - 02:02' timestamp='1262901720' post='6009241']
Самое первое известное упоминание этнонима ТУРК относится к [b]4250[/b] летней давности. [/quote]
Случайно не знаете какой месяц,очень интересно каким был по гороскопу первый турк.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Лахиджанин' date='08 January 2010 - 12:50' timestamp='1262951427' post='6012153']
Случайно не знаете какой месяц,очень интересно каким был по гороскопу первый турк.
[/quote]Ну это нужно у Исуса Христа спросить...когда он от бога родился :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Elshad Alili' date='08 January 2010 - 02:02' timestamp='1262901720' post='6009241']
Самое первое известное упоминание этнонима ТУРК относится к 4250 летней давности. Речь идет о клинописи на глиняной табличке, которую написали по приказу Аккадского короля, где отмечается о его походах в Анатолию. Именно в 15-й строке упоминается «Царство Турки», население которого в поздних таблетах назывались Турукку.
[/quote]


Есть более подходящее (созвучное) место - называется Турку.
В Финляндии.

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='KRD' date='08 January 2010 - 19:54' timestamp='1262966091' post='6013790']
Есть более подходящее (созвучное) место - называется Турку.
В Финляндии.
[/quote]
Кстати, вы очень даже правы в этом отношении.

Финны сами угроский народ и тюрки были всегда рядом. Даже тюрки повлияли очень на их мифологию и на язык

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Лахиджанин' date='08 January 2010 - 15:50' timestamp='1262951427' post='6012153']
Случайно не знаете какой месяц,очень интересно каким был по гороскопу первый турк.
[/quote]
bıyyy, Lahıclı xoş geldin.

При чем тут первый турк? речь идет о первом упоминание этнонима, которая зафиксирована в исторических хрониках.


http://books.google.com/books?id=P8fl8BXpR0MC&pg=PA87&lpg=PA87&dq=turukki&source=bl&ots=Jc0pgIQ-R0&sig=hdlJ9LZ3VVdMiVsy0j1DWCsMWNs&hl=de&ei=0cZHS7GxI9HB4gbRzZzyAg&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=5&ved=0CBsQ6AEwBA#v=onepage&q=turukki&f=false

Share this post


Link to post
Share on other sites
Xoş günün olsun :)
Прочитав написанное(по правде говоря не все) я понял что турки по рождению
из года змеи(флаги,гербы).Но честно говоря мне любопытно откуда у вас такая
точная дата"4250"(özüm ölüm qırağdan baxan üçün bir az gülməli görsənir,başqa şey başa düşmə))

Share this post


Link to post
Share on other sites
[quote name='Ossi' date='08 January 2010 - 17:21' timestamp='1262956881' post='6012909']
Ну это нужно у Исуса Христа спросить...когда он от бога родился :D
[/quote]
С удовольствием спросил бы, но жаль, я не собираюсь попасть туда где они(пророки)
обитают :) потомучто избегаю двух типов лжецов - первые пророки а вторые историки

Share this post


Link to post
Share on other sites

×